Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Из опыта работы: Значение дидактических игр и дидактических упражнений для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
12 минут 8758 2664

Из опыта работы: Значение дидактических игр и дидактических упражнений для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

KUZMENKOДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузьменко Юлией Константиновной, воспитателем высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 303 города Нижнего Новгорода, Нижегородской области. Юлия Константиновна работает воспитателем на группе для детей с туберкулезной интоксикацией, имеет высшее педагогическое образование, грамоты и благодарности от администрации МБДОУ и Управления образования Московского района города Нижнего Новгорода. Сегодня Юлия Константиновна с радостью делится с нами статьей "Значение дидактических игр и дидактических упражнений для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста". Статья будет интересна воспитателям и родителям. 

 Краткий комментарий к статье от Юлии Константиновны:

"Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием занимают достойное место в педагогическом процессе. Они представляют большую ценность в развитии детей дошкольного возраста, так как опыт ребенка формируется в игре, потому что освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями, развивают мышление, общительность."

Увлекательного чтения...


Из опыта работы: Значение дидактических игр и дидактических упражнений для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.25, с.258). Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми средствами родного языка. Поэтому среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку развитие речи, речевого общения – одна из самых главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

К.Д.Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово» (Ушинский К.Д. Собр. соч. М-Л., 1948, т.2, с.560).

К.Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы. Ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога. Речь – это то, почему в первую очередь судят о развитии ребенка, потому что речь неразрывно связана с мышлением. Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит, что он

  • 1) достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире;
  • 2) умеет думать, способен ясно выразить свою мысль и отстоять свое мнение;
  • 3) легко устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми.

Это как раз то, что необходимо, чтобы дети почувствовали себя в школе комфортно, чтобы легко включились в процесс обучения разным предметам. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте. Общеизвестно, что главное место в жизни ребенка занимает игра. Это основная деятельность, непременный спутник жизни. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». (5)

Л.С. Выготский отмечал, что в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития. Ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

Формирование грамматического строя речи детей – это одна из задач развития речи. Что же такое грамматически правильная речь? Впервые наиболее полно дал ее определение великий русский педагог К.Д. Ушинский. Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Ценным вкладом в методику родного языка являются взгляды К.Д. Ушинского на необходимость «подготовительного» обучения детей до поступления в школу. Подготовительное обучение, в том числе развитие языка, должно быть посильным, доступным, занимательным и разнообразным. В первоначальном обучении детей родному языку К.Д. Ушинский видел три цели. Первая – развивать дар слова, т.е. умение выражать свои мысли. Вторая цель – учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Третья цель – практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием. Все три должны осуществляться одновременно.

Истоки сочетания обучения малых детей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Гули-гули» и многие другие. Мать, играя с ребенком, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит производить элементарные игровые действия. Она просит показать, «где глазки, где носик, ушки, ручки, пальчики» и т.д. Называя части лица, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения.

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, все преимущество остается на стороне игры» (Ушинский К.Д. Собр. соч. М., 1950, т. 10, с. 516). Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером.

Авторами были выделены виды дидактических игр и дана определенная структура дидактической игры.

Виды дидактических игр.

  1. Игры с предметами.
  2. Настольно-печатные.
  3. Словесные.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и, вместе с тем, будет развиваться как игровая деятельность. Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления. Одним из составных элементов дидактической игры являются игровые правила. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой.

Обучение грамматически правильной речи носит характер дидактических упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него.

Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, являются очень важным средством выработки, а также закрепления грамматических навыков и умений. Дидактические игры и упражнения направлены на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных; помогают осваивать детям способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок. А также направлены на совершенствование, усложнение синтаксиса детской речи, запоминание единичных форм, исключений морфологического порядка, усвоение способов словообразования всех частей речи, в том числе и причастий. Дети играют не подозревая, что осваивают какие-то знания, то есть учатся играя. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

В дидактических играх и упражнениях перед детьми ставятся те ли иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности, то есть формирование грамматического строя речи тесно связано с умственным воспитанием, с развитием мышления. Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи явлений возможно лишь в случае, если ребенок понимает и умеет активно пользоваться не только простыми, но и сложными грамматическими конструкциями и имеет достаточно активный словарь прилагательных и наречий.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием занимают достойное место в педагогическом процессе. Они представляют большую ценность в развитии детей дошкольного возраста, так как опыт ребенка формируется в игре, потому что освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями, развивают мышление, общительность.

Литература:

  1. Аванесова B.H. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду //Умственное воспитание дошкольника/ Под ред. Н.Н. Поддъякова - М., 1972.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991, с.4-20.
  3. Бородич A.M. Методика развития речи детей. - М, 1981, с.15-118.
  4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка //Вопросы
    психологии. - 1996. - №6, с.74.
  5. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. - В сб.: О дошкольном воспитании.- М., 1959.С.158.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677