Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Обеспечение равных стартовых возможностей получения предшкольного образования для детей из разных социальных групп
21 минута 10469 2606

Обеспечение равных стартовых возможностей получения предшкольного образования для детей из разных социальных групп

ZhukovaNBДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Жуковой Натальей Борисовной, заместителем директора МОБУ ДОД "Центр внешкольной работы", руководителем первой квалификационной категории группы предшкольной подготовки "Грамотейка" рабочего поселка Прогресс, Амурской области. Жукова Наталья Борисовна имеет стаж работы 21 год, награждена почетными грамотами Департамента образования и науки Амурской области за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и творческий подход к обучению подрастающего поколения (2005 год),  Сегодня Наталья Борисовна с радостью делится с нами опытом работы по итогам муниципального эксперимента в статье "Обеспечение равных стартовых возможностей получения предшкольного образования для детей из разных социальных групп". Статья будет интересна методистам, педагогам дополнительного образования.

Краткий комментарий к статье от Натальи Борисовны:

" Уже не первое десятилетие перед педагогическим сообществом стоит проблема – как обеспечить «комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения». В приоритетных направлениях развития российской системы образования на период до 2012 года дошкольному образованию и обеспечению равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе была определена необходимость рассмотрения его как предпосылка общедоступности качественного общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения. В связи с этим остро встает проблема разноподготовленности детей, приходящих в школу. Эта проблема существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы натаскивания ребенка к школе, что отрицательно сказывается на его развитии и здоровье. Организация работы группы по подготовке к школе детей неохваченных дошкольным образованием для нашего поселка явилась актуальной." 

Профессионального чтения...


Обеспечение равных стартовых возможностей получения предшкольного образования для детей из разных социальных групп

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ФОТОГРАФИЯМИ, ТАБЛИЦАМИ, ГРАФИКАМИ И ПРИЛОЖЕНИЯМИ

 

Пояснительная записка

Уже не первое десятилетие перед педагогическим сообществом стоит проблема – как обеспечить «комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения».

В приоритетных направлениях   развития российской системы образования на период до 2012 года дошкольному образованию и обеспечению равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе была определена необходимость рассмотрения его как предпосылка общедоступности качественного общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения.

В связи с этим остро встает проблема разноподготовленности детей, приходящих в школу. Эта проблема существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы натаскивания ребенка к школе, что отрицательно сказывается на его развитии и здоровье.

Организация работы группы по подготовке к школе детей неохваченных дошкольным образованием для нашего поселка явилась актуальной.

По состоянию на июнь 2009 года таких «неорганизованных» детей в нашем поселке было более 40 человек. Причины для непосещения ДОУ разные:

  • отсутствие мест в ДОУ;
  • низкий уровень доходов семьи;
  • состояние здоровья детей.

В связи с этим возникла необходимость разработать муниципальную экспериментальную программу «Предшкольная подготовка», где главной целью явилось – обеспечение каждому ребенку дошкольного возраста тот уровень развитий, который позволит ему быть успешным при обучении в школе, независимо от места его проживания и принадлежности к определенной социальной группе и апробировать научно-методическое сопровождение предшкольного образования в условиях МОБУ ДОД «Центр внешкольной работы».

Программа эксперимента была разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2005 г. № 178 «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ на период до 2010 года», постановлением Главы рабочего поселка Прогресс № 276 о 25 мая 2009 года «Об утверждении программы развития дошкольного образования на территории поселка (пгт) Прогресс»

Муниципальная экспериментальная программа

«Предшкольная подготовка»

Сроки реализации программы эксперимента: сентябрь 2009 год – июнь 2011

Этапы реализации программы эксперимента

Подготовительно- проектировочный:

  • составление плана работы по реализации программы эксперимента по введению предшкольного обучения;
  • обеспечение детей учебными пособиями

Практический:

  • апробирование УМК учебно-методического комплекса «Предшкольная пора» автора Н.Ф.Виноградовой;
  • отработка методов и форм работы с детьми по подготовке к школе в условиях общеобразовательного учреждения, средств обучения;
  • проведение диагностирования, мониторинга качества предшкольного образования.

Контрольно-аналитический: 

  • анализ итогов реализации эксперимента (муниципальный экспертный совет);
  • корректировка Положения о группе предшкольного образования
  • выпуск методических рекомендаций «Предшкольное образование как основа успешной деятельности ребенка»

Управление экспериментом

Для управления экспериментом «Предшкольное образование» на базе МОБУ ДОД ЦВР создаётся Совет муниципальной экспериментальной площадки (МЭП)

Состав Совета: начальник отдела образования пгт Прогресс, специалист отдела образования по дошкольному образованию, заведующий методическим кабинетом отдела образования, директор МОБУ ДОД ЦВР.

