Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Миллер Юлией Сергеевной, инструктором по плаванию МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида города Новокузнецка, Кемеровской области. Юлия Сергеевна имеет стаж педагогической работы в ДОУ 10 лет, она любит свою профессию и малышей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых, на ее взгляд, полезных видов физических упражнений. Они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. И задача Юлии Сергеевны - весь спектр новых ощущений в водной среде превратить в радость. Сегодня Юлия Сергеевна с радостью предлагает вашему вниманию статью "Игры и игровые упражнения по обучению детей плаванию в адаптационный период". Статья будет интересна воспитателям, а также заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Юлии Сергеевны:
"Анализ состояния здоровья дошкольников показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей. Именно поэтому в современных условиях возрастает значение физического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника. Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых, на наш взгляд, полезных видов физических упражнений. Они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма."
Увлекательного чтения...
Игры и игровые упражнения по обучению детей плаванию в адаптационный период
Анализ состояния здоровья дошкольников показывает, что в настоящее время практически нет полностью здоровых детей.
Именно поэтому в современных условиях возрастает значение физического воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей дошкольника.
Внимание к физическому состоянию детей-дошкольников обусловлено исключительным влиянием двигательного развития на общее психическое и соматическое состояние ребенка в этом возрасте.
Наиболее оптимальным видом физической активности является плавание.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых, на наш взгляд, полезных видов физических упражнений. Они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма:
- совершенствуется механизм терморегуляции
- повышаются иммунологические свойства
- улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды
- укрепляется также нервная система (крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма)
- совершенствуются движения
- увеличивается выносливость
Весь спектр новых ощущений в водной среде: состояние полувесомости, легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие на кожу — сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача взрослого — умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении особенно в адаптационный период когда
начинается ознакомление ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью) и включает адаптацию к водной среде. Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
При проведении занятий по плаванию мы придерживаемся определенных правил:
- превращаем в игру все задания и упражнения, выполняемые детьми, как на суше, так и в воде
- занятия строим на полном доверии ребенка и взрослого. Не проявляем никакого принуждения.
- вводим упражнения и игры, основанные на знакомых ребенку действиях и ощущениях.
- не используем всевозможные устрашающие формулировки.
- на каждом занятии формируем у ребенка только положительные эмоции и чувства радости, удовольствия, а также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде;
- Следуем принципам:
от «известного – к неизвестному».
В процессе обучения последовательно выполняются все более и более сложные упражнения; постепенно наращиваются физические нагрузки (увеличивается продолжительность занятия, количество упражнений и игр, ускоряется их выполнение), усложняются условия (снижается температура, увеличивается уровень воды).
При обучении дошкольников плаванию мы используем самые разнообразные формы — игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.
Выбирая игры и методические приемы, учитывается возраст, количество детей в группе, индивидуально-типологические особенности ребенка и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.
Игры подбираются в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей. Таким образом, рассматривая игры как одно из важнейших средств при обучении дошкольников плаванию мы придерживаемся следующих требований:
- постановка задач перед каждой игрой;
- соответствие игр силам и способностям детей;
- четкое выполнение правил;
- обеспечение положительного эмоционального воздействия;
- систематичность и последовательность проведения игр;
- побуждение играющих к проявлению активности и самостоятельности (при направляющей роли педагога
Адаптации к водной среде способствуют:
- Игры для ознакомления со свойствами воды (Таблица 1)
- Игры, способствующие развитию умения продвигаться в воде (Таблица 2)
- Игры, с погружением в воду с головой (Таблица 3)
- Игры и игровые упражнения для овладения элементами плавания проводятся непосредственно в воде и включают в себя (Таблица 4)
Заключение
Основой методики обучения плаванию является игровая форма проведения занятий, а реализация принципа учета ведущей (игровой) деятельности конкретного возраста предполагает превращение в игру всех заданий и упражнений. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством