Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Социально-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения и семьи (из опыта работы)
22 минуты 12916 3221

Социально-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения и семьи (из опыта работы)

SabirovaДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Сабирову Светлану Борисовну, воспитателя первой категории МБДОУ Детский сад № 48 "Золотая рыбка" города Норильска. Сегодня Светлана Борисовна с радостью делится с нами статьей "Социально – педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи". Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Светланы Борисовны:

"В детском саду я работаю больше 17 лет. Люблю общаться с детьми, родителями и коллегами. В родителях своих воспитанников вижу единомышленников, стараюсь с ними сообща сотрудничать, подыскивать новые формы и методы совместной творческой работы. Хотелось бы поделиться опытом по использованию новых форм включения семьи в жизнь ребёнка в детском саду, его успешную адаптацию. Цель их взаимодействия с родителями - предупреждение и решение актуальных проблем воспитания при обоюдной активности и ответственности воспитывающих взрослых. Работу в этом направлении разделила на три блока: информационно – аналитический, практический, контрольно – оценочный. Апробировали алгоритм совместной работы ДОУ с семьёй по оздоровлению детей и приобщению их к здоровому образу жизни."

Профессионального чтения...


Социально-педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения и семьи (из опыта работы)

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института, которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребёнка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы, требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребёнка как гражданина. Сегодня речь не идёт просто об обмене информацией между родителями и педагогами, об успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является поиск новых форм дошкольного образования по включению семьи в жизнь ребёнка в детском саду, его успешную адаптацию.

В МБДОУ № 48 «Детский сад присмотра и оздоровления «Золотая рыбка» сформированы группы для детей с туберкулёзной инфекцией. Дети посещают детский сад по показаниям врача-фтизиатра, курс лечения, если он не продлён - 6 месяцев. Дети приходят в детский сад на довольно короткое время, их поступление осуществляется в течение всего учебного года. Кроме того, в течение учебного года дети могут переходить из группы в группу, это зависит от наличия мест в них, т.е. происходит частая смена коллектива, что создаёт определённые трудности для адаптации детей и их родителей и, конечно, для осуществления учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим, перед педагогическим коллективом нашего детского сада встала проблема поиска новых форм и методов работы в условиях детского сада присмотра и оздоровления, где важную роль, мы отводим сотрудничеству педагогического коллектива с родителями наших воспитанников.

Прежде всего, хотелось бы остановиться на такой проблеме, особенно актуальной для нашего детского сада, как адаптация детей и их родителей. Поэтому необходимо организовать свою работу с родителями так, чтобы, она способствовала установлению доверительных отношений с семьёй, более полному изучению семей воспитанников, повышению психолого-педагогической культуры родителей, что позволит создать наиболее благоприятные условия для адаптации ребёнка в новом коллективе.

Цель нашего взаимодействия с родителями - предупреждение и решение актуальных проблем воспитания при обоюдной активности и ответственности воспитывающих взрослых.

Для реализации этой цели мы определили себе следующие задачи:

  • изучение обеими сторонами (детским садом и семьёй) воспитательных возможностей – основного условия успешной социализации и воспитания ребёнка;
  • совместное со специалистами выявление достижений и трудностей в семейном и общественном воспитании ребёнка;
  • совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем воспитания;
  • совместное создание и последующая реализация плана деятельности.

Содержание нашей работы с родителями дифференцируются по следующим направлениям:

  • физкультура и здоровье;
  • социально-нравственное воспитание;
  • умственное воспитание;
  • художественно-эстетическое воспитание.
Работу в каждом таком направлении мы разделили на три блока:
  • информационно – аналитический;
  • практический;
  • контрольно – оценочный.

Информационно – аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу, организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, опытом семейного воспитания

Формы и методы работы педагогов. Это опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медкарт, лекции, индивидуальные и групповые консультации, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, медиотека, видеотека, буклеты, фотовыставки и т.д.

При первом знакомстве с ребёнком, мы предлагаем родителям вместе с ним выполнить несколько творческих заданий дома:

  • заполнить анкету «Это я», которая поможет педагогам поближе узнать о ребёнке;
  • заготовки для конструирования домика, который поможет воспитателям познакомиться с членами семьи ребёнка;
  • нарисовать ладошку ребёнка и на каждом пальчике написать, как дома называют ребёнка папа и мама.

