Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Игра - как средство формирования грамматического строя языка
12 минут 6597 2079

Игра - как средство формирования грамматического строя языка

IlyasovaДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Ильясовой Ольгой Павловной, воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ № 34 города Астрахани, Астраханской области. Ольга Павловна участник Марафона "Лица Победы", посвященного празднованию 65-й годовщины Победы, а также заседаний методического объединения воспитателей и специалистов ДОУ по теме "В мире искусства", также является участником III Всероссийского сетевого конкурса "Успех-XXI: дошкольное образование" (2012-2013г. - представлена презентация в работе с детьми "Прогулка в зимний лес") и Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок". Сегодня Ольга Павловна с удовольствием делится своим профессиональным опытом по формированию грамматического строя языка у воспитанников ДОУ. Статья будет интересна воспитателям, логопедам ДОУ, а также родителям.

       Краткий комментарий к статье от Ольги Павловны:

      "Речь - бесценный дар природы человеку. Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она делает нашу речь организованной и понятной для окружающих."

      Профессионального чтения...


      Игра - как средство формирования грамматического строя языка

      Речь - бесценный дар природы человеку. Через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

      Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребенка.

      Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий игры, труда и других видов детской деятельности опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Формирование разных сторон грамматического строя(синтаксиса, морфологии, словообразования) языка происходит несинхронно, на различных этапах развития. На передний план выдвигается та или иная сторона, поэтому обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизации речевых высказываний носит общий характер, постепенно постановка задач становится более дифференцированной. На пятом году жизни особое внимание уделяется словообразованию, словотворчеству, на шестом - элементарному анализу структуры предложения, формирования грамматической правильности, на седьмом - элементарному осознанию грамматических связей между словами.

      Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушениях речи, показывает,что в воспринимаемом и воспроизводимом речевом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредоточивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

      Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

      Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. В процессе игр детей обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения(согласование прилагательных и местоимений с существительными в роде, образование трудных форм глаголов в повелительном наклонении и т.д).

      На первых этапах речевого развития перед ребенком ставят задачу понимать смысл сказанного( например ориентируясь на окончание существительных, различать, где один предмет, где много), затем говорить так как другие, самостоятельно образовать форму нового слова. Так в средней группе для запоминания и в введения в активный словарь ребенка наименований предметов посуды можно провести игру «Наташа накрывает на стол», для этого создается проблемная ситуация : Наташа положила продукты в посуду, не предназначенную для них. С этой же целью задаются вопросы, для чего нужен тот или иной предмет посуды. Есть игры, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменить слова, помочь запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо знакомые игры: « Чего не стало», «Чудесный мешочек», «Поручения», «что изменилось?». Все эти игры проводятся со 2 младшей группы.

      Занятия со старшими дошкольниками также широко используют дидактические игры и упражнения, строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы занимательности, включают пластические упражнения (физкультминутки). Но в них явно применяются обучающие приемы, особенно при освоении средств и способов построения связного высказывания.При отборе материала для игр и упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто заимствовали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Например, правило выбора окончания существительного в родительном падеже множественного числа в зависимости от типа окончания в именительном падеже единственного и множественного числа (ср.: пол-полы-полов, стол-сто-лы-столов, но стул-стулья-сту-льев, колос-колосья-колосьев).

      Однако языковый материал меняется от возраста детей. В играх предусматриваются проблемные ситуации, побуждающие детей ориентироваться в слове(Например «Узнай по описанию»). Все игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов, и их изображений. Чтобы дети приобрели опыт речевого творчества, в игры следует включать такой материал, который, был знаком детям, но все же не вошел еще в их активный словарь( Например «Магазин»-дети покупают открытки с изображением животных-олененок, жеребенок, ягненок, слова ягненок, жеребенок дети уже знали, а вот олененок знакомы не были, хотя и видели по телевизору).

      Следует подчеркнуть, что подавляющее большинство занятий по грамматике для малышей строится таким образом, что дети и не подозревают об их истинном назначении. Ребенок всегда видит, осознает игровую, познавательную или практическую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы.Однако просто многократное повторение той или иной грамматической формы не гарантирует еще, что и в дальнейшем ребенок будет говорить правильно.Легко, быстро и прочно запоминается то, что было включено в игровую или практическую деятельность как необходимое условие ее успешности. Так, эффективное усвоение системы грамматических форм наступает тогда, когда у ребенка возникает ориентировка на звуковую сторону слова.

      Детей старшего возраста обучают способам образования названий людей по профессиям, характерным особенностям внешнего вида. Примером таких игр могут служить игры-загадки(изображая действие, характерное для той или иной профессии).

      Формирование грамматической стороны речи ребенка - постоянный непрерывный процесс. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

      Предлагаю игры, направленные на формирование грамматического строя языка.

      Для детей 2 младшей группы:

      «Где же наши ручки? »

      Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа, мн. числа существительных.

      Воспитатель: Где же наши ручки?

      Нет наших ручек? (прячет за спину) Вот наши ручки

      Где же наши ножки? Нет наших ножек.

      Вот наши ножки (топают)

      (повторить 2-3р)

      Средняя группа

      Серия игр «Узнай по описанию», «Узнай на ощупь»

      Например: Круглая, блестящая, как- будто золотая(пуговица);

      «Вы хотите?- мы хотим»

      Цель: упражнение в образовании форм глагола хотеть

      Воспитатель: Мы умеем делать много разных дел ( умеем, бегать прыгать, петь)Я хочу поиграть в игру.

      А вы хотите?

      Я хочу похлопать в ладоши

      А ты хочешь?

      Старшая группа

      1.«Пропущенные слова»

      Воспитатель: Н пороге сидела и жалобно мяукала….

      Дворник взял метлу, он будет …

      Пришел почтальон, он принес…

      2. «Распространение предложений»

      Воспитатель: Дети идут (куда? зачем?)

      Садовник поливает (что? где?) (зачем? когда?)

      Маша убирает (что? зачем?)

      3. «Бесконечные предложения»

      Водящий называет слово, а каждый участник по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее, слова могут быть размещены в начале, конце, середине, добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например - слово солнце.

      Светило солнце.

      Ярко светило солнце.

      На небе ярко светило солнце.

      На небе ярко светило весеннее солнце.

      На небе ярко светило и играло весеннее солнце

      4. «Найди пару»

      Детям называют около 10 различных слов, существительных, прилагательных, и надо к каждому слову подобрать пару на основе ассоциации. Полученный набор фраз может быть использован в качестве опоры для придумывания связного рассказа.

      Например: солнце, ветер, мама, мягкая, красивая, дерево, кукла, белая, мяч, тонкий.

      5. «Воспроизведение»

      Детям называют слово и предлагают охарактеризовать его. Например: солнце- теплое, садится, греет землю, лучистое и т.д.

      6. «Интервью»

      Игра развивает умение формулировать вопрос и умение на него отвечать.

      7. «Пропавшие слова» (к концу подготовительной группы)

      Воспитатель говорит фразу или предложение, пропуская слова, обозначая его или интонацией или слогами, а дети отыскивают слова и возвращают на место. Например: На улице… буря, и ветер неистово рвал железо с крыш и т.д.

      Художественная литература:

      1. О.А.Белобрыкина «Речь и общение»Издательство: Академия Развития, Академия И К°1998г
      2. А.Г. Арушанов « Речь и речевое общение
      3. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.
      4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004г
      5. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2007.
      6. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

      Может быть интересно

      Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

      Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

      14 минут 2132 35

      Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

      Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
      10 минут 6541 677