Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников
14 минут 10391 3443

Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников

YudinaДорогие друзья, мы рады представить вам Юдину Ольгу Ильиничну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Ольга Ильинична "Почетный работник общего образования Российской Федерации" (стаж педагогической работы в дошкольном образовании более 20 лет), член творческой группы ДОУ по реализации инновационного проекта "Сетевая организация единого образовательного пространства для разностороннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием, в условиях внедрения ФГТ". Опыт работы Юдина О.И. передает курсантам МАОУ ДПО "Институт повышения квалификации" города Новокузнецка через мастер классы по созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Сегодня Ольга Ильинична с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по воспитанию гуманных чувств и отношений у дошкольников. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Ильиничны:

"С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научится выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества."

Познавательного чтения...


Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ПРЛОЖЕНИЯМИ

С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные изменения.

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научится выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.

А.В.Запорожец обращая внимание на факты нарушения детьми правил поведения, отмечал, что « дошкольники нередко поступают наперекор требованиям педагога не потому, что не знают или не хотят их выполнять, а потому, что не ориентируются на сверстников, не обращают внимания на их состояние, возникающие трудности, на их нужды и интересы».

Это положение имеет принципиальное значение для организации процесса нравственного воспитания дошкольников: первоочередной ставится задача формирования у них гуманных чувств по отношению к сверстникам, которые побуждали к нравственно ценным поступкам. Формирование же представлений о нормах и правилах поведения, требованиях педагога связывается с разъяснением заключенной в них моральной ценности с ориентацией на проявление доброжелательного отношения к окружающим.

Свое­временное выявление негативных изменений в поведении ребен­ка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в об­щении с воспитателем и сверстниками и не дать развиться ус­тойчивому   эмоциональному   неблагополучию.   Причем   в   этом случае речь идет не о коррекции, а о профилактике непослуша­ния ребенка в определенной ситуации, что, как правило, явля­ется признаком намечающейся отчужденности его во взаимоот­ношениях с воспитателем и детьми группы.

Участие воспитате­ля   в   установлении   доброжелательных   отношений   между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интерес­ную для других детей деятельность. А это, в свою очередь, бу­дет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необхо­димыми навыками, научится достигать поставленной цели.

Особо важное значение имеет вступление педагога в общение с ребенком, находящимся в ситуации эмоционального диском­форта. Только учитывая причины, вызвавшие это состояние, пе­дагог сможет помочь дошкольнику справиться с ним.

В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее; он может рассчитывать на поддержку и помощь товарищей, на их участие в возможных ситуациях эмоционального дискомфорта, а создавшийся в группе положительный эмоциональный климат способствует тому, что положение каждого из воспитанников в группе становится благоприятным.

Большое значение в воспитании гуманных отношений между детьми имеет создание в группе обстановки постоянной разнообразной деятельности и положительного микроклимата.

Жизнь детей в детском саду во многом регламентируется правилами. Воспитание у дошкольников умения определять свой поступок, ориентируясь на имеющиеся правила, во мно­гом организует их деятельность, отношение к сверстникам, спо­собствует установлению в группе доброжелательной атмосфе­ры, в которой учитываются интересы сверстников, осознается их право на реализацию собственных замыслов. И чем старше становятся дети, тем все острее выдвигается задача формиро­вания у них осознания значимости и справедливости вводимых правил.

Правила поведения, сообщаемые детям, могут быть условно объединены в несколько групп:

  • правила, регулирующие отношение к сверстникам;
  • правила, регулирующие поведение ребенка в группе, учиты­вающие окружение сверстников;
  • правила, направленные на проявление уважительного отно­шения к взрослым.

Содержание работы педагога, направленной на воспитание у детей осознанного отношения к правилам поведения, определяющим доброжелательное отношение к сверстникам, включает в себя:

  • установление доверительных отношений с детьми в ходе личностно ориентированного общения при сообщении вводимых правил; достижение понимания ребенком их смысла и нравст­венной ценности для себя и окружающих;
  • воспитание у дошкольников ориентира на эмоциональное состояние сверстников на основе развития эмпатийного отклика на переживания другого;
  • обогащение практического опыта проявления детьми волевых усилий при выполнении правил на основе взаимосвязи во влиянии на когнитивную, эмоциональную и волевую сферу ре­бенка.

Действенным приемом при решении обсуждаемых задач является использование бесед на основе обсуждения художест­венных произведений, иллюстраций, реальных ситуаций, складывающихся в повседневной жизни детей.

Одна из ключевых позиций педагогической работы в детском саду - её гуманизация, связанная с признанием самоценности детства, уникальности личности ребенка, реализацией его интересов. Это одновременно и создание условий, в которых бы могло происходить полноценное развитие этой личности.

Полноценное развитие моральных качеств, выражающих определенное отношение к себе и другим людям:

  • человечность
  • доброжелательность
  • чуткость
  • сочувствие

- предполагает создание таких условий, при которых, с одной стороны, необходимо активное усвоение ребенком этических норм и развитие его морального сознания, с другой – нормы морали должны стать своеобразным регулятором поступков.

