Дорогие друзья, мы рады представить вам Савватеева Александра Владимировича, педагога первой квалификационной категории дополнительного образования МОБУ ДОД "Центр внешкольной работы" рабочего поселка Прогресс Амурской области. Александр Владимирович награжден грамотами отдела образования рабочего поселка Прогресс, почетной грамотой Минобрнауки Амурской области за многолетний добросовестный труд в системе образования, значительные успех в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, высокий профессионализм. Имеет дипломы Министерства образования и науки Амурской области за участие в областном конкурсе "Сердце отдаю детям" (2008 год), Амурского областного дворца творчества детей и молодежи за 2 место в областном заочном конкурсе методических разработок в номинации "Русские народные традиции" (2012 год), а также благодарность Амурского областного эколого-биологического центра за высокий уровень подготовки обучающихся к областному этапу Всероссийского заочного конкурса "Зеленая планета – 2011" (2011 год), благодарность оркестру народных инструментов "Истоки" за участие в областном фестивале народного искусства "Амурский хоровод" (2012 год). Сегодня Александр Владимирович с удовольствием предлагает вашему вниманию разработку интегрированного занятия, статью "Рождественские праздники". Статья будет интересна педагогам дополнительного образования.
Краткий комментарий к статье от Александра Владимировича:
"Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности."
Познавательного чтения...
Рождественские праздники
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ФОТОГРАФИЯМИ И РИСУНКАМИ
Пояснительная записка
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее поколение,
взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.
Важное место в жизни любого человека занимает музыка и музыкальная деятельность. В дошкольном и младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребенком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Затруднения, возникающие у детей дошкольного и младшего школьного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию. Это все равно, что заставлять первоклассника решать задачи по высшей математике. Происходит обеднение, а то и атрофия художественного восприятия, что сказывается на духовном развитии личности и народа в целом.
Мы попробовали избежать этой ситуации за счет осуществления модифицированной программы фольклорного ансамбля «Дар», где первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Ведь народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходящие процессы, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.
Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки – трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у детей сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – интерес к музыкальной деятельности. Эти игрушки – инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры. Красота, самобытность и доступность этих игрушек помогали войти ребенку в мир родной культуры, в мир творчества и гармонии.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.
Программа объединения «Дар» представляет собой цикл начального музыкального воспитания детей от 6 до 12 лет, рассчитанный на один год. В программе ставятся педагогические, музыкальные, психологические цели и задачи, которые направлены на реализацию ее основной идеи – формирование и развитие творчески активной личности, понимающей культуру своего народа, уважительно к ней относящейся, воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры.
Реализация этой идеи происходит в процессе изучения истории и традиций русского народа, через организацию продуктивной музыкальной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста (пение, ансамблевое исполнительство на музыкальных инструментах, участие в играх, обрядовых действиях).
В процессе обучения по программе дети знакомятся с культурными традициями русского народа, приобретают необходимые знания и навыки игры на народных музыкальных инструментах.
Педагогическая концепция рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкально-эмоционального восприятия, фантазии, общей сенсорной культуры, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.
Система заданий и упражнений имеет дидактическую и воспитательную направленность, учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка. С самых первых занятий ребенок включается в активную музыкальную деятельность, получает мощный творческий импульс к эмоционально-эстетическому и музыкальному развитию.
В процессе исполнительства на народных инструментах создается благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных свойств личности ребенка, и он осознает себя частью коллектива, учитываются природные особенности детей разного возраста, формируется механизм обратной связи между детьми и педагогом.
Музыкальные занятия с использованием народных инструментов проходят на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне. В процессе музыкальной деятельности эвристической направленности, где в качестве исходного материала представлены лучшие образцы русского народного песенного и инструментального искусства, детьми создаются аранжировки для народных инструментов. Возникает не стилизация традиционного материала, а поиск самовыражения через освоение эстетических норм музыкального языка народной культуры и художественных средств других видов искусств.
Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, ансамблевое исполнительство на народных инструментах, создание детьми аранжировок для народных инструментов, поиск новых красок и их сочетаний в звучании инструментов во время активного музицирования – все эти виды деятельности определяют творческий, познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей, обуславливают его результативность.
Родители являются постоянными помощниками педагога в образовательном процессе. Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний в течение учебного года, индивидуальные консультации с родителями, беседы, совместные встречи в «Семейном клубе». Ежегодно в январе, мае проводятся отчетные концерты, на которых родители учащихся имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей.
Цель занятия: обогащение представления детей о культурных основах бытия наших предков.
Задачи:
- знакомить с традициями встречи Рождества, образами-символами этого праздника;
- совершенствование навыка игры на ложках;
- развивать творческие способности.
Форма обучения: интегрированное занятие сообщения новых знаний
Методы:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, описание, беседа);
- проблемно-сообщающий (изложение материала с опорой на наглядность);
- частично-поисковые (беседа с последующими выводами и комментариями, перенос имеющихся знаний на новый материал).
- музыкальный ряд: песня «Ночь тиха над Палестиной»; «Праздничный колокольный звон» и тропарь «Рождество Христово»; русские народные колядки.
- литературный ряд: О.П.Власенко - автор-составитель сборника «Русские народные традиции», Н. В. Маренкова – автор-составитель «Святки. Русские народные традиции»; листочки для заполнения теста и ручки.
- художественный ряд: картины в ИЗОстудии «Фантазия» МОБУ ДОД «Центр внешкольной работы» пгт Прогресс.
Возраст детей: 10-12 лет
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей старины.
Видите, как светит звездочка в ночи?
Но одна большая звездочка святая
Прямо в наше сердце льет свои лучи.
Вместе с Иисусом Звездочка явилась,
Чтобы ярким светом Людям возвещать,
Что в убогих яслях Ласково склонилась
Над Христом младенцем Радостная мать.
У нас в стране есть много замечательных праздников. Но Великий православный праздник Рождества – особенный, связанный с ожиданием чудесного, светлого, заполненного теплом и любовью близких сказочного зимнего вечера. В канун этого праздника мы собрались, чтобы продолжить разговор о Рождестве. Итак, в добрый путь!
2. Введение в образовательный материал.
- Я приглашаю вас в нашу ИЗО студию «Фантазия». Здесь ребята готовят рисунки для участия в областном конкурсе «Рождественский подарок». Давайте рассмотрим эти рисунки и попробуем найти ответы на мои вопросы.
- - Кто такой ангел?
- - Что символизирует Рождественская елка и звезда?
- - Кто такой Иисус?
Дети рассматривают рисунки в ИЗОстудии.
- Что изображено на этом рисунке? (Дети рассматривают рисунок Курбатовой Кристины - образ летящего по звездному небу Ангела с рождественским подарком).
- Как вы думаете, Ангел, изображенный на рисунках – это кто? (Ответы детей).
Педагог обобщает: Ангел - спаситель человеческой души. Принято считать по поверьям, что ангел приносит счастье, удачу, добро. Ангелов рисуют на иконах в лучезарных лучах. Это обычно образ девочки и мальчика, юноши – чистые души.
- Рассмотрим рисунок Валерии Коньковой. Что изображено на нем? (Зимний лес, украшенная рождественская елка со звездой, животные и птицы вокруг нее).
- Что вы знаете о Рождественской елке и Рождественской звезде?
Педагог обобщает: Рождественская елка символизирует новую жизнь, дождь из фольги – великолепный небесный дар обновления. Звездочки – образ звезды, указавшей путь мудрецам к Иисусу.
- Рассмотрим рисунок Елизаветы Жижко. Что вы видите на нем? (Убогую пещеру с животными, мать, сидящую у спящего младенца Иисуса, необычно яркую звезду на ночном небе).
