Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста
11 минут 5249 1433

Формирование предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

BALAKINAДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Балакина Елена Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 303" города Нижнего Новгорода, Нижегородской области, с радостью предлагает вашему вниманию статью "Формирование предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста". Статья будет интересна воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Елены Борисовны:

"При переходе от младенчества к раннему возрасту, дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, осваивают основные способы действий с разнообразными предметами, т.е. овладевают предметными действиями. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть."

Познавательного чтения...


Формирование предпосылок игры в предметной деятельности детей раннего возраста

При переходе от младенчества к раннему возрасту, дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, осваивают основные способы действий с разнообразными предметами, т.е. овладевают предметными действиями. Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Л.Н.Галигузова называет предметно-игровую деятельность наиболее естественным и продуктивным способом обучения детей, т.к. усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивирующей для них деятельности.

Цель моей работы - это создание психолого-педагогических и материальных условий для развития предпосылок игры детей раннего возраста в предметной деятельности. В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Насыщение предметно – игровой среды игровым материалом и оборудованием.
  2. Обогащение жизненного опыта детей.
  3. Обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания.

Задачей первого этапа работы было: определение уровня развития предпосылок игры у детей раннего возраста в предметной деятельности.Для решения этой задачи мы использовали следующие методы:

  1. наблюдение за детьми в предметных действиях;
  2. беседы с родителями и анкетирование родителей;
  3. создание проблемных ситуаций.

Наблюдая за поступившими в группу к началу учебного года детьми,мы отметили ,что они имеют разный уровень развития предметных действий. Дети из многодетных семей (24%) чаще всего имеют более высокий уровень развития предметных действий. В семьях, где живут эти дети, игрушек не так много, но игровой опыт малыши перенимают от старших братье в сестер. У этих детей предметные действия более развернуты, они используют предметы- заместители, могут играть рядом с другими детьми, не конфликтовать с ними.

У малышей из малообеспеченных семей(52%) отмечается более низкий уровень развития предметных действий. Наблюдения за детьми показали, что игрушки вызывают у них интерес, но привлекают внимание малышей не надолго, они не знают, что с ними делать: берут игрушку и сразу же бросают. Эти дети часто вступают в конфликты с другими детьми, отбирают игрушки, у них плохо развита речь, неустойчивое внимание. Причина такого уровня развития предметных действий - это отсутствие игрушек дома.

Есть такие дети в группе,у которых дома, казалось бы, есть всё.В таких семьях созданы хорошие материальные условия для ребенка:детская комната,много дорогих игрушек.Их мФ относим к благополучным семьям(24%).Но как показали наблюдения за этими детьми в группе-играть они не умеют.Причина низкого уровня развития предметных действий кроется в неправильном отношении родителей к игре,как ведущему виду детской деятельности.Такие родители уверены,что чем больше дорогих игрушек у ребенка,тем лучше.Они устраняются от участия в играх со своим ребенком.

Для определения уровня развития предпосылок игры у детей раннего возраста в предметной деятельности мы использовали метод создания проблемных ситуаций:

  • Ситуация №1. «Знакомые предметы» Цель: выявить уровень развития операциональной стороны предметной деятельности.
  • Ситуация №2 «Незнакомый предмет» Цель: выявить степень любознательности ребенка, стремление найти верный способ решения практической задачи.
  • Ситуация №3 «Действия по образцу» Цель: выявить целенаправленность и самостоятельность ребенка в предметной деятельности.

Таким образом, исходя и этого, мы сделали следующий вывод, что у большинства детей недостаточно, развита предметная деятельность. Действия детей однообразны, отсутствует обозначение игровых действий словом. Игры малышей неустойчивы. Причина такого уровня развития предметных действий кроется в отсутствии благоприятных условий для развития игры, в отсутствии знаний об окружающем мире у детей.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому ее обогащению мы отводим большое значение. В нашей группе игрушки находятся в достаточном количестве. Мы постарались подобрать игровой материал таким образом, чтобы он способствовал развитию всех видом детской деятельности, учитывая возрастные особенности детей, был безопасным и эстетичным. Имеющиеся игрушки для сюжетных игр представлены в двух видах: реалистические (передающие основные признаки, качества и особенности предметов) и условно-образные или прототипические (условно воспроизводящие детали предмета)

Решая поставленную перед нами задачу –обогащение опыта детей – мы постарались создать условия для того, чтобы малыши не только подражали действиям, но и проявляли изобретательность, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Обогащение опыта малыша в предметной деятельности невозможно без целенаправленного воспитания и обучения. Предметный опыт малышей мы обогащаем через наблюдения и разные виды занятий, на которых формировали, закрепляли, расширяли знания о животных, людях, предметах, действиях с ними ,смысле и результате этих действий. В основном это занятия по ознакомлению с окружающим :рассматривание предметных и сюжетных картин, книжек, рассказывание потешек, стихов, сказок, показы-инсценировки, а также игры-драматизации и игры- занятия со строительным материалом и т.д.

