Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края через реализацию детского проекта «Растут дубы - растём и мы»
12 минут 6878 2108

Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края через реализацию детского проекта «Растут дубы - растём и мы»

dub_statiДорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас со Смирновой Валентиной Александровной, воспитателем МДОУ "Бершетский детский сад" Пермского района, Пермского края. Сегодня Валентина Александровна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе родного края в проекте "Растут дубы - растем и мы". Проект будет интересен воспитателям и родителям. 

Краткий комментарий к статье от Валентины Александровны:

"Более 30 лет я работаю воспитателем в Бершетском детском саду. Последние годы работаю на старшем и подготовительном возрасте. Мне нравится заниматься с детьми используя в работе проектную деятельность. Данная деятельность помогает детям лучше и легче усвоить, обобщить полученные знания. Совместно с детьми мы разрабатываем, реализуем проекты. С огромным удовольствием дети принимают участие в проектах, привлекая к участию в них и своих родителей."

Увлекательного чтения...


Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края через реализацию детского проекта «Растут дубы - растём и мы»

Большую роль в воспитании детей играет природа. Любовь к природе, навыки бе­режного отношения к ней, забота о живых существах рождает не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как трудолюбие, жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир и видят вес, а иногда даже замечают больше, чем мы, взрослые. Я решила, если рядом с ними будет их воспитатель, ко­торый будет удивляться вместе с ними, учить их не только смотреть, но и видеть, дети захо­тят узнать еще больше. Я старалась дать не только определенные знания, но и научить детей любить и беречь природу, родные места через наблюдения и труд.

Я думала, что достигнуть этого я смогу, если знакомство с природой будет интересным, радостным, познавательным. Для достижения этой цели я использовала наглядный материал, который позволял дополнять, обогащать знания детей. При этом решалась одна из главных нравственных задач - воспитание любви и бережного отношения к природе родного края. Ведь ребенок полюбивший природу, не будет бездушно рвать цветы, разорять гнезда, оби­жать животных, ломать деревья.

Работая с детьми старшего возраста, а в дальнейшем подготовительного я заметила, что дети с интересом наблюдают за деревьями на территории детского сада во время прогу­лок. Их интересовало всё: как называются те или иные деревья, их строение, как они раз­множаются, какой формы листья и плоды, семена. Во время одной из бесед, о пользе деревь­ев, дети сами сделали вывод, что на территории детского сада не достаточное количество де­ревьев. Дети предложили , что было - бы хорошо посадить самим деревья. Мы вместе с детьми выбирали, какие именно деревья будем сажать. А когда родители принесли нам пло­ды дуба , дети сразу решили, что посадим дубовую рощу.

Идея посадки дубовой рощи на территории детского сада дала возможность детям не только наблюдать, но и самим принимать активное участие во всем процессе. Дети получили информацию о деревьях родного края, а так - же подробнее узнали о редких деревьях - ду­бах, о характерной форме их листьев, о пользе дубов для человека, животных и птиц. Смогли использовать плоды дубов для изготовления поделок, предварительно рассмотрев их форму, цвет и качество.

Основной целью моей педагогической практики но данному направлению являлось расширение знаний детей о редких деревьях родного края и знакомство с деревьями на территории детского сада через проектирование.

Реализация указанной цели предполагала решение следующих задач:

1.Развитие эстетического восприятия окружающего мира через стихи, картины, загадки, по­говорки, потешки, произведения.

2.Развитие внимания через наблюдения за саженцами с использованием схем.

3.Формирование любви и бережного отношения к природе, через ухаживание за саженцами и деревьями.

4.Создание зеленого уголка на территории детского сада для прогулок и наблюдений с деть­ми всех возрастов.

Я составила перспективный план работы с детьми, включающий в себя: занятия, работу вне занятий, работу с родителями.

Всю работу я условно разделила на три блока.

Первый блок «Подготовительный».

Основным компонентом в данном блоке являлось чтение произведений, проблемные ситуации, беседы:

*о пользе деревьев для человека, животных, птиц и всего окружающего мира.

*о необходимости посадки дубовой рощи на территории детского сада.

*о приобретении плодов дуба.

* об изготовлении ящиков для посадки плодов дуба.
*о заготовке земли.

*о подготовке места для высадки саженцев.

Второй блок «Деятельный».

