Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Щебенева Е. М.
11 минут 7801 2469

Мастера своего дела: Щебенева Е. М.

fea_statiДорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Щебеневой Еленой Михайловной, воспитателем МДОУ ДС № 402 "Золотая рыбка" города Нижнего Новгорода, Нижегородской области. Елена Михайловна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей", или "Занятие по математической деятельности с детьми старшей группы на тему: «Поможем Фее Времени»". Материал будет интересен воспитателям ДОУ, а также заинтересованным родителям. 

Краткий комментарий к статье от Елены Михайловны:

"В данной работе я хотела поделиться своим опытом в формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста."

Увлекательного чтения...


Занятие по математической деятельности с детьми старшей группы на тему:

«Поможем Фее Времени»

Программное содержание

    1. Образовательные задачи

      1.1. Формировать представления о понятиях: вчера, сегодня, завтра.

      1.2. Учить ориентироваться во времени с помощью моделей.

      1.3. Закреплять знания детей о днях недели и временах года, распределять в правильном порядке.

      1.4. Закреплять с детьми понятия: утро, день, вечер, ночь. Учить соотносить цифры с частями суток в определенно заданном порядке.

        2. Развивающие задачи

          2.1. Развивать у детей мыслительные операции: анализ, синтез (декодировать информацию).

          2.2. Развивать память, воображение, логическое мышление.

          2.3. Развивать речевую активность.

            3. Воспитательные задачи

              3.1. Воспитывать интерес к математической деятельности.

              3.2. Воспитывать желание помогать сказочным героям.

              3.3. Проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении результата своей деятельности.

              Материал к занятию:

              1. Письмо от Феи Времени.
              2. Карточки с частями суток.
              3. Мяч.
              4. Модели времен года по количеству детей.
              5. Цифры от 1 до 4 на каждого.
              6. Календарики.

              Предварительная работа

              • Чтение «Четыре художника», «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака, «Сказка про вчерашний день» Е. Ильина.
              • Отгадывание загадок.
              • Разучивание стихов, загадок о временах года.
              • Игры «Назови соседей», «Какой день недели спрятался?», «Когда это бывает?».
              • Подвижные игры «Живая неделя», «День и ночь», «Найди свой день», «Найди соседей».

              Индивидуально-дифференцированный подход

              • Детям с высоким уровнем развития – закрасить 4 части модели времен года, соотнести цифры с частями суток, изображенными не по порядку.
              • Детям со средним уровнем развития – закрасить 2 – 3 части модели времен года, соотнести цифры с частями суток, изображенными в обратном порядке.
              • Детям с низким уровнем развития – закрасить 1 – 2 части модели времен года, соотнести цифры с частями суток, изображенными по порядку.

              Методы и приемы

              • Игровые: введение игрового персонажа – Феи Времени, игровые задания и воображаемая ситуация.
              • Наглядные: рассматривание моделей цифр, карточек с частями суток.
              • Словесные: чтение письма, художественное слово, вопросы продуктивного и репродуктивного характера, поощрение, напоминание, пояснение, оценка детской деятельности.
              • Практические: самостоятельная деятельность детей, игра «Назови скорее», решение проблемных ситуации.

              Ход занятия

              В.: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо; от кого письмо, мы сейчас узнаем, прочитав его.

              Здравствуйте, ребята!

              Я – Фея Времени, живу в сказочной стране. У нас случилась беда. В нашу страну пришла Неразбериха, и все жители нашей страны перессорились между собой, и все перепуталось. И сутки, и недели, и времена года. Помогите, ребята все исправить.

              В.: От кого же пришло письмо?

              Д.: От Феи Времени из сказочной страны.

              В.: Поможем, ребята, Фее Времени и жителям сказочной страны избавиться от Неразберихи?

              Д.: Поможем.

              В.: Чтобы помочь Фее Времени и жителям сказочной страны, надо выполнить 3 задания. И вот первое задание. Отгадайте загадку и тогда узнаете, о чем в нем говорится.

              Друг за дружкой чередой

              Мир находят брат с сестрой.

              Братец будит весь народ,

              А сестра, наоборот, -

              Спать немедленно зовет.

              В.: Про кого загадка, дети?

              Д.: Про день и ночь.

              В.: Правильно, про части суток. Из-за того, что части суток в сказочной стране перепутались, петушок не знает, когда кричать: «Ку-ка-ре-ку, пора вставать!». Сова не знает, когда на охоту летать. Цыплята не знают, когда спать ложиться. Помогите петушку, сове и цыплятам.