После того, как дети освоили этот опыт действий с предметами, мы стали проводить с малышами наблюдения в быту за подготовкой взрослого к осуществлению какой-либо задачи. Таким образом, в процессе ознакомления с окружающим миром у детей постепенно накопился определенный опыт предметной деятельности, который они стали воспроизводить в игре. Большое значение мы уделяли обучающим играм, которые были направлены на решение разнообразных задач. Так, в обучающих играх с куклами основная цель-это воспитание нравственных чувств:нежности,сочувствия,симпатии,привязанности,полезных привычек.

Итак,организуя самостоятельную предметную деятельность своих малышей,мы создали следующие условия для ее развития:

  1. Высвободили достаточное время для самостоятельной деятельности в режиме дня.
  2. Создали достаточный простор для движений.
  3. Обеспечили подбор материала в соответствии с возрастом детей по всем видам деятельности.
  4. Расположили игровой материал таким образом,чтобы он был доступен детям и вызывал интерес.
  5. Использовали индивидуальное общение с детьми.
  6. Обеспечили правильное руководство всеми видами деятельности.

Проанализировав отношение родителей к предметной деятельности детей и выявив ряд недостатков, мы определили основные задачи по их устранению:

  • - помочь родителям создать условия для игр детей,
  • - повысить знания родителей по руководству игровой деятельностью.

На родительских собраниях и консультациях для родителей мы отвели большое значение следующим вопросам,касающимся развития игровой деятельности малышей:

  1. комплектование детского уголка игрушками;
  2. знакомство с разными видами игрушек,необходимых для ребенка данного возраста;
  3. значение каждого вида игрушек для развития малышей;
  4. формирование у родителей осознанного отношения к выбору игрушек;
  5. игра- средство воспитания;
  6. как правильно играть с малышом;
  7. почему малыш ломает игрушки и надо ли ругать за это;
  8. Уборка игрушек - самоценное событие в жизни ребенка.

Решая поставленные нами задачи,мы составили примерный перечень игр и игрушек для дома,разработали рекомендации для родителей по организации игровых уголков в домашних условиях,отразив этот материал в виде ширм и фотоальбомов.Особое внимание уделили использованию игрушек ,сделанных руками родителей,организовали выставку литературы по этому вопросу ,провели семинар-практикум «Игрушки своими руками».

В целом,внедрение этих форм взаимодействия с семьями,способствовало изменению отношения родителей к игровой деятельности малышей,создало атмосферу общности интересов,повысило чувство личной ответственности родителей за благополучие и полноценное воспитание и развитие своихдетей,обогатило воспитательные умения родителей быть в контакте с ребенком,развивать его ,опираясь на детскую пору;позволило использовать эффективные методы включения родителей в жизнь ребенка в детском саду и формировать активную родительскую позицию.

В конце года мы вновь провели диагностику развития предметной развития предметной деятельности детей. Детям были предложены те же самые ситуации, что и в начале года. Сравнив полученные результаты в начале и в конце учебного года, мы сделали вывод, что уровень развития предметной деятельности детей раннего возраста значительно вырос, способы решения игровых задач стали более разнообразными: все дети научились действовать с игрушками, почти все (34%)-с предметами – заместителями и более половины (65%) - с воображаемыми предметами.

Таким образом, основным содержанием игры в раннем возрасте является развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности ,которая начинается с подражания действия взрослого и развивается по пути самостоятельного, творческого построения образов действий с предметами пока еще с опорой на реальные объекты. . Развитие образного мышления позволяет перейти к новой, более сложной схеме освоения социального поведения. Этот переход начинает осуществляться на границе раннего и дошкольного возраста, знаменуя появление ролевой игры.

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2374 38

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6613 677