Дорогие друзья, мы рады представить вам Исламову Эльвиру Тимерьяновну, заведующую МБДОУ ДС № 61 "Теремок" города Йошкар-Олы. Эльвира Тимерьянова находится в должности руководителя 13 лет, общий педагогический стаж 23 года. Сегодня Эльвира Тимерьяновна с удовольствием делится с нами статьей "Портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения". Статья будет интересна руководителям дошкольных учреждений.
Краткий комментарий к статье от Эльвиры Тимерьяновны:
"Управленческие функции руководителя ДОУ составляют основу организационной культуры управленческой деятельности, которая позволяет руководителю и всем педагогам достичь тех ценностей в развитии ребенка, которые в концепции дошкольного воспитания обозначены как ценность познания, ценность переживания, ценность преобразования."
Познавательного чтения...
Портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения
Современные изменения в системе управления педагогическими учреждениями связаны с глубокими кризисными явлениями в сфере образования. Традиционные принципы управления не являются достаточными для обеспечения развития образовательного учреждения. Хорошо отлаженные механизмы «жесткого» управления вошли в противоречие со стихийностью, неопределенностью, непредсказуемостью внешней по отношению к администрации образовательного учреждения среды.
Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента является «неопределенность» не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в частности, возникновения новых связей). В условиях динамизма жизнедеятельности полный учет и просчет заранее, до мелочей всех деталей становится маловероятным. Поэтому задача меня, как руководителя состоит в поддержке и инициировании процессов самоорганизации в образовательном учреждении.
Разумеется, современный менеджмент не отвергает полностью рационалистическую модель, которая была и остается методологической основой формирования организационных структур, планирования, расчетов и т. д. Элементы жесткого командного управления по-прежнему предпочтительны в определенных экстремальных условиях, требующих, например быстрой концентрации усилий при решении оперативных задач.
Там, где надо экспериментировать, творить, налаживать взаимодействие, сотрудничество, сугубо административные рычаги становятся неприемлемыми – требуется новое, более гибкое управление. Новая парадигма управления рассматривает образовательное учреждение как открытую самоорганизующуюся систему, обладающую эмерджентными (внезапно возникающими) свойствами, для управления которой необходимо знание и правильное применение принципов синергетики с целью продуктивного использования потенциала самоорганизации.
Суть самоорганизационного управления состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении и т. п.), а в передаче полномочий, предоставлении каждому работающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Поэтому контроль с моей стороны ограничивается и направляется на конечные результаты. При этом предпочтение отдаю самодисциплине и самоконтролю.
При такой постановке вопроса в нашем дошкольном учреждении проблемная концептуализация самоорганизации определяется набором довольно многочисленных принципов:
- Принцип самоорганизуемого управления. В детском саду эффективность самоорганизации в управлении прослеживается при развитых отношениях доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, когда используются знания всех участников педагогического процесса, а не только небольшого числа лиц, осуществляющих планирование и управление в административно-командной форме.
- Принцип открытости. «Открытая модель» управления предполагает: открытость образования будущему; изменение роли руководителя: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире.
- Принцип ценностно-личностного подхода руководителя к подчиненным. Он требует умений обращаться к внутренним источникам и механизмам саморазвития ценностного (рефлексивного) слоя сознания, предсавленного деятельностью его личностных структур: мотивирования, рефлексии, критичности, автономности и др.
- Принцип субъектности. В нашем дошкольном учреждении произошёл переход от традиционно-директивного управления на руководство, способствующее актуализации внутренней, творческой активности личности.
- Принцип становления. Главная форма бытия образовательного учреждения не ставшее, а становящееся бытие. Выражается через хаос и порядок. Хаос необходим, он – источник развития.
- Принцип нелинейности. Ориентирует на преодоление аддитивного подхода в процессе развития системы управления образовательным учреждением – сумма управленческих воздействий не всегда равна их результату.
Далее нами используются принципы, ориентирующие управление на овладение способами инициирования процессов самодостраивания:
- Принцип резонанса – эффективны слабые, резонансные воздействия на управляемую систему. Внешние воздействия совпадают (резонируют) с внутренними механизмами самоорганизации. В своей работе, зная механизмы самоорганизации, сознательно ввожу в среду соответствующее воздействие и тем самым направляю ее движение. Но направляю не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды.
- Принцип приоритета развития целого. Целое развивается быстрее составляющих его частей. При этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое, особенно когда речь идет о такой сложной системе, как образование. Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии материальных, духовных и других затрат. В связи с этим становится важным процесс вовлечения управляемых в процессы их собственного развития для создания нового целого.
- Принцип взаимодействия самоорганизации и организации, случайного и необходимого. В соответствии с этим принципом я учитываю механизмы взаимосвязи и взаимодействия самоорганизации и организации в развитии образовательного учреждения. Если самоорганизация выступает объективным основанием для активизации человеческой деятельности, то организация является способом упорядочивания отмеченной инициативы в том или ином виде.
