Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Из опыта работы "Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста"
10 минут 6992 1920

Из опыта работы "Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста"

ALEKSEEVAEAДорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Алексеевой Еленой Алимпиевной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 303 города Нижнего Новгорода, Нижегородской области. Елена Алимпиевна работает воспитателем на группе для детей с туберкулезной интоксикацией, стаж педагогической работы 28 лет, имеет грамоты и благодарности от администрации МБДОУ и Управления образования Московского района города Нижнего Новгорода. Сегодня Елена Алимпиевна с удовольствем делится с нами статьей "Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста". Статья будет интересна воспитателям и родителям. 

Краткий комментарий к статье от Елены Алимпиевны:

"Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она вытекает из необходимости учитывать особенности детей раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки, мал жизненный опыт, отсутствуют представления об окружающем. Этот период исследователи называют доизобразительным этапом."

Познавательного чтения...


Из опыта работы "Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста"

Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она вытекает из необходимости учитывать особенности детей раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки, мал жизненный опыт, плохая координация движений, неустойчивое внимание, плохо развита речь, мышление, отсутствуют представления об окружающем. Маленькие дети ещё не могут преднамеренно изображать какие-либо предметы и явления, не могут отслеживать глазами движение карандаша по листу бумаги, в их рисунках нет замысла. Действия ребёнка с изобразительным материалом носят предметный характер. И даже если в процессе манипулирования на бумаге появляются следы от карандаша или фломастера, они не привлекают внимания ребёнка. Этот период исследователи называют доизобразительным этапом. Он имеет особое значение для развития изобразительных способностей, т.к. от манипуляции с карандашом, комком глины дети постепенно переходят к изображению предметов и явлений окружающей действительности. Как долго малыши задержатся на этом этапе развития, зависит от руководства изобразительной деятельностью взрослым.Задачи педагога на этом этапе заключаются в том, чтобы вызвать интерес к процессу рисования как к деятельности, дающей результат, познакомить малышей со свойствами изобразительных материалов, помочь овладеть разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм, создать необходимый эмоциональный настрой.

Изодеятельность в раннем возрасте возникает на основе подражания действиям взрослого, поэтому мы много рисуем в присутствии детей и советуем делать это родителям. Постепенно малыши начинают понимать, что карандаш оставляет след на бумаге, им можно рисовать.У детей возникает желание повторить эти действия вслед за взрослым.

Поскольку у малышей отсутствуют технические навыки – они не умеют держать карандаш, кисть – мы терпеливо их этому учим, постоянно обращая внимание на то, как ребёнок держит карандаш (кисть), чтобы у малыша не закрепился неправильный навык, который в дальнейшем будет тормозить выполнение более сложных рисунков. Занятия (особенно в начале года) мы проводим индивидуально или небольшими подгруппами (до 5 человек). Педагог при этом сидит за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. Длительность занятия в этом возрасте составляет 10 – 12 минут.

Учитывая особенности раннего возраста, для занятий изобразительной деятельностью мы стараемся подбирать сюжеты, близкие опыту ребёнка, рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые малышам. Чтобы малыши могли изобразить знакомый предмет или явление, они должны воспринять его целенаправленно. Для этого мы помогаемдетям выделить значимые признаки предмета: цвет, форму, величину, расположение в пространстве; обращаем внимание на его детали. Во время прогулок предлагаемдетишкам понаблюдать,как капают капли дождя, какая травка выросла на газоне, как кружатся в воздухе листочки, снежинки, мы идём по снегу и, за нами, остаётся цепочка следов, как едет по дороге машина и т.д.

Обучение рисованию мы начинаем с прямых линий (вертикальных, горизонтальных, прерывистых, наклонных, длинных и коротких), затем рисуем волнистые линии, спирали, а потом круги и овалы различной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не смешивая их. Постепенно, у малышей накапливая опыт изображения прямых и округлых линий, ребятишки открывают для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учатся находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.