Такие творческие задания способствуют развитию интереса ребёнка и родителей к их новым условиям, помогают почувствовать заинтересованное отношение воспитателей к своему будущему воспитаннику. Эти творческие задания станут впоследствии страничками «Семейного альбома» ребёнка.

Для информирования родителей об учебно-воспитательном процессе в рамках какой-либо тематической недели, мы предлагаем «Занимательные странички», «занимательные» - от слова «заниматься». Из этих страничек родители узнают об информации, которая будет предложена детям, а также рекомендации по закреплению того или иного материала. Наши «странички» помогают нам приобщить родителей к учебно-воспитательному процессу, организовать познавательное общение родителей с детьми в домашних условиях.

Практический блок предполагает практические мероприятия, направленные на решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием (мероприятия по оздоровлению детей, изготовление нетрадиционных пособий, организация экскурсий, походов, семейных выставок, фотовыставок и т.д.).

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.

Оценить результаты нашей совместной с родителями работы нам помогают экспресс – опросы родителей, которые проводятся сразу после какого-либо мероприятия. Родители оставляют свои небольшие отзывы о мероприятии, которые оформляются в «Портфолио группы» и иллюстрируются фотографиями с проведённого мероприятия. После некоторых мероприятий мы предлагаем родителям оценочные листы, где выставляются баллы (оценки) по различным критериям. Такие листы позволяют узнать мнение каждого родителя о мероприятии, ведь не всегда родители откликаются на просьбу написать отзыв, объясняя свой отказ неумением красиво излагать мысли или нехваткой времени, а вот выставление оценок не вызывает особого труда.

Подробнее остановимся на содержании работы с родителями по вышеназванным направлениям.

I. Физкультура и здоровье.

Это приоритетное направление работы нашего детского сада, Цель данного направления - активизация внимания родителей к здоровью детей, к мерам профилактики различных заболеваний, педагогическая помощь в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

При поступлении ребёнка в группу, проводятся индивидуальные беседы с родителями о здоровье их детей. С этой же целью мы предлагаем ответить на вопросы анкеты «Как растёт наш малыш».

Как показали результаты такой аналитической деятельности, в большинстве семей существуют проблемы, связанные с сохранением и укреплением здоровья детей. Приблизительно в 70% семей нарушается режим дня ребёнка, дети не вовремя ложатся спать, во многих семьях не предусмотрен дневной сон ребёнка, дети мало бывают на свежем воздухе, в 30% семей дети принимают пищу в неопределённое время, многие родители совершенно не компетентны в вопросах закаливания детей. Эти и другие проблемы побудили нас к разработке алгоритма совместной работы родителей и педагогов ДОУ по оздоровлению детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Для эффективной работы по разработанному алгоритму мы организовали для родителей уголок здоровья «Расти и не болей», где с помощью фотографий проиллюстрировали оздоровительную работу, проводимую в группе с детьми, т.е. «Тропу здоровья». В этом же уголке родителям предлагается различная информация о детских болезнях и их профилактике в виде информационных листов. Это различные консультации, памятки, буклеты, фоторепортажи (например, фоторепортаж для родителей «Весело зимой», о зимних прогулках детей в ДОУ, или «Друзья Неболейки», о различных видах закаливания, проводимых в группе с детьми, «Есть у нас огород», о выращивании витаминов на окне).

Кроме того, в этом уголке родители могут познакомиться с меню, предлагаемым детям. Результаты антропометрических измерений (рост, вес) и результаты диагностики физического развития мы предлагаем в виде небольших записок от доктора Айболита, с целью корректного отношения к информации о детях.

С целью пропаганды здорового образа жизни и повышения компетентности родителей в вопросах оздоровления детей, раз в месяц мы организуем «Семейную школу Здоровья». В этот день родители встречаются с врачом-фтизиатром, работающим в детском саду, с инструктором по физической культуре, с родителями-врачами-специалистами, с тренерами из детских спортивных школ, которые помогают определиться с выбором спортивной секции для ребёнка, с семьями воспитанников, которые могут поделиться опытом здорового образа жизни. На таких встречах приглашённые гости всегда охотно делятся своей информацией, дают различные рекомендации, ответы на интересующие вопросы.

Ведущую роль во взаимодействии педагогов и родителей по физическому воспитанию дошкольников принадлежит организация совместной деятельности взрослых и детей. С этой целью мы проводим спортивные праздники с участием родителей, походы в тундру, приглашаем на прогулки родителей, которые знакомят детей с любимыми играми детства, учат кататься на лыжах, строить снеговиков и т.д.