Педагог. Рассмотрев рисунки в ИЗО студии, вы уже нашли некоторые ответы на вопросы. А сейчас я приглашаю вас вместе со мной совершить путешествие по страницам старины, чтобы лучше понять смысл этого праздника и, конечно же, музыку, которая сопровождала его на протяжении веков.
3. Образовательный материал.
Ученик.
Наступает торжество, к нам приходит Рождество.
Что за праздник у дверей? Расскажите поскорей.
Что такое Рождество? День рождения кого?
- Рождество Христово празднуют все христианские народы мира. Наиболее торжественно оно проходит у католиков, для них это один из самых величественных церковных праздников в году, отмеченный счастьем прихода Спасителя.
(Слушаем: фрагмент духовной кантаты И. С. Баха, написанной для рождественских праздников в 1723 год, «Магнитфикат»).
- А вот как описывались эти события в Рождественских рассказах для детей О. П. Власенко:
Перед Рождеством.
«Для детского ума и для детского воображения так много привлекательного в святой и трогательной повести о Рождестве Христа Спасителя!
Тихая ночь над полями палестинскими; уединенный вертеп (пещера); три дерева, стоящие у входа в пещеру - стройная пальма, пахучая маслина, зеленая елка; ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая Мать с задумчивым взором и с ясною улыбкою материнского счастья; три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами; вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести ангела и таинственному хору сил небесных».
Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой восточной страны волхвы – мудрецы, ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. Они увидели, как на небе засияла новая необычная звезда. Звезда указала им путь и остановилась над тем местом, где родился младенец Иисус. В дар Господу они принесли золото, ладан и смирну. А звезда стала символом Рождества, и ей украшают дома, она сияет на рождественских елках. Отсюда пошла традиция считать началом праздника Рождества первую звезду, появившаяся на небе в Рождественскую ночь, олицетворяющую собой Вифлеемскую звезду.
Через леса, через моря три звездочета, три царя.
Идем туда, идем туда, куда ведешь ты нас, звезда!
Родился там Великий Царь, Спаситель мира, государь.
Ему несем подарки мы, с Востока старые волхвы.
(Звучит песня «Ночь тиха над Палестиной»).
- На Руси Рождество было одним из самых любимых праздников. Канун Рождества, день строгого поста, именуется Сочельником. Это наименование связано с сочивом - едой, состоящей из вареного зерна и ягод. Морозная ночь, звезды, запах ели и смолы, мерцание свечей, звон колокольчиков, единение сердец и душ, мысли о вечном...
- И вновь обратимся к музыкальному искусству – к Рождественской музыке на Руси. Начинается праздник с церковной службы: праздничного колокольного звона и тропаря Рождества Христова. Служба в православной церкви исполняется на староцерковном языке. (Слушаем: «Праздничный колокольный звон» и тропарь «Рождество Христово» в исполнении хора Московского Сретенского монастыря).
- У древних славян это был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение.
День зимнего солнцестояния – «Коляда». «Коляда» как бы открывала череду Рождественских праздников, которая называлась «Святки» (Святые вечера) и продолжались вплоть до праздника Крещения Господня (Богоявления). Это было время веселых народных гуляний, поздравлений друг друга и пожелание всех благ. Устраивались веселые посиделки, хороводы и пляски, игры, колядование, ходили ряженые, гадали, катались на снежных горках, на расписных санях – и все это под пение песен, которые отличаются простой запоминающейся мелодией танцевального характера. Желанными гостями были ряженые на святочных посиделках, где собирались девушки, чинно слушали сказки, озадачивали друг друга загадками, ворожили. С появлением ряженых начинались переполох, визг и хохот, а потом затеивались пляски и игры: «Жмурки», «Веревочка», «Кошки-мышки».
Коляда, коляда! Зашла к вам в ворота,
А за нею мороз, через тын перерос!
Мороз не велик, да стоять не велит.