Чтобы дети лучше усваивали полученные навыки, необходимо не только планомерно и систематически проводить занятия, но и закреплять их в течение дня в детском саду и дома. Для этого мы даем задания на дом, чтобы дети рисовали знакомые картинки вместе с родителями.

В соответствии с особенностями детей раннего возраста, мы активно используем игровые приемы. Обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаем рисование или лепку эмоциональным комментарием, обыгрываем с малышами готовые рисунки и поделки, а также используем стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения помогает заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

При обучении детей рисованию мы используем следующие методы и приёмы:

  • Рисование в воздухе – изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки или сухой кисти. Использование этого приёма помогает ребёнку ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать на любой гладкой поверхности (стекле, столе).
  • Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребёнка в процессе рисования.Вкладываем карандаш (кисть) в руку ребёнка, берем её в свою и водим по бумаге, создавая изображение. Одновременно комментируем рисунок (это капает дождик, распустился цветок, вот бежит зайчик: прыг-скок, так свети солнышкои т.д.). Использование этого метода позволяет научить ребёнка правильно держать карандаш (кисть), надавливать на карандаш во время рисования с определённой силой, набирать на кисть достаточное количество краски, изображать различные линии и фигуры.
  • Дорисовывание деталей – процесс завершения ребёнком рисунка, начатого взрослым. В качестве основы для рисования предлагаем ребенку заготовку, на которой изображена только часть рисунка,недостающие детали которого малыш должен дорисовать сам. Сюжет картинкиобыгрывается и комментируется взрослым. Если занятие проводится индивидуально, можно не предлагать ребёнку заготовкудля рисунка, а рисовать основные элементы рисунка у него на глазах. Этот приём помогает привлечь внимание ребёнка, вызвать у него интерес к процессу рисования. Взрослый рисует тучку, а дети – дождь (проводят прямые или прерывистые линии). Взрослый – круг солнца, а дети – лучи. Взрослый – шарики, а дети «привязывают» к ним ниточки. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребёнком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры).При этом у нас появляется возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
  • Самостоятельное рисование – создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию.Мы используем этот метод, когда у ребёнка уже есть определённые навыки для их закрепления. На этих занятиях используем показ, при этом проводим последовательный показ каждого этапа, все действия сопровождаем комментариями. Если рисование проводится с подгруппой детей, не все малыши после показа могут сразу приступить к выполнению задания. Им индивидуально показываем, как выполнять данное задание. Когда у детей накапливается достаточный опыт, проводим рисование по готовому образцу.

Давая задания по линейному контуру («Травка для зайчат», «Расчески для кукол», «Мячики», «Рыбки плавают» и т. д.) мы используем для рисования в основном карандаши и фломастеры. А давая задания по цвету используем в основном гуашь. Такие задания направлены на передачу явлений действительности контрастом цветовых пятен. Благодаря цвету рисунок становится ярче, интереснее, живее. Темы таких рисунков выбираем самые разнообразные, но близкие опыту детей: «Светит солнышко», «Мой флажок как огонёк»,«Летняя полянка» и т.д. При обучении детей рисованию красками, используем такие технические приёмы, как рисование мазков («Солнышко», «Покатился колобок по дорожке»),примакивание («Снег идёт», «В лесу поспелиягоды»), рисование тычком («Колючий ёжик», «Осенние листочки»), рисование пальчиком («Красивые цветы», «Снежинки»). Используем также приёмырисования ладошкой и штампами. На занятиях по рисованию красками используем те же сюжеты,с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами, фломастерами. Например, то же самое солнышко или елочка могут изображаться посредством линий, нарисованных карандашом и краской при помощи пальчика или кисточки.

Использование выше перечисленных методов и приемов обучения детей изобразительной деятельностив раннем возрасте,помогает нам не только успешно обучать малышей различным техническим приемам, прививать им определенные навыки и умения, знакомить с изобразительными средствами, но и дает возможность заложить предпосылки для развития фантазии, творчества и воображения, помогает сформировать положительное отношение к изобразительной деятельности.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2000 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6534 677