Интересная форма организации совместной деятельности – это проведение «Дней Здоровья», во время которых взрослые и дети вместе участвую в подвижных играх, соревнованиях, эстафетах, под руководством воспитателя проводятся упражнения дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и т.д. Освоенные игры и упражнения родители могут самостоятельно повторять дома с ребёнком. Также, в рамках «Дня Здоровья» у родителей появляется реальная возможность обменяться опытом семейного воспитания.

Итак, вся деятельность специалистов детского сада по направлению «Физкультура и здоровье» может быть представлена в следующем алгоритме совместной работы ДОУ с семьёй по оздоровлению детей и приобщению их к здоровому образу жизни:

  1. Анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье.
  2. Совместное изучение состояния здоровья детей с врачом - фтизиатром, анализ заболеваний за предыдущий период времени, заполнение группового «Листа Здоровья».
  3. Ознакомление родителей с содержанием физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ.
  4. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей, его физического и психического развития.
  5. Проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения гигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима и т.д.
  6. Обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления - ЛФК, дыхательная гимнастика, массаж, разнообразные виды закаливания, нетрадиционные методы оздоровления детского организма и т.д.).
  7. Организация мероприятий по обмену опытом среди родителей.

II. Социально-нравственное воспитание.

Работа в данном направлении предусматривает организацию профилактической работы по защите детей от жестокого обращения. Формирование у детей нравственных качеств, положительного самоощущения, уверенности в себе, в своих силах.

Первым шагом в такой работе является изучение отношений между ребёнком и его родителями, установившийся стиль общения родителей с детьми в семье, уровень осведомлённости родителей с различными правовыми документами, проблем, волнующих родителей в плане нравственного воспитания их детей и т.д. (анкеты, тесты, наблюдения, беседы, опросы).

После такой аналитической работы мы проводим работу по коррекции детско-родительских отношений, социально-нравственного воспитания детей. Во время неё предлагаем консультации, памятки, организуем встречи с психологом, обмен семейным опытом, подбираем медиатеку для родителей, где они могут найти ответы на интересующие их вопросы по нравственному воспитанию детей и т.д.

Для привлечения родителей к проблемам детей, мы организовали для родителей информационный уголок «Папам, мамам по секрету». С помощью сказочного образа Мальвины мы корректно, ненавязчиво напоминаем родителям об их обязанностях в отношении детей. Например, Мальвина может напомнить родителям, что пора уже приобретать более лёгкую весеннюю одежду, т.к. на улице уже пригревает солнышко, текут ручьи. Детям необходимы резиновые сапоги и лёгкие курточки. Или, в связи с наступлением полярной ночи, детям необходимо каждый день принимать витамины, есть больше овощей и фруктов. Или, совсем простое напоминание: «Мамы и папы! А вы не забыли улыбнуться своему ребёнку и поцеловать его? Для него так важно знать, что вы его любите».

Вместе с тем, образ сказочный Мальвины предлагает родителям мудрые изречения известных людей, которые заставляют задуматься взрослых о проблемах воспитания, о том, правильно ли мы относимся к нашим детям, те ли требования им выдвигаем. К поиску мудрых изречений мы привлекаем и родителей, которые охотно делятся с нами своими находками.

III. Умственное воспитание.

С первых минут жизни ребёнок начинает познавать окружающую его действительность. Но, один ребёнок не справится с этой задачей, поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной, речевой активности.

Для взаимодействия с родителями в данном направлении, кроме традиционных форм, мы используем, на наш взгляд, очень интересные формы работы:

  • - «Мамина (папина) пятиминутка». Мы приглашаем на занятие маму или папу, которые рассказывают детям или о своей профессии, или о своих увлечениях спортом, или о своих любимых книгах детства и т.д. Такая форма работы способствует сближению родителей и их детей, способствует воспитанию уважения детей к родителям, развивает интерес детей к миру взрослых.
  • - «Выходной всей семьёй». Мы предлагаем родителям организовывать в выходные дни семейные походы, прогулки, например, по праздничному городу или лыжные прогулки, экскурсии в магазин игрушек или в парикмахерскую, поход в театр, в кинотеатр, в музей, библиотеку и т.д. Чтобы заинтересовать родителей нашим предложением, мы вместе с детьми готовим приглашения для родителей на какое-либо мероприятие. Оказалось, это очень действенная мера, мало кто из родителей отказывается от такого приглашения. Кроме того, мы предлагаем для родителей и детей «листок путешественника», где предложены вопросы, которые можно обсудить с детьми во время прогулки или экскурсии, какое-то творческое задание и т.д.

