Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения
11 минут 10282 2800

Портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения

IslamovaДорогие друзья, мы рады представить вам Исламову Эльвиру Тимерьяновну, заведующую МБДОУ ДС № 61 "Теремок" города Йошкар-Олы. Эльвира Тимерьянова находится в должности руководителя 13 лет, общий педагогический стаж 23 года. Сегодня Эльвира Тимерьяновна с удовольствием делится с нами статьей "Портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения". Статья будет интересна руководителям дошкольных учреждений.

Краткий комментарий к статье от Эльвиры Тимерьяновны:

"Управленческие функции руководителя ДОУ составляют основу организационной культуры управленческой деятельности, которая позволяет руководителю и всем педагогам достичь тех ценностей в развитии ребенка, которые в концепции дошкольного воспитания обозначены как ценность познания, ценность переживания, ценность преобразования."

Познавательного чтения...



Портрет современного руководителя дошкольного образовательного учреждения

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Современные изменения в системе управления педагогическими учреждениями связаны с глубокими кризисными явлениями в сфере образования. Традиционные принципы управления не являются достаточными для обеспечения развития образовательного учреждения. Хорошо отлаженные механизмы «жесткого» управления вошли в противоречие со стихийностью, неопределенностью, непредсказуемостью внешней по отношению к администрации образовательного учреждения среды.

Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента является «неопределенность» не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, поведения (в частности, возникновения новых связей). В условиях динамизма жизнедеятельности полный учет и просчет заранее, до мелочей всех деталей становится маловероятным. Поэтому задача меня, как руководителя состоит в поддержке и инициировании процессов самоорганизации в образовательном учреждении.

Разумеется, современный менеджмент не отвергает полностью рационалистическую модель, которая была и остается методологической основой формирования организационных структур, планирования, расчетов и т. д. Элементы жесткого командного управления по-прежнему предпочтительны в определенных экстремальных условиях, требующих, например быстрой концентрации усилий при решении оперативных задач.

Там, где надо экспериментировать, творить, налаживать взаимодействие, сотрудничество, сугубо административные рычаги становятся неприемлемыми – требуется новое, более гибкое управление. Новая парадигма управления рассматривает образовательное учреждение как открытую самоорганизующуюся систему, обладающую эмерджентными (внезапно возникающими) свойствами, для управления которой необходимо знание и правильное применение принципов синергетики с целью продуктивного использования потенциала самоорганизации.

Суть самоорганизационного управления состоит не в развитии традиционных форм демократизации управления (коллективное принятие решений, участие членов трудового коллектива в управлении и т. п.), а в передаче полномочий, предоставлении каждому работающему права самостоятельно принимать и реализовывать решения в рамках своей компетентности. Поэтому контроль с моей стороны ограничивается и направляется на конечные результаты. При этом предпочтение отдаю самодисциплине и самоконтролю.

При такой постановке вопроса в нашем дошкольном учреждении проблемная концептуализация самоорганизации определяется набором довольно многочисленных принципов:

  • Принцип самоорганизуемого управления. В детском саду эффективность самоорганизации в управлении прослеживается при развитых отношениях доверия, взаимоуважения, взаимопомощи, когда используются знания всех участников педагогического процесса, а не только небольшого числа лиц, осуществляющих планирование и управление в административно-командной форме.
  • Принцип открытости. «Открытая модель» управления предполагает: открытость образования будущему; изменение роли руководителя: переход к совместным действиям в новых, небывалых ситуациях в открытом, изменяющемся, необратимом мире.
  • Принцип ценностно-личностного подхода руководителя к подчиненным. Он требует умений обращаться к внутренним источникам и механизмам саморазвития ценностного (рефлексивного) слоя сознания, предсавленного деятельностью его личностных структур: мотивирования, рефлексии, критичности, автономности и др.
  •  Принцип субъектности. В нашем дошкольном учреждении произошёл переход от традиционно-директивного управления на руководство, способствующее актуализации внутренней, творческой активности личности.
  •  Принцип становления. Главная форма бытия образовательного учреждения не ставшее, а становящееся бытие. Выражается через хаос и порядок. Хаос необходим, он – источник развития.
  •  Принцип нелинейности. Ориентирует на преодоление аддитивного подхода в процессе развития системы управления образовательным учреждением – сумма управленческих воздействий не всегда равна их результату.

Далее нами используются принципы, ориентирующие управление на овладение способами инициирования процессов самодостраивания:

  • Принцип резонанса – эффективны слабые, резонансные воздействия на управляемую систему. Внешние воздействия совпадают (резонируют) с внутренними механизмами самоорганизации. В своей работе, зная механизмы самоорганизации, сознательно ввожу в среду соответствующее воздействие и тем самым направляю ее движение. Но направляю не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды.
  • Принцип приоритета развития целого. Целое развивается быстрее составляющих его частей. При этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое, особенно когда речь идет о такой сложной системе, как образование. Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии материальных, духовных и других затрат. В связи с этим становится важным процесс вовлечения управляемых в процессы их собственного развития для создания нового целого.
  • Принцип взаимодействия самоорганизации и организации, случайного и необходимого. В соответствии с этим принципом я учитываю механизмы взаимосвязи и взаимодействия самоорганизации и организации в развитии образовательного учреждения. Если самоорганизация выступает объективным основанием для активизации человеческой деятельности, то организация является способом упорядочивания отмеченной инициативы в том или ином виде.

