Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Крыштоп Елену Владимировну, воспитателя МБДОУ №45 "Ромашка" города Таганрога, Ростовской области. Елена Владимировна с радостью делится с нами статьей "Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста". Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Елены Владимировны:
"Моя статья посвящена пальчиковым играм. Работая четыре года с детьми раннего возраста, я стараюсь использовать пальчиковую гимнастику в разных режимных моментах. На собственном опыте я убедилась. Что стихи, песенки и потешки с движением рук, не только очень нравятся детям, но и имеют колоссальный развивающий эффект."
Познавательного чтения...
Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что начало развитию мышления дает рука.
В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо начинать развивать его руки: пальцы и кисти.
Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.
Развитию движений кистей и пальцев рук детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действий по показу взрослого.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора – двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре важны для формирования чувства уверенности у ребенка.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множествоточек, связанных с теми или иными органами.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Пальчиковая гимнастика:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь ребенка;
- повышает работоспособность коры головного мозга;
- развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
- снимает тревожность.
Очень хорошо, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешают и успокаивают. Насколько малышу понравиться игра зависит от взрослых. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с полутора- двух лет имеют большое значение выразительная мимика и речь взрослого, умение сделать в нужном месте паузы, сказать тихо или громко, угадать, когда нужно повторить движение без текста, определить, где нужно говорить очень медленно и т.д. .
Пальчиковые игры можно использовать в различных режимных моментах. Они проводятся небольшой подгруппой или индивидуально.
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз.)
Вы проснулись? (Смотрим в бинокль.)
С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки.)
Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушкам.)
С добрым утром, ручки!(Поглаживаем кисти рук.)
Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши.)
С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги.)
Вы проснулись? (Притопываем.)
С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку.)
Мы проснулись! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться.)
Подготовить детей к умыванию поможет игра «Лады – лады».
Ой, лады, лады, лады, (Показать ладошки, покрутить кистями рук вверх – вниз.)
Не боимся мы воды, (Хлопнуть в ладоши и потереть ладошкой о ладошку.)
Чисто умываемся, (Круговые движения ладонями вокруг лица.)
Друг другу улыбаемся (Развести руки и улыбнуться.)
Пальчиковую гимнастику можно использовать на прогулке, во время наблюдений за природными явлениями. Так, наблюдая за дождем, дети охотно воспримут игру «Дождик, дождик, что ты льешь?»
Дождик, дождик, что ты льешь? (Показываем брызги пальчиками.)
Погулять нам не даешь? (Шагаем пальчиками.)
Я водою дождевою, землю мою, мою, мою. (Складываем ладошки и потираем руки друг о друга.)
Мою крышу и забор., (Показываем крышу.)
Мою улицу и двор. (Показываем, какой большой двор.)
Во время знакомства с фруктами, более лучшему восприятию будет способствовать пальчиковая игра «Будем мы варить компот».
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много, вот. («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить, (Ребром ладони стучат по ладошки другой руки.)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. (Сжимают кулачки.)
Варим, варим мы компот,
Угости честной народ! (Снова «варят» компот.)
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Список использованной литературы:
- Гризик Т.И. Развитие речи детей. –М., 2005.
- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. – М., Риполклассик, 2010.
- Жукова О.В. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. //Дошкольное воспитание. – 2006., № 11, с 14-17.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб, Издательский дом «Литера», 2005.
- Мальцева И.В. Пальчиковые игры от рождения до трёх лет. – Издательская Группа «Азбука – классика», 2009.
- Узорова О.Н. Пальчиковые игры. – М., 2006.
- Шанина С.А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка. – М., 2008.