Не велит мороз стоять, нам пора играть!
- Давайте и мы поиграем! (Проводится одна из игр).
- Традиционные блюда на праздничном столе в большинстве европейских стран - свинина и гусь. Считается, что, когда младенец Христос лежал в яслях, гуси (или свиньи) шумели и мешали ему спать, за что и подлежат ежегодному наказанию: превращению в великолепное праздничное жаркое. Обязательно много сластей и орехов: они приманивают в дом благополучие и богатство. В некоторых странах в Рождество традиционна обрядовая выпечка. В России это рождественские пряники «козули». Изготовление святочных (новогодних) масок, выпечка святочных пряников - «козулей» в виде рогатых животных связано с верованиями наших предков о происхождении человека из животного, с переселением душ.
Святки - это один из самых веселых периодов в году. Хотя большинство святочных традиций ушло в прошлое, но осталось праздничное зимнее веселье, санные катания, конкурсы ледяной скульптуры и зимние игры.
4. Упражнение для развития пальцев рук, корпуса тела.
- Продолжаем разминку для игры на инструментах – выполняем упражнения.
Упражнение для корпуса тела:
- прыжки на ширину плеч и обратно;
- переминание с ноги на ногу;
- приседания (легкие, пружинистые);
- переваливание с носков на пятки и обратно;
- повороты корпуса («косьба травы»);
- круговые движения корпусом руки на поясе.
- Продолжаем разминку для игры на инструментах. Все упражнения следует выполнять спокойно, в медленном темпе.
Упражнение «Заводная кукла» или «Робот».
- Сейчас девочки превращаются в кукол, мальчики - в роботов. Кукла или робот стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился – постепенно падают, «выключаются» пальцы рук, кисти, туловище, кукла или робот наклоняется и качает расслабленными руками.
Выполним упражнение, усложнив его движениями рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой красивой птицы.
Подготовительные упражнения для левой руки:
1) упражнение «Зеркальце».
На счет «раз» поднять руку в горизонтальное положение, на «два» повернуть вертикально, «три» - опустить, «четыре» - расслабить;
2) сгибание кисти в положении «Зеркальца». На счет «раз» согнуть кисть к себе, на счет «и» - разогнуть;
3) движение предплечья и локтя в положении «Зеркальца». На счет «раз» приблизить предплечье и локоть себе, на счет «и» выдвинуть вперед;
Подготовительные упражнения для рук:
«Паучки» - представьте, что паучок несет тяжелый рюкзачок и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), отдает рюкзачок другому паучку. Так они ходят, передавая друг другу тяжесть. И наша с вами задача переносить тяжесть из пальца в палец, из руки в руку;
«Вешалка» - поставить пальцы на стол с таким ощущением, что повесили на них руки. Теперь свободно покачать локтями, ведь вешалка раскачивается, но не падает, так как держится за крючок. Вешалка – рука, пальцы – крючок. (Выполняют).
5. Изучение материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
Повторяем и осваиваем приемы игры на ударных инструментах.
- Замечательно. А сейчас сядем ровно, без напряжения, голову держим прямо. Вспомним приемы игры на ложках. Повторяем следующий прием: ложки держим в правой руке: между их черенками (посередине) находится указательный палец. Выпуклые стороны черпачков обращены друг к другу (интервал между ложками 1-2 см), черенки ложек зажаты в ладонях рук. Ложками ударяем:
- - по ладони левой руки;
- - поочередно по правой и левой ноге (немного выше колена);
- - по ноге и ладони опущенной вниз руки;
- - по плечу и ладони (тремоло). (Работа над приемом игры на ложках).
Переходим к приему «Лошадка».
- Напоминаю вам, полость черпака одной ложки зажата в ладони левой руки. Удар проводится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволит нам извлечь звуки различной высоты – высоко-низко, глухо - звонко. При последовательном чередовании звуков различной высоты создается имитация цоканья копыт. (Работа над приемом игры «Лощадка»).
