Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ДОУ
12 минут 13154 4257

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ДОУ

MEDVEDEVANNДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Медведевой Натальей Николаевной, инструктором физической культуры МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида города Новокузнецка, Кемеровской области. Наталья Николаевна в должности инструктора по физической культуре  почти 10 лет. Воспитанники и родители ДОУ под руководством Медведевой Н.Н. принимают активное участие в районных и городских спортивных мероприятиях "Спортивная семья-здоровая семья". Ежегодная, ставшая традицией "Спартакиада дошкольников Орджоникидзевского района", выявляет новые спортивные таланты. Сегодня Наталья Николаевна с радостью предлагает вашему вниманию статью "Организация режима двигательной активности в ДОУ". Статья будет интересна воспитателям и заинтересованным родителям. 

Краткий комментарий к статье от Натальи Николаевны:

"Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояниездоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус."

Увлекательного чтения...


ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ДОУ

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояниездоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём.Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Кроме того в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.

Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний [16, с.17]. В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.
Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы определены качественные характеристики выпускника детского сада как физически развитого, «…у ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности…».

В соответствии с 1 интегральным качеством образовательная область «Физическая культура» направлена на формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение специфических задач

  • Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье и решается через интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГТ (Таблица1).

Перед педагогами, инструкторами по физическому воспитанию ДОУ встает ряд важных вопросов:

  1. Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
  2. Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
  3. Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности?
  4. Как заинтересовать детей, педагогов и родителей?
  5. Как сделать работу эффективной?

Режим двигательной активности в детском саду включает как разнообразную свободную двигательную деятельность детей, поддающуюся самоорганизации и регулированию, так и организованные ее формы: занятия, подвижные игры, гимнастика и упражнения. (Таблица 2).

Реализация потребности ребенка в движении и воспитание культуры движений способствует оптимизации решения задач дошкольного воспитания.

В нашем ДОУ разработаны основные принципы организации двигательной активности в детском саду:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и  здоровья .
  2. Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
  3. Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов

дыхательной гимнастики.

  1. Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная

медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии  здоровья .

  1. Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений

и сроков медицинских отводов.

  1. Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики

для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации двигательной активности в  ДОУ

  • физические занятия в зале и на спортивной площадке
  • занятия по обучению плаванию в бассейне
  • утренняя гимнастика
  • физкультминутки
  • оздоровительный бег
  • физкультурные досуги, праздники, “Дни  здоровья ”
  • индивидуальная работа с детьми по овладению ОВД

Пути реализации рациональной двигательной активности детей:

  • выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОУ
  • преобладание циклических упражнений на физкультурных занятиях для тренировки и совершенствования общей выносливо­сти как наиболее ценного оздоровительного качества
  • использование игр, упражнений соревновательного характера на физкультурных занятиях и занятиях по плаванию

Организованной формой двигательного режимав ДОУ являются физкультурные занятия, однако воспитателииспользует не только традиционную форму занятий, но и  игровые, сюжетные, тренирующие.(Таблица 3).

Педагоги групп четко соблюдают двигательный режим, который включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, рационально распределяют содержание двигательной активности, оптимально соотносит разные виды непосредственно образовательной деятельности, формы работа с детьми, подбирают их с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

У каждого воспитателя ДОУ имеется четкий план физкультурно-оздоровительной работы, разработаны комплексы утренней гимнастики, собрана картотека подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, физкультминуток.

Обязательным в двигательном режиме является  оздоровительный бег на воздухе, двигательные разминки во время перерыва между непосредственно образовательной деятельностью, прогулки-походы.

Получение знаний нашими детьми должно происходить без ущерба для их здоровья. Успешным обучение может быть только в той образовательной среде, где имеются благоприятные условия для получения образования, где реализуются, наряду с другими инновационными процессами, здоровьесберегающие технологии с опорой на принцип «Не навреди», то есть:

  • просты, не требовать значительных материальных затрат. Как правило, что необходимо взрослому и ребенку для их применения, находится рядом.
  • доступны, то есть приспособлены для самостоятельного и сознательного освоения людьми разного возраста;
  • безопасны, то есть не связанные с внешним воздействием на ребенка. Все оздоровительные технологии ребенок осваивает самостоятельно и сознательно, отслеживая каждый свой шаги, контролируя свое состояние.
  • эффективны, то есть быстро давать положительный результат;

экспортируемы, то есть давать возможность легко измерять результаты деятельности по изменению состояния здоровья при помощи простейших диагностических методик .

Для оценки темпа прироста показателей физических качеств используется формула Усакова Валерия Иосифовича , доктора педагогических наук, профессора, создателя системы Олимпийского воспитания и образования дошкольников.

воспитания и образования дошкольников

 

100(V1 – V2)

____________

W = ½ (V1+V2)

 

где   W - прирост показателей темпов в %

V1 - исходный уровень

V2 - конечный уровень.

 

Например: Саша Д. прыгнул в длину с места в начале года на 42 см., а в конце – на 46см. подставляя эти значения формулу, получаем:

 

W= 100(46-42) = 9%

_________________

1/2(42+46)

 

Хорошо это или плохо? Ответ на этот вопрос можно найти в шкале оценки темпов прироста физических качеств.(Таблица 4).

Педагоги и специалисты ДОУ отмечают важность сознательной деятельности детей по приобретению знаний о себе, своем организме, овладению опытом деятельности, направленной на диагностику и укрепление здоровья, осознанного и ответственного отношения к физическим упражнениям.

В этом процессе фигурирует ключевой фактор - активность самого ребенка

  1. желаниебыть здоровым,
  2. знание того, как сохранить здоровье,
  3. умение быть здоровым.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алямовская , В.Г. Как воспитать здорового ребенка [ Текст ] : учебное пособие / В. Г. Алямовская.- М. : 1993. 145с.
  2. Деркунская, В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников[Текст]: методическое пособие / В. А. Деркунская. — М.: Педагогическое общество России, 2005. -105с.
  3. Здоровьесберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие /М.Б.Федорцева,Т.В.Шелкунова,-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК,2009.-116 с. – (образование и здоровье).
  4. 4. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.[Текст]: методическое пособие / Л. И. Пензулаева — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. 65с.
  5. 5.Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников// Вопросы психологии – 1987 - №4 – с.61-67.
  6. 6  Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И.Буянова–Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
  7. 7.  Яковлева Е.Л.Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии, 1997. - №4 –с.20-38.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2308 669

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2133 607