С целью реализации приоритетного направления в ДОУ используется парциальная программа «Я – Ребенок, и я имею право» ( Авторы Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова), одно из ведущих направлений данной программы – воспитание гуманных чувств и позитивных взаимоотношений, формирование этических представлений.

На занятиях дети учатся считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, справедливо разрешать возникшие споры и конфликты, адекватно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Ознакомление детей с основными положениями Конвенции ООН о правах помогает привить им уважение к личности, к себе и к другим людям, сформировать понимание взаимосвязи между правами и обязанностями человека, который должен считаться с интересами окружающих.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создать условия для их практического применения.

Большое значение в формировании гуманных чувств и отношений придается организации совместной деятельности детей, ее возможности для формирования представлений и накопления практического опыта проявления гуманного отношения к сверстникам.

Включаясь в совместную деятельность, дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. В таких ситуациях педагог имеет возможность демонстрировать свое отношение к ребенку, а также обучать необходимым способам проявления доброжелательности, разъяснять моральный смысл возникших ситуаций.

Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.

Рекомендуется проводить ролевые театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. (Приложение № 1)

Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.(Приложение 2)

Мною разработана игротека, направленная на воспитание гуманных чувств и отношений у старших дошкольников (Приложение №3). Содержание игр подобрано в трех направлениях:

  • § «Отражение в зеркале» - определяющими являются ситуации, направленные на формирование у ребенка образа «Я».
  • § «Я+ТЫ= МЫ» - доминируют ситуации, актуализирующие у детей устойчивую ориентацию на сверстника.
  • § «Шаг на встречу» - преобладают ситуации, стимулирующие самостоятельную реализацию ребенком способов ненасильственного взаимодействия со сверстниками

В настоящее время в обществе изменились взгляды на семью, семейное воспитание. Так, в ст. 18 Закона РФ «Об образовании» подчеркивается, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Однако существует немало семей, где взрослые допускают типичные ошибки: недостаточно общаются с детьми, уделяют им мало внимания, используют физические наказания, запугивают детей, нарушают их режим, формируют сами того не желая, отрицательные привычки .

По результатам анкетного опроса родителей (Приложение 4) , выявили ,что многие родители ориентированы на решение образовательных задач, их интересуют проблемы раннего обучения детей, подготовки к школе, но главная функция- воспитание- уходит на второй план. Высокий процент опрошенных родителей твердо убеждены, что в наше время многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми, а главным ориентиром   является воспитание у ребенка таких качеств, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи.

Отсюда обозначена актуальная задача – помочь родителям учить ребенка проявлять отзывчивость, сочувствие, сопереживание, гуманное отношение к окружающим. Эти чувства сами по себе не разовьются. Поэтому воспитатели убеждают родителей обогащать эмоциональный опыт ребенка, раскрывать социальную значимость гуманных чувств.

С целью достижения открытости родителей в общении, а также повышения авторитета педагога общение с родителями следует строить на основе диалога, взаимного уважения. Это позволит формировать у родителей осознанное, критическое отношение к своей воспитательной деятельности.

Если родители становятся партнерами по общению, а не учениками, если учитываются потребности родителей в педагогических знаниях, то предлагаемые им рекомендации воспринимаются как интересные и полезные.    Вопросы воспитания гуманных чувств у детей следует рассматривать в различных формах общения с родителями – в индивидуальных и групповых консультациях, беседах, в том числе и нетрадиционных (за круглым столом, в устных журналах, на собраниях и в других формах). Например, учитывая пожелания родителей пригласить методиста, психолога и других специалистов, которые могу ответить на волнующие родителей вопросы.

А самое главное, что следует помнить нам, взрослым ,что формирование эмоционально – нравственных основ культуры личности, заложенные в дошкольном возрасте:

  • воспитание сочувствия
  • отзывчивости
  • гуманности

являются основой личности человека, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих и определяющие жизненный успех каждого человека.

Литература:

1. Буре, Р.С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В.Воробьева, В.Н, Давидович - М.: Просвещение, 2004. – 141 с.

2. Зеленова, Н.Г. Я – ребёнок, и я имею право / Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.- 96с.

3. Икрянникова,Т.Н. Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительной групп / Т.Н.Икрянникова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 128 с.

4. Колпакова, Н.П. Развитие эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста / Н.П. Колпакова // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 10. – С 41-44

5. Пономаренко, Т О взаимосвязи этических представлений и поступков детей/

Т.Пономаренко // Дошкольное воспитание. – 1992. - №3.- С10-14

6. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.(Для детей от 3 до 6 лет.) / Л.М.Шипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова – «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2007. – 384 с.

7. Шорыгина, Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей / Т.А.Шорыгина. – М.: Прометей; Книголюб, 2005. – 64 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2122 668

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1922 606