Дорогие друзья, мы рады представить вам Савчихину Наталью Викторовну, воспитателя второй квалификационной категории ГБДОУ детский сад №4 города Санкт-Петербурга, Московского района. Наталья Викторовна имеет высшее педагогическое образование, и сегодня с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Лепка из солёного теста как способ развития творческой активности детей дошкольного возраста". Статья будет интересна педагогам, которые ведут работу в кружке по лепке из соленого теста, т.к. в ней представлено перспективное планирование на учебный год.
Краткий комментарий к статье от Натальи Викторовны:
"Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость."
Познавательного чтения...
Перспективное планирование работы кружка по лепке из соленого теста
Занятия лепкой помогают детям выражать свои мысли и чувства древнейшим языком пластической лепки. Ребенок может сам слепить какую-то вещь, рассмотреть ее со всех сторон, потрогать, что-то изменить, раскрасить. Поделки из теста – очень древняя традиция. Тесто эластично, легко в обработке, изделия из теста долговечны, работа с ним доставляет огромное удовольствие. Дети учатся делить тесто на части, придавать форму, соединять детали, оформлять изделия.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Возраст от 3 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.
Ещё одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Специфику лепки определяет материал.
Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
Цель:
Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.
Задачи:
- Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;
- Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи;
- Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству;
- Обогащать предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.
Дети разделены по возрасту на 2 подгруппы – младшую и старшую, каждая из которых занимается согласно своему разработанному годовому плану.
Младшая группа занимается дважды в неделю по 20 минут, старшая группа – по 30 минут дважды в неделю.
Перспективный план работы младшей группы
Октябрь:
Цикл вводных занятий и занятий «Овощи и фрукты»: «овощи», «фрукты», «капуста», «корзина с клубникой» (совместная детей и воспитателя).
Задачи:
- Учить детей основный приемам работы с тестом (шар, лепешка, колбаска)
- Учить детей лепить объемные фигуры.
- Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
- Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.
- Закреплять знание фруктов и овощей.
Ноябрь.
Цикл занятий «Насекомые»: «гусеница», «божья коровка», «пчелка», «бабочка».
Задачи:
- Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.
- Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски.
- Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани на проволоке).
- Воспитывать интерес к живой природе.
- Развивать способности к формообразованию.
Декабрь.
Цикл занятий «Готовимся к Новому году»: «снеговик», «новогодние игрушки», «тигренок», «елочка», «снежинка».
Задачи:
- Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.
- Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.
- Развивать чувство формы, пропорций.
- Воспитывать аккуратность.
Январь.
Цикл занятий «Животные нашего края»: «ежик», «мышь», «бельчонок», «зайчик».
Задачи:
- Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.
- Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
Февраль.
Цикл занятий «Мы играем»: «овощи и фрукты для игры в «Магазин», «хлебобулочные изделия для игры в «Магазин», «пирамидка», «неваляшка».
Задачи:
- Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.
- Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для сюжетно-ролевых игр и пальчикового театра.
- Развивать наблюдательность.
- Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.
- Учить раскрашивать готовые изделия.
Март.
1 неделя: «Бусы для мамы»
Задачи:
- Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.
- Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
- Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.
2- 4 неделя: «Лепим посуду» (кувшин, блюдце, миска).
Задачи:
- Знакомить детей с основными видами посуды.
- Отрабатывать приёмы вдавливания, выгибания, сглаживания.
- Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
- Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.
Апрель – май.
Цикл занятий «Цифры»: 1-9.
Задачи:
- Учить детей лепить цифры, соотнося цифру и количество предметов.
- Закреплять знания цифр.
- Развивать технические умения и навыки.
- Воспитывать аккуратность.
Перспективный план работы подготовительной группы
Октябрь:
Цикл вводных занятий и занятий цикла «Осень золотая»: «овощи», «фрукты», «осенний венок».
Задачи:
- Учить детей основный приемам работы с тестом (шар, лепешка, колбаска)
- Учить детей лепить объемные фигуры.
- Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
- Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.
- Закреплять знание фруктов и овощей.
Ноябрь.
Цикл занятий «Обитатели морей и океанов»: «осьминог», «морская звезда», «жители морского дня» (коллективная работа).
Задачи:
- Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.
- Учить лепить обитателей морей, передавая характерные особенности их строения и окраски.
- Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами (бусины, зубочистки, кусочки ткани на проволоке).
- Воспитывать интерес к живой природе.
- Развивать способности к формообразованию.
Декабрь.
Цикл занятий «Готовимся к Новому году»: «мы встречаем новый год» (коллективная работа), «новогодние игрушки», «дед Мороз», «елочка», «снежинка».
Задачи:
- Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.
- Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.
- Развивать чувство формы, пропорций.
- Воспитывать аккуратность.
Январь.
Цикл занятий «Зима»: панно «Зимний лес», панно «Зима», «пингвины в Антарктиде»,
Задачи:
- Продолжать вызывать интерес к зимней тематике
- Учить пользоваться полутонами при раскрашивании готового изделия
- Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.
Февраль.
Цикл занятий «Животные»: «веселый заяц», «поросенок», «тигр», «животное по замыслу».
Задачи:
- Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.
- Учить соблюдать пропорции при лепке частей тела животных.
- Развивать наблюдательность.
- Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.
- Учить раскрашивать готовые изделия.
Март.
1 неделя: «Роза для мамы».
Задачи:
- Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.
- Развивать воображение, чувство формы и пропорций.
- Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.
2- 4 неделя: «Лепим посуду» (ваза, чашка и блюдце, поднос)
Задачи:
- Знакомить детей с основными видами посуды.
- Отрабатывать приёмы вдавливания, выгибания, сглаживания.
- Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
- Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.
Апрель
Цикл занятий «Кольца и подковы», «Космос»: коллективное панно «В космосе».
Задачи:
- Учить детей лепить подкову, украшать ее цветами
- Продолжать учить аккуратно раскрашивать элементы
- Развивать мастерство в составлении композиции
- Развивать технические умения и навыки
Май
Цикл занятий «Подарки и сувениры»: самостоятельные работы детей.
Задачи:
Применять в лепке полученные навыки.