Родителями были приобретены плоды дуба. Мы с детьми провели сортировку пло­дов. Часть использовали для посадки, а часть для изготовления поделок. Обговорили с деть­ми, во что можно посадить плоды и сходили в столярку, где наблюдали за изготовлением ящика для посадки. Когда была доставлена земля, мы с детьми начали подготовку плодов к посадке. Дети с удовольствием принимали участие в сортировке плодов, их замачивании. Когда плоды набухли, мы посадили их в приготовленный ящик с землей. Каждый день на­блюдали за изменениями, происходившими с плодами, поливали. Когда саженцы подросли, мы рассадили их в отдельные емкости. В течение всей работы, с момента приобретения пло­дов, мы с детьми делали зарисовки - схемы всей нашей деятельности, последовательность появления всходов.

Основным компонентом данного блока являлись наблюдения, занятия, развлечения, разучивание и рассказывание стихов, чтение произведений, зарисовка схем, рисование де­ревьев, труд в природе, игры, конструирование из плодов, работа с родителями.

Для получения знаний о природе, приобретении опыта общения с ней с детьми были проведены:

  • Развлечения: «В гости к старичку - Лесовичку», «День рождение дуба», «Как звери к зиме
    готовятся».
  • Игры: «С какого дерева эти детки», «Кого не стало», «Что забыл нарисовать художник», «Один - много», «Кто что ест» и другие.
  • Занятия: «Природа - чудесница», «Подарки осени», «Удивительный лес», «Дикие живот­ные», «Что растет в лесу», «Кто живет в лесу», «Почва - живая земля», «Зимующие птицы». Занятия по рисованию деревьев родного края, аппликация «Осенний лес», конструирова­ние из природного материала и другие.

Были использованы наглядно дидактические пособия «Мир в картинках», «Деревья и ли­стья», « Дикие животные», « Рассказы по картинкам» и другие.

Третий блок «Посадка дубовой рощи на территории детского сада и оформление альбома».

Когда саженцы были готовы к высадке на улицу, мы с детьми наблюдали, как двор­ник подготавливает место для посадки, а затем вместе высаживали саженцы, подвязывали их, чтоб нечаянно не поломать, поливали, ходили, наблюдали за их ростом.

Дети осознавали свою значимость в посадке, они знали, что эти саженцы выросли с их помощью. Но для того, чтобы из этих саженцев выросла дубовая роща, необходимо за ними ухаживать и беречь их еще не один год.

А в дальнейшем я думаю, дети смогут приходить любоваться, наблюдать за ними, как растут саженцы, и сравнивать, как выросли дети сами.

Результат этого этапа и послужил названием проекта «Растут дубы - растем и мы».

Во время всего процесса, прорисовывание схем деятельности поощряло желание де­тей думать, видеть изменения и проговаривать действия об увиденном. Большое внимание уделялось практическому методу, так как сама работа без практической деятельности не имела смысла. Дети от начала до конца имели возможность принимать активное участие в работе. В процессе всей деятельности дети делали зарисовки, схемы, подбирали соответст­вующие иллюстрации. А в конце мы вместе с детьми оформили альбом «Редкие деревья родного края» пополнив его сделанными мной фотографиями.

Успешной реализации данной деятельности помогла работа с родителями. В нее вхо­дили:

  • Анкеты: «Расскажите о себе», «Познания о птицах, животных, явлениях природы», «Эколо­гическое воспитание», «Что вы знаете о природных явлениях» и другие.
  • Консультации: «Любите природу», «как работать с природным и бросовым материалом» и другие.
  • Родительские собрания: «Формирование любви к природе», «Влияние природы на нравст­венное развитие детей». «Конструирование из природного и бросового материала в детском саду», «Воспитание у детей заботливого отношения к растениям и животным» и другие.
  • Практическое занятие: «Работа с природным и бросовым материалом».
  • Игра: «Что, где когда?».
  • Развлечения: «Сделаем сами своими руками», «В гости к деревьям».
  • Творческая викторина: «Природа нашего края».
  • Совместные прогулки в лес.

В рамках данной деятельности изучались вопросы о раннем развитии у детей бе­режного отношения к деревьям.

Актуальность и необходимость посадки дубовой рощи на территории детского са­да подтвердилась в результате диагностики по ознакомлению детей с природой.

Начало года:                    высокий-9,10%       средний-13,6%     низкий -77,3%

Конец года:                     высокий - 40,9%       средний - 50%       низкий - 9,1%

Со своим опытом работы по данной теме я выступала на методическом объединении педагогов ДОУ, написала проект и участвовала в проблемной группе в рамках РМО. По от­зывам коллег, опыт доступен и интересен. С огромным желанием делилась своими наработ­ками со всеми, кого они заинтересовали.

Очень хочется верить, что дети, уйдя в школу, не забудут о своем участии в озелене­нии территории детского сада и будут посещать рощу и рассказывать своим друзьям о ней.

У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, используя основное средство познания при­роды - наблюдения, я смогла воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомила их с природными явлениями, объяснила их причины и взаимосвязь.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677