Управленческие функции, используемые в моей работе, составляют основу организационной культуры управленческой деятельности, которая позволяет мне и всем педагогам достичь тех ценностей в развитии ребенка, которые в концепции дошкольного воспитания обозначены как ценность познания, ценность переживания, ценность преобразования.

Планирование выступает как первая стадия процесса управления, в рамках которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также методы, эффективные в данных условиях. Цель планирования - определить набор задач и согласовать их друг с другом для достижения намеченной цели.

План становится основой деятельности образовательного учреждения, поскольку без него невозможно обеспечивать согласованность в работе, контролировать результаты, определять, перспективу, стимулировать трудовую активность работающих. Органической составной частью планирования становится составление прогнозов, определение перспектив, показывающих направление будущего развития учреждения.

В детском саду – это программа развития ориентированная на будущее управленческое инструментальное знание, определяющее принцип связи концептуальных идей, стратегических целей и механизмов (способов) их реализации в конкретной ситуации.

Координирующая деятельность руководителя является основным ядром гуманистической модели педагогического процесса и системы управления. Характер сложившихся отношений между родителями, педагогами и руководителем является показателем культуры последнего, его ценностных ориентаций, уважения профессионального достоинства личности, способностей рационально использовать человеческие ресурсы.

Культура координирующей деятельности меня, как руководителя проявляется, с одной стороны, в проектировании средств, факторов, стимулирующих взаимодействие сотрудников, а с другой – в моей способности быстро и гибко реагировать на производственные ситуации.

Контролирующая функция обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии педагогической системы, отклонении ее показателей от заданных стандартом образцов (содержание, взаимодействия, методы управления, уровень развития ребенка, родительские запросы и др.).

Информационно-аналитическая функция связывает между собой все другие виды управленческой деятельности. В ходе ее каждый сотрудник учреждения получает необходимую информацию о педагогической системе и уровне развития личности для проектирования направлений развития учреждения и личности. Сбор информации, диагностика педагогического процесса даёт мне широкую выборку показателей для выявления отклонений от качества, для определения соответствия заданных стандартом и фактических параметров качества или для обнаружения ограничений, мешающих достижению высокого уровня развития и образования.

Контрольно-диагностическая функция направлена на обеспечение разработки параметров, показателей и конкретных измерителей результативности, качества, эффективности деятельности учреждения на разных стадиях и этапах его развития. При этом мне необходимо определить содержательные линии, по которым будет осуществлять контроль; объекты контроля; показатели качества; допустимые нормы отклонений от стандартов.

Когда речь идет о контроле качества в процессе деятельности воспитателя, я обращаю внимание на собственные мотивы и ценностные установки – для чего осуществляется контроль: с целью принятия оперативного решения, ориентировки коллектива на успех, на достижение качества или для выявления недостатков, применения административного взыскания.

Основное в общей характеристике культуры управленческой деятельности – это знание закономерностей управленческой деятельности, которых я придерживаюсь в своей работе:

  •  Качество управления зависит от точной количественной меры (т.е. показателей, норм, стандарта) и способов управленческой деятельности (проектирование, организация, координация, руководство, контроль);
  •  Наличие информационного поля, где происходит движение, диагностика, обмен информацией, обеспечивает получение эффекта, качества образовательной системы, понимаемой как целостность, соподчиненность и определенность;
  •  Своевременное наличие обратной связи, т.е. механизмов «обратного действия», обеспечивают качественные результаты педагогического процесса и предупреждают отклонение от нормы;
  •  Каналы обратной связи, приносящие информацию о текущих процессах, подчиняются достижению цели.

Навыки и способности, используемые мной в управлении дошкольным учреждением.

  1. Принятие решений.
  2. Повышение профессиональной компетентности.
  3. Разрешение проблем управленческого характера.
  4. Инновационная деятельность.
  5. Создание условий для повышения квалификации педагогического коллектива.
  6. Формирование сплоченного коллектива.
  7. Грамотная организация делопроизводства.

Таким образом, руководство современным дошкольным образовательным учреждением требует от заведующего быть знающим, культурным человеком, иметь прогрессивные взгляды и способности лидера, владеть навыками эффективного управления.

Литература:

  1. Афанасьев В,. Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг. - Маркетинг. - 1999 - № 6. – С .70-77.
  2. Барсукова Л. О совершенствовании управления дошкольным образованием. - Дошкольное воспитание. - 1996, - № 4. - С. 25-30.
  3. Концепция управления качеством образования Департамента образования и науки Пермской области. г. Пермь, 1997 год
  4. Пименова Л. В. Концепция развития ДОУ. 1999г.
  5. Поташник М. М. Управление качеством образования. М., 2000г.
  6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986 г.
  7. Соколова И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования. - Дошкольное воспитание. - 1999, - № 2. - С. 66-72.
  8. Стеркина Р. Б. О развитии новых форм дошкольного образования. - Вестник образования. Сборник приказов и инструкций. - 1999, - № 11. - С. 82-87.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2940 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6841 677