- Сегодня мы продолжим изучение приема игры на трех ложках, который сами дети назвали «Как комар лягушку дразнил». (Демонстрирует прием игры). Напоминаю его: две ложки зажимаются в левой руке: их черпаки находятся со стороны ладони, а черенки (у основания) зажаты между большим – указательным и средним – безымянным пальцами. Черпаки ложек обращены друг к другу выпуклыми сторонами. Третья ложка находится в правой руке. Две ложки в левой руке – это «лягушка-квакушка». Если резко сжимать и разжимать кисть руки с ложками, то «лягушка» заквакает. А ложка в правой руке – это «комарик», который дразнит «лягушку». Как вы уже сами убедились, прием достаточно сложный, требует большой усидчивости для освоения. Чтобы закреплять мышечные ощущения, я сейчас проверю у всех крепость зажатия ложек между пальцами левой руки, буду пытаться вытащить одну из ложек. Вы должны оказывать сопротивление, напрягая мышцы руки, а также цепкость и силу пальцев. А сейчас мы проведем упражнение-игру «Кто быстрее» (установит у себя ложки). Это необходимо для координации движений, быстрой реакции. Взяли ложки, приготовились! (Проводится игра, затем разучивание и отработка приема).
6. Продолжаем осваивать ритмосопровождение песни.
- Переходим к подбору ритмического сопровождения русской народной «Колядки».
Я вам предлагаю простучать темп исполнения, соблюдая ритм песни, ударами пальцев правой руки по ладони левой. (Дети отмечают длительность каждого звука мелодии ударами пальцев).
А сейчас выбираем инструменты. Для фантазийной импровизации можно разбиться на 2 – 3 группы и придумать свою программную или свободную композицию, фантазируйте и играйте, как вы хотите. (Дети фантазируют, придумывают свои варианты сопровождения).
Переходим к отработке музыкального сопровождения русской народной колядки. Играть мы будем стараться негромко, дослушивать окончания фраз. (Отработка совместного исполнения).
Понравилось ли вам наше исполнение? (Обсуждение, исполнение, учитывая недостатки). Я благодарю музыкантов, которые так старались слушать и отличать музыку, правильно извлекать звуки на инструментах.
7. Итог занятия.
- Сейчас я зачитаю музыкальный тест, выберете правильный ответ из трех предложенных вариантов А, Б и В, отметив его на листочках.
1. В честь чего учрежден Рождественский праздник?
А) В честь Девы Марии.
Б) В честь рождения Христа в Вифлееме.
В) В честь рождения Вифлеемской звезды.
2. В каком месте появился на свет Иисус Христос?
А) В окрестностях австрийского города Зальцбурга.
Б) В окрестностях Тибета, в хлеву.
В) В окрестностях города Вифлеема, в хлеву.
3. Как называется место, где остановились Дева Мария и Иосиф, и где родился Христос?
А) «Грот» - в пещере на берегу океана.
Б) «Щербет» - это пещера, куда пастухи иногда загоняли скот в хорошую погоду.
В) «Вертеп» - это пещера, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду.
4. Кто пришел с Востока посмотреть на Иисуса?
А) Волхвы.
Б) Три пастуха.
В) Три богатыря.
5. Коляда – это?
А) День летнего солнцестояния.
Б) Старинный рождественский и святочный обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями.
В) День зимнего солнцестояния.
6. Канун Рождества, день строгого поста, именуется как?
А) Святками.
Б) Сочельником.
В) Знамением.
КЛЮЧ теста:
1. Б.
2. В
3. В
4. А
5. В
6. А.
- Сейчас один из вас зачитает правильные ответы теста, вы внимательно проверьте свои варианты, поднимите руку при верном ответе. (Зачитывается верный ответ, проверка задания).
Молодцы, правильно ответили на все вопросы теста, проявив внимание, память.