              1. Скажите, какие части суток вы знаете?

              Д.: Утро, день, вечер, ночь.

              2. В каком порядке идут части суток?

              Д.: Части суток идут друг за другом.

              3. Детям предлагаются картинки с частями суток.

              Задание: разложить картинки по порядку и отметить цифрами правильный порядок частей суток.

              В процессе выполнения задания осуществляется контроль воспитателем, самоконтроль и взаимоконтроль между детьми.

              В.: Все справились, помогли петушку, сове и цыплятам. Теперь они знают, когда вставать, когда на охоту летать, когда спать ложиться.

              Следующее задание мы узнаем, отгадав загадку.

              Что за птицы пролетают

              По семерке в каждой стае,

              Вереницею летят,

              Не воротятся назад.

              Д.: Это неделя.

              В.: Дни недели просят помощи. Из-за неразберихи в сказочной стране они все перепутались и не знают, кто из них начинает неделю, а кто заканчивает. Поможем дням недели?

              Д.: Да, поможем.

              В.: А справиться с этим заданием нам поможет игра «Назови скорей» (подвижная игра в кругу с мячом). Воспитатель называет любой день недели, бросает мяч и задает вопрос:

              • 1. Сегодня вторник, а вчера был …?
              • 2. Вчера был четверг, а завтра будет …?
              • 3. Между пятницей и воскресеньем какой день недели?
              • 4. Сегодня понедельник, а завтра будет …?
              • 5. Вчера был вторник, а сегодня …?
              • 6. Какой сегодня день недели?
              • 7. Понедельник – какой по счету день недели?
              • 8. Какой день недели последний?
              • 9. Какой день недели выходной?
              • 10. какой день недели третий по счету?

              В.: Молодцы, ребята! Справились с заданием, помогли дням недели.

              И последнее задание на пути к победе над Неразберихой. Чтобы узнать, о чем говорится в этом задании, необходимо отгадать загадку о Фее Времени.

              Я раскрываю почки,

              В зеленые листочки,

              Деревья одеваю,

              Посевы поливаю,

              Движением полна,

              Зовут меня …

              Д.: Весна.

              Несу я урожаи,

              Поля вновь заселяю,

              Деревья раздеваю,

              Но не касаюсь сосен

              И ёлочек. Я - …

              Д.: Осень.

              Я соткана из зноя,

              Несу тепло с собою,

              Я реки согреваю.

              «Купайтесь!» - приглашаю.

              И любите за это

              Вы все меня «Я …».

              Д.: Лето.

              В.: Про какое время года Фея времени забыла нам загадать загадку. Кто из вас хочет загадать загадку о зиме?

              Д.: Про зиму.

              Дел у меня не мало –

              Я белым одеялом

              Всю землю укрываю,

              В лед реки убираю,

              Белю поля, дома,

              Зовут меня …

              Д.: Зима.

              В.: Все загадки отгадали.

              Как вы думаете, о чем говорится в этом задании?

              Д.: О временах года.

              В.: О каких временах годы были загадки?

              Д.: О зиме, весне, лете, осени.

              В.: Фея Времени прислала нам модели года. На одних Неразбериха стерла цвета времен года, а на других не успела стереть. Поможем временам года вспомнить свои цвета?

              Д.: Да, поможем.

              Дети выполняют задание:

              • закрасить 4 части модели времен года,
              • закрасить 2 –3 части модели времен года,
              • закрасить 1 – 2 части модели времен года.

              (Детям, выполнившим первыми задание, предложить отметить на модели настоящее время года)

              В.: Молодцы, ребята! Как вы дружно справились с заданиями, избавились от неразберихи во временах года.

              Проверить, правильно ли вы выполнили задание, вам поможет эта модель. (Дети соотносят правильность выполнения своего задания с образцом)

              В.: Теперь с вашей помощью с Неразберихой в сказочной стране покончено.

              Ребята, какое задание для вас было сложным, а какое – более простым.

              За помощь, которую вы оказали жителям сказочной страны, за вашу доброту, отзывчивость, находчивость, сообразительность Фея Времени дарит вам календарики. С их помощью мы сможем больше узнать о времени.

              Может быть интересно

              Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

              Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

              14 минут 2000 35

              Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

              Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
              10 минут 6534 677