Управленческие функции, используемые в моей работе, составляют основу организационной культуры управленческой деятельности, которая позволяет мне и всем педагогам достичь тех ценностей в развитии ребенка, которые в концепции дошкольного воспитания обозначены как ценность познания, ценность переживания, ценность преобразования.
Планирование выступает как первая стадия процесса управления, в рамках которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также методы, эффективные в данных условиях. Цель планирования - определить набор задач и согласовать их друг с другом для достижения намеченной цели.
План становится основой деятельности образовательного учреждения, поскольку без него невозможно обеспечивать согласованность в работе, контролировать результаты, определять, перспективу, стимулировать трудовую активность работающих. Органической составной частью планирования становится составление прогнозов, определение перспектив, показывающих направление будущего развития учреждения.
В детском саду – это программа развития ориентированная на будущее управленческое инструментальное знание, определяющее принцип связи концептуальных идей, стратегических целей и механизмов (способов) их реализации в конкретной ситуации.
Координирующая деятельность руководителя является основным ядром гуманистической модели педагогического процесса и системы управления. Характер сложившихся отношений между родителями, педагогами и руководителем является показателем культуры последнего, его ценностных ориентаций, уважения профессионального достоинства личности, способностей рационально использовать человеческие ресурсы.
Культура координирующей деятельности меня, как руководителя проявляется, с одной стороны, в проектировании средств, факторов, стимулирующих взаимодействие сотрудников, а с другой – в моей способности быстро и гибко реагировать на производственные ситуации.
Контролирующая функция обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии педагогической системы, отклонении ее показателей от заданных стандартом образцов (содержание, взаимодействия, методы управления, уровень развития ребенка, родительские запросы и др.).
Информационно-аналитическая функция связывает между собой все другие виды управленческой деятельности. В ходе ее каждый сотрудник учреждения получает необходимую информацию о педагогической системе и уровне развития личности для проектирования направлений развития учреждения и личности. Сбор информации, диагностика педагогического процесса даёт мне широкую выборку показателей для выявления отклонений от качества, для определения соответствия заданных стандартом и фактических параметров качества или для обнаружения ограничений, мешающих достижению высокого уровня развития и образования.
Контрольно-диагностическая функция направлена на обеспечение разработки параметров, показателей и конкретных измерителей результативности, качества, эффективности деятельности учреждения на разных стадиях и этапах его развития. При этом мне необходимо определить содержательные линии, по которым будет осуществлять контроль; объекты контроля; показатели качества; допустимые нормы отклонений от стандартов.
Когда речь идет о контроле качества в процессе деятельности воспитателя, я обращаю внимание на собственные мотивы и ценностные установки – для чего осуществляется контроль: с целью принятия оперативного решения, ориентировки коллектива на успех, на достижение качества или для выявления недостатков, применения административного взыскания.
Основное в общей характеристике культуры управленческой деятельности – это знание закономерностей управленческой деятельности, которых я придерживаюсь в своей работе:
- Качество управления зависит от точной количественной меры (т.е. показателей, норм, стандарта) и способов управленческой деятельности (проектирование, организация, координация, руководство, контроль);
- Наличие информационного поля, где происходит движение, диагностика, обмен информацией, обеспечивает получение эффекта, качества образовательной системы, понимаемой как целостность, соподчиненность и определенность;
- Своевременное наличие обратной связи, т.е. механизмов «обратного действия», обеспечивают качественные результаты педагогического процесса и предупреждают отклонение от нормы;
- Каналы обратной связи, приносящие информацию о текущих процессах, подчиняются достижению цели.
Навыки и способности, используемые мной в управлении дошкольным учреждением.
- Принятие решений.
- Повышение профессиональной компетентности.
- Разрешение проблем управленческого характера.
- Инновационная деятельность.
- Создание условий для повышения квалификации педагогического коллектива.
- Формирование сплоченного коллектива.
- Грамотная организация делопроизводства.
Таким образом, руководство современным дошкольным образовательным учреждением требует от заведующего быть знающим, культурным человеком, иметь прогрессивные взгляды и способности лидера, владеть навыками эффективного управления.
Литература:
- Афанасьев В,. Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг. - Маркетинг. - 1999 - № 6. – С .70-77.
- Барсукова Л. О совершенствовании управления дошкольным образованием. - Дошкольное воспитание. - 1996, - № 4. - С. 25-30.
- Концепция управления качеством образования Департамента образования и науки Пермской области. г. Пермь, 1997 год
- Пименова Л. В. Концепция развития ДОУ. 1999г.
- Поташник М. М. Управление качеством образования. М., 2000г.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986 г.
- Соколова И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования. - Дошкольное воспитание. - 1999, - № 2. - С. 66-72.
- Стеркина Р. Б. О развитии новых форм дошкольного образования. - Вестник образования. Сборник приказов и инструкций. - 1999, - № 11. - С. 82-87.