Дорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Щебеневой Еленой Михайловной, воспитателем МДОУ ДС № 402 "Золотая рыбка" города Нижнего Новгорода, Нижегородской области. Елена Михайловна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей", или "Занятие по математической деятельности с детьми старшей группы на тему: «Поможем Фее Времени»". Материал будет интересен воспитателям ДОУ, а также заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Михайловны:
"В данной работе я хотела поделиться своим опытом в формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста."
Увлекательного чтения...
Занятие по математической деятельности с детьми старшей группы на тему:
Программное содержание
1.1. Формировать представления о понятиях: вчера, сегодня, завтра.
1.2. Учить ориентироваться во времени с помощью моделей.
1.3. Закреплять знания детей о днях недели и временах года, распределять в правильном порядке.
1.4. Закреплять с детьми понятия: утро, день, вечер, ночь. Учить соотносить цифры с частями суток в определенно заданном порядке.
2.1. Развивать у детей мыслительные операции: анализ, синтез (декодировать информацию).
2.2. Развивать память, воображение, логическое мышление.
2.3. Развивать речевую активность.
3.1. Воспитывать интерес к математической деятельности.
3.2. Воспитывать желание помогать сказочным героям.
3.3. Проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении результата своей деятельности.
Материал к занятию:
- Письмо от Феи Времени.
- Карточки с частями суток.
- Мяч.
- Модели времен года по количеству детей.
- Цифры от 1 до 4 на каждого.
- Календарики.
Предварительная работа
- Чтение «Четыре художника», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, «Сказка про вчерашний день» Е. Ильина.
- Отгадывание загадок.
- Разучивание стихов, загадок о временах года.
- Игры «Назови соседей», «Какой день недели спрятался?», «Когда это бывает?».
- Подвижные игры «Живая неделя», «День и ночь», «Найди свой день», «Найди соседей».
Индивидуально-дифференцированный подход
- Детям с высоким уровнем развития – закрасить 4 части модели времен года, соотнести цифры с частями суток, изображенными не по порядку.
- Детям со средним уровнем развития – закрасить 2 – 3 части модели времен года, соотнести цифры с частями суток, изображенными в обратном порядке.
- Детям с низким уровнем развития – закрасить 1 – 2 части модели времен года, соотнести цифры с частями суток, изображенными по порядку.
Методы и приемы
- Игровые: введение игрового персонажа – Феи Времени, игровые задания и воображаемая ситуация.
- Наглядные: рассматривание моделей цифр, карточек с частями суток.
- Словесные: чтение письма, художественное слово, вопросы продуктивного и репродуктивного характера, поощрение, напоминание, пояснение, оценка детской деятельности.
- Практические: самостоятельная деятельность детей, игра «Назови скорее», решение проблемных ситуации.
Ход занятия
В.: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо; от кого письмо, мы сейчас узнаем, прочитав его.
Здравствуйте, ребята!
Я – Фея Времени, живу в сказочной стране. У нас случилась беда. В нашу страну пришла Неразбериха, и все жители нашей страны перессорились между собой, и все перепуталось. И сутки, и недели, и времена года. Помогите, ребята все исправить.
В.: От кого же пришло письмо?
Д.: От Феи Времени из сказочной страны.
В.: Поможем, ребята, Фее Времени и жителям сказочной страны избавиться от Неразберихи?
Д.: Поможем.
В.: Чтобы помочь Фее Времени и жителям сказочной страны, надо выполнить 3 задания. И вот первое задание. Отгадайте загадку и тогда узнаете, о чем в нем говорится.
Друг за дружкой чередой
Мир находят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот, -
Спать немедленно зовет.
В.: Про кого загадка, дети?
Д.: Про день и ночь.
В.: Правильно, про части суток. Из-за того, что части суток в сказочной стране перепутались, петушок не знает, когда кричать: «Ку-ка-ре-ку, пора вставать!». Сова не знает, когда на охоту летать. Цыплята не знают, когда спать ложиться. Помогите петушку, сове и цыплятам.
1. Скажите, какие части суток вы знаете?
Д.: Утро, день, вечер, ночь.
2. В каком порядке идут части суток?
Д.: Части суток идут друг за другом.
3. Детям предлагаются картинки с частями суток.
Задание: разложить картинки по порядку и отметить цифрами правильный порядок частей суток.
В процессе выполнения задания осуществляется контроль воспитателем, самоконтроль и взаимоконтроль между детьми.
В.: Все справились, помогли петушку, сове и цыплятам. Теперь они знают, когда вставать, когда на охоту летать, когда спать ложиться.
Следующее задание мы узнаем, отгадав загадку.
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
Д.: Это неделя.
В.: Дни недели просят помощи. Из-за неразберихи в сказочной стране они все перепутались и не знают, кто из них начинает неделю, а кто заканчивает. Поможем дням недели?
Д.: Да, поможем.
В.: А справиться с этим заданием нам поможет игра «Назови скорей» (подвижная игра в кругу с мячом). Воспитатель называет любой день недели, бросает мяч и задает вопрос:
- 1. Сегодня вторник, а вчера был …?
- 2. Вчера был четверг, а завтра будет …?
- 3. Между пятницей и воскресеньем какой день недели?
- 4. Сегодня понедельник, а завтра будет …?
- 5. Вчера был вторник, а сегодня …?
- 6. Какой сегодня день недели?
- 7. Понедельник – какой по счету день недели?
- 8. Какой день недели последний?
- 9. Какой день недели выходной?
- 10. какой день недели третий по счету?
В.: Молодцы, ребята! Справились с заданием, помогли дням недели.
И последнее задание на пути к победе над Неразберихой. Чтобы узнать, о чем говорится в этом задании, необходимо отгадать загадку о Фее Времени.
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движением полна,
Зовут меня …
Д.: Весна.
Несу я урожаи,
Поля вновь заселяю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я - …
Д.: Осень.
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня «Я …».
Д.: Лето.
В.: Про какое время года Фея времени забыла нам загадать загадку. Кто из вас хочет загадать загадку о зиме?
Д.: Про зиму.
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …
Д.: Зима.
В.: Все загадки отгадали.
Как вы думаете, о чем говорится в этом задании?Д.: О временах года.
В.: О каких временах годы были загадки?Д.: О зиме, весне, лете, осени.
В.: Фея Времени прислала нам модели года. На одних Неразбериха стерла цвета времен года, а на других не успела стереть. Поможем временам года вспомнить свои цвета?
Д.: Да, поможем.
Дети выполняют задание:
- закрасить 4 части модели времен года,
- закрасить 2 –3 части модели времен года,
- закрасить 1 – 2 части модели времен года.
(Детям, выполнившим первыми задание, предложить отметить на модели настоящее время года)
В.: Молодцы, ребята! Как вы дружно справились с заданиями, избавились от неразберихи во временах года.
Проверить, правильно ли вы выполнили задание, вам поможет эта модель. (Дети соотносят правильность выполнения своего задания с образцом)
В.: Теперь с вашей помощью с Неразберихой в сказочной стране покончено.
Ребята, какое задание для вас было сложным, а какое – более простым.
За помощь, которую вы оказали жителям сказочной страны, за вашу доброту, отзывчивость, находчивость, сообразительность Фея Времени дарит вам календарики. С их помощью мы сможем больше узнать о времени.