А о своих семейных походах и экскурсиях родители могут рассказать в организованных фотовыставках, в собранных коллекциях, в видеоматериалах.

  • - «Семейные странички». Это творческие задания. Вместе с папой и мамой ребёнок создаёт «семейную страничку», где рассказывает о маме или папе, о других родственниках, о любимых книгах, о домашних животных, о семейных увлечениях, о любимых блюдах семьи и т.д. Странички оформляются к праздниками или в рамках какой-либо тематической недели. Постепенно у каждого ребёнка создаётся свой семейный альбом. Подобная работа способствует налаживанию более тёплых и тесных взаимоотношений в семье, развитию интереса детей к своей семье, к близким и дальним родственникам, правильному формированию важного социального понятия «семья».
  • - «Поэтические странички». В процессе изучения той или иной темы, мы подбираем и предлагаем родителям стихи для заучивания с детьми в домашних условиях.

Таким образом, мы приобщаем родителей к работе по развитию речи детей.

  • - «Я дарю тебе словечко». Эта традиция направлена на решение разных речевых задач (расширение словаря, закрепление лексического значения слов и т.д.). Для этого родители дома «дарят» ребёнку слово на определённую тему, объясняют его лексическое значение, а после ребёнок воспроизводит это слово в группе, объясняет его своим сверстникам. Например, на день рождения ребёнка из группы, дети дарят ему весёлые слова, которые им в свою очередь, подарили родители, а к празднику мам и бабушек – добрые и ласковые слова и т.д.

IV. Художественно-эстетическое воспитание.

Для воспитания грамотного читателя родителям необходимо ежедневно читать детям художественную литературу, рассматривать с ними книги, вести беседы по ним. Именно родители должны научить ребёнка правильному обращению с книгой. В этом могут помочь педагоги ДОУ, которые должны организовать систематическую и содержательную работу с родителями и с детьми в данном направлении (консультации, встречи с библиотечными работниками, знакомство с детскими журналами, литературные утренники, викторины и многое другое).

В рамках этой работы был организован семейный клуб «Добрые читатели». В клубе создаётся особая атмосфера, в которой происходит истинное сближение родителей и детей, радость взаимообщения, сотворчества.

В нашем клубе проходят презентации любимых книг, викторины, тематические вечера, дни рождения сказочных героев, конкурсы чтецов, экскурсии в библиотеку. Также, детям и их родителям предлагаются творческие задания: создание «Книжек – малышек», иллюстраций к тем или иным произведениям, семейные инсценировки любимых сказок, изготовление атрибутов к театральным постановкам.

Кроме того, мы организовали в группе мини-библиотеку «Читай - ка», где родителям предлагаются книги по той или иной теме для домашнего чтения с ребёнком. А подбирают книги в нашу библиотеку сами же родители. Таким образом, происходит обмен детской художественной литературой между семьями.

Именно родители помогли нам организовать в группе почтовый ящик «Почта для детей», куда ежемесячно приходят детские газеты и журналы, которые родители выписали для наших детей.

Уже стали в нашей группе традицией вечерние занятия продуктивной деятельностью ребёнка совместно с родителями «Вечерние мастерилки». Таким образом, у родителей появилось время для продуктивного творческого общения с ребёнком, ведь дома не всегда найдётся такая минутка, да и многие родители считают это дело слишком хлопотным.

Как показала практика, выбранная система работы с воспитанниками и с родителями может являться эффективной формой дошкольного образования по адаптации детей в условиях краткосрочного пребывания. Благодаря этим формам сотрудничества детско-взрослого коллектива, нам удалось избежать многих ошибок во взаимодействии с родителями, в группе нет конфликтных ситуаций. У родителей повысился интерес к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Нам удалось убедить родителей, что их участие в жизни детского сада и группы необходимо не потому, что так хочет воспитатель или администрация, а потому, что это важно для их собственного ребёнка, для них самих

Литература:

  1. Богомолова З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества В ДОУ. – СПб.: Дошкольная педагогика. 2010
  2. Евдокимова Е.С. Додокина Н.В. Кудрывцева Е.А. Детский сад и семья, М., 2007
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010
  4. Райгородский Д.Я. Ребенок и семья. Самара, 2002
  5. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 2006
  6. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2187 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1980 607