Совет:

  • руководствуется в своей деятельности Положением о группе предшкольного образования, обеспечивает выполнение программы экспериментальной деятельности, отслеживает промежуточные результаты;
  • несёт ответственность за защиту жизни и здоровья детей от возможных негативных последствий эксперимента;
  • организует постоянную систему повышения квалификации для всех участников экспериментальной деятельности;
  • ежегодно определяет состав участников экспериментальной деятельности в соответствии с целями и задачами проекта;
  • ежегодно отчитывается на муниципальном экспертном совете о ходе проведения эксперимента.

  1. Комплекс мероприятий по реализации основных направлений программы эксперимента (Приложение 1)
  2. Положение о группе предшкольного образования (Приложение 2)
  3. Методические рекомендации «Предшкольное образование как основа успешной деятельности ребенка» (Приложение 3)

Тема эксперимента Отработка модели предшкольного образования
Актуальность темы

Внимание к вопросу подготовки детей к поступлению в 1 класс связано с желанием государства создать необходимые условия для более успешной адаптации детей к новым условиям школьной жизни. Разные стартовые возможности будущих первоклассников осложняют организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы натаскивания ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Такая негативная тенденция была характерна и для нашего поселка. Организованная таким образом предшкольная подготовка ведет к появлению тревожности, снижению или завышению уровня самооценки, угасания познавательного интереса, желания учиться в школе. Особенно остро стоял вопрос предшкольной подготовки перед детьми не посещающими дошкольные образовательные учреждения. К 2005 году в большинстве крупных городов России проблема обеспеченности детей услугами ДОУ стала особенно острой. А в нашем поселке ежегодно таких детей более 40 человек.

Выходом из сложившейся ситуации должно было стать открытие группы предшкольной подготовки.

Необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом

со стороны государства:

  • сохранение сети дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях;
  • увеличение процента охвата детей, не посещающих ДОУ, дошкольным образованием;

со стороны педагогов:

- создание условий для построения преемственности дошкольного и начального образования;

со стороны родителей:

  • - обеспечение доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения;
  • - объединение усилий образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5,5 - 7 лет.
Объект эксперимента Образовательный процесс

Предмет эксперимента УМК Н.Ф.Виноградовой
 

Цель эксперимента обеспечение при поступлении в школу равных стартовых возможностей детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения.

Задачи

  1. изучить опыт работы других регионов по данной теме
  2. создать нормативно-правовую базу
  3. апробировать УМК Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора»
  4. организовать деятельность по оказанию психолого-педагогической поддержки детей посещающих группу
  5. создать методические рекомендации по теме «Предшкольное образование – как основа успешной учебной деятельности ребенка»
Риски и ограничения
  • стабильная посещаемость (дети в основном из неблагополучных семей)
  • отсутствие умений жить, трудиться в коллективе
Гипотеза Создание благоприятных социально-психологических условий позволит выровнять стартовые возможности детей, не посещающих дошкольные учреждения.

Эксперимент позволит повысить качество общего образования, увеличить процент охвата детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, различными формами организационной подготовки к школе, опытным путём проверить эффективность условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс.

Диагностический инструментарий Отделом образования утвержден комплекс мероприятий по реализации основных направлений программы эксперимента. В который входило:

  1. Разработка и утверждение муниципального Положения о группе предшкольного образования в рамках деятельности муниципальной экспериментальной площадки
  2. Комплексный анализ существующих программ, разработанных в рамках предшкольного образования, с точки зрения их эффективности для подготовки детей 5,5-7 летнего возраста к школе.
  3. Создание информационного банка данных о детях 5,5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием
  4. Курсы, семинары для педагогических работников
  5. Составление режима   дня и расписания занятий.
  6. Апробация и внедрение программы по предшкольному образованию с полным методическим обеспечением «Предшкольная пора» автора Н.Ф.Виноградовой
  7. Проведение семинаров с целью обмена опытом между учителями, работающими по учебным-комплексам.
  8. Проведение мониторинга качества предшкольного образования
  9. Диагностирование детей
  10. Освещение деятельности МОБУ ДОД ЦВР по технологиям организации предшкольной подготовки в информационных изданиях.
  11. Осуществление преемственности между группой предшкольной подготовки и образовательными учреждениями поселка.
  12. Выпуск методических рекомендаций для педагогов школ поселка «Предшкольное образование как залог успешной учебной деятельности ребенка»

