Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Лапшину Татьяну Сергеевну, воспитателя МБДОУ № 13 "Улыбка" деревни Шевинская Владимирской области, Ковровского района. Татьяна Сергеевна с удовольствием делится с нами статьей о важности самоанализа педагогической деятельности, о самодиагностике и саморазвитии. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и педагогам детских учреждений.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Сергеевны:
"В наше время, чтобы быть профессионалом своего дела, педагог должен не только постоянно учиться, но и заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Анализ собственной деятельности является очень важным в преодолении существующих в работе трудностей. Поэтому способность педагога к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности."
Познавательного чтения...
Формирование навыков самоанализа профессиональной деятельности педагога - воспитателя
«Совершенство представляет
собой знание человека
о собственном несовершенстве»
Парадокс Августина
В наше время, чтобы быть профессионалом своего дела, педагог должен не только постоянно учиться, но и заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Анализ собственной деятельности является очень важным в преодолении существующих в работе трудностей. Поэтому способность педагога к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности.
Если посмотреть в целом на функцию самоанализа, то обнаружится, что он является основой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики , инструментом оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педагогической позиции.
Определение профессиональной (педагогической) деятельности может звучать примерно так : педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности, направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии со всеми сферами общества.
Б.Т. Лихачев выделил следующие основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности:
Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. педагог должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).
Второй компонент педагогической деятельности - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.
Третий компонент педагогической деятельности - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Четвертый компонент педагогической деятельности - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее стороны и области педагогической деятельности.
Процесс самоанализа опирается на логический прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития.
В самоанализе должна быть представлена профессиональная педагогическая позиция воспитателя, которая представляет собой совокупность педагогических и методических установок, убеждений и принципов, сформировавшихся на основе приобретенного теоретического и практического опыта.
Процесс осознания педагогом-воспитателем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяются как компоненты, способствующие самоанализу педагога-воспитателя.
Опорой для осознания противоречий, определения проблем и причин служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.
Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет педагогу определять противоречия.
Развитие способности педагога к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры.
Чаще всего попытки саморазвития направлены только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития.Список литературы:
- Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога //Педагогика. – 2003. - №3.
- Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2004.
- Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000