Сроки эксперимента 2009-2011 гг

Этапы эксперимента

  1. диагностический
  2. прогностический
  3. практический
  4. обобщающий
  5. внедренческий

Тип эксперимента Поисково-формирующий 

Ожидаемые результаты

  • увеличение процента охвата детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, различными формами организационной подготовки к школе;
  • модернизация учебно-методической базы МОУ ДОД ЦВР, внедряющего образовательные программы по подготовке детей старшего дошкольного возраста;
  • наличие и использование новых образовательных программ подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Этапы работы организации предшкольной подготовки:

I этап – подготовительный (август – сентябрь)

  1. составление банка данных детей старшего дошкольного возраста;
  2. подбор и расстановка педагогических кадров;
  3. взаимодействие с родителями, чьи дети не посещают ДОУ;
  4. составление списка детей старшего дошкольного возраста по группам;
  5. согласование с родителями режима функционирования группы кратковременного пребывания;
  6. подбор программно-методического сопровождения для обучения детей;
  7. составление локальных актов по вопросам функционирования групп (приказы, локальные акты, должностные инструкции);
  8. составление расписания занятий с детьми;
  9. организация развивающей среды

II этап – внедренческий (сентябрь – май)

  1. перспективное блочное планирование (по месяцам);
  2. диагностика результатов педагогической деятельности;
  3. оказание методической помощи педагогам;
  4. психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей;
  5. контроль за осуществлением учебно-воспитательного процесса;

III этап – аналитико-обобщающий (май – июнь)

  1. анализ полученных результатов за прошедший период и выводы;
  2. обобщение опыта работы по предшкольному обучению;
  3. отчет о проделанной работе;
  4. определение перспективы работы на следующий год с учетом полученных результатов.

Первые итоги работы группы предшкольной подготовки

Группа предшкольного образования организуется ежегодно на базе МОБУ ДОД «Центр внешкольной работы» для детей старшего дошкольного возраста на основании Положения отдела образования о группах предшкольного образования.

В 2009/2010 учебном году открыта 1 группа с количеством детей 14 человек.

В 2010/2011 учебном году - 1 группа 11 человек.

В 2011/2012 учебном году - 1 группа 13 человек.

Что сделано:

  • сформирована нормативно-правовая база организации работы группы предшкольной подготовки;
  • создан отдельный кабинет на базе МОУ ДОД ЦВР, соответствующий нормам и требованиям СаНПина;
  • приобретена мебель;
  • закуплены игрушки;
  • педагог прошел обучение на курсах при ИППК г.Благовещенска в январе 2010 года по теме «"Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста для выравнивания стартовых возможностей при поступлении их в школу";
  • составлен и утвержден режим дня;
  • разработан учебный план и программа обучения на основе программы под редакцией доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Виноградовой Н.Ф. «Предшкольная пора», рекомендованная Ученым советом института содержания и методов обучения РАО.

Эту программу используем потому, что она определяет две важнейшие цели:

Социальная цель – обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

Педагогическая цель – развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Программу выбрали с учетом того, что она построена не по областям знаний и не по учебным предметам, а в соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения, внимания, объяснительной речи, произвольности процессов, ценностного отношения к окружающему миру и к себе.

В  структуре и содержании  программы выделено пять разделов, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения: "Познаем других людей и себя", "Познаем мир", "Учимся думать, рассуждать и фантазировать", "Учимся родному языку", "Учимся рисовать", "Играем и фантазируем".

Учебный план также предполагает выборочное использование    литературы других авторов

Приоритетный метод обучения по программе - игра.

Она используется на занятиях по всем разделам программы. Реализация игрового подхода, по мнению авторов, будет удовлетворяет возрастной потребности дошкольников и помогает избежать превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования  в дублирование содержания обучения в начальной школе. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала.
Игры способствует развитию творческих качеств личности, способности решать инициативно и творчески любую задачу. Эта способность очень важна для выполнения различных учебных задач, с которыми ребенок встретится в школе.

Игры, которые мы используем:

  • игры, возникающие по инициативе ребёнка
  • игры с природными объектами
  • игры со специальными игрушками для исследования
  • сюжетно-отобразительные
  • сюжетно-ролевые
  • театрализованные
  • сюжетно-дидактические
  • подвижные
  • музыкально-дидактические

Организация обучения на этапе предшкольного   образования

При осуществлении образовательной деятельности особое внимание уделяется режиму работы группы.  

Продолжительность обучения – 28 недель (с 1 октября по 1 мая) с учетом каникул в ноябре, январе и марте.

Общее число занятий – 448 ч.

Режим занятий: 5 дней в неделю по 4 занятия в день. Длительность занятия – 20 минут. Перерыв между занятиями – 15 минут.

Режим дня группы предшкольной подготовки

08.30 - 09.00 – приём детей в группу, игры

09.00 - 09.10 – зарядка

09.15 - 09.35 – 1 занятие

09.35 - 09.50 – переменка

09.50 - 10.10 – 2 занятие

10.10 -10.25 – переменка

10.25 - 10.45 – 3 занятие

10.45 – 11.30 – игры, дополнительные занятия с детьми

11.30 – 12.00 - уход детей домой

Расписание занятий составлено с учетом санитарно-гигиенических требований

Учебный план

При реализации программы учителем совместно с психологом проводится в начале учебного года вводная диагностика.

Ее целью является определение стартовых возможностей каждого ребенка. Результаты диагностики 2009-2010 уч.года. Эта диагностика показала, что дети имеют, в основном, средний и низкий уровень развития. У значительного большинства детей не развита монологическая речь, на вопросы отвечают односложно, не могут рассказать о том, что видят на картинке.

Вторая диагностика – коррекционная проводится в декабре. По таблице видно, что повысился уровень развития детей. Это отметили и родители на очередном собрании. Но здесь же выявили проблемы, на которые надо направить коррекционную работу. С этой целью была спланирована индивидуальная работа с детьми, имеющими пробелы в знаниях.

И третья итоговая диагностика проводится в апреле. Результаты последней диагностики показали, что работа проводилась целенаправленно. Уровень развития детей значительно повысился по сравнению с началом года.

Дети овладели навыками счета в пределах 10, научились выполнять простейшие арифметические действия, познакомились с алфавитом, 3 ученика даже научились читать (при поступлении в группу предшкольной подготовки никто из учащихся не знал буквы). У ребят повысился интерес к познанию, к обучению, развивалась мелкая моторика, память, мышление, сформировался навык речевого общения (в начале учебного года 8 учеников из 14 не умели строить предложения), увеличился словарный запас.

По окончании обучения 11 учащихся записаны в первый класс в разные школы, 3 учащихся (по желанию родителей) пройдут повторное обучение в группе предшкольной подготовки в 2010-2011 учебном году.

Стабильно хорошие результаты обучения наблюдаются и у обучающихся в 2010-2011 учебном году. Группу предшкольной подготовки посещало 11 уч-ся. 5 учеников из неблагополучных семей, 3 из малообеспеченных. Однако мониторинг результатов обученности позволяет сделать вывод о положительных результатах обучения. Дети, прошедшие обучение в нашей группе пошли учиться в разные школы нашего поселка. Результаты первого месяца обучения в школе, а также отзывы учителей и родителей только положительные.

В 2011-2012 учебном году нашу группу посещают 13 детей. Из них 6 мальчиков, остальные девочки. 9 человек занимаются на индивидуальных занятиях с логопедом. Проведя промежуточную диагностику уже наблюдается положительная динамика обученности.

Анализ о проделанной работе позволяет сделать вывод:

  • обучение в группе предшкольной подготовки способствует мягкой адаптации ребенка к школе;
  • развиваются индивидуальные способности воспитанников средствами воспитательной работы и дополнительного образования с учетом и поддержки интересов детей;
  • дети приобщились к ценностям здорового образа жизни, приобретается опыт нравственного поведения;
  • осуществляется преемственность организационных форм при переходе из дошкольного в начальное школьное образование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так как процесс развития детей осуществлялся с учетом психолого- возрастных особенностей детей при сопровождении психолога и логопеда, только в обществе сверстников, через игру, изобразительную деятельность, наблюдение и экспериментирование у наших детей сформировались базисные качества личности, которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволят им успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию.

А это ведет к   обеспечению высокого качества дошкольного и начального образования в соответствии с требованиями государственного стандарта и государственных программ.

В октябре 2011 года на заседании муниципального экспертного совета подведены итоги работы по реализации муниципального эксперимента «Предшкольная подготовка». Опыт работы признан положительным и рекомендован к распространению.

    Может быть интересно

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

    Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
    10 минут 2187 669

    Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

    Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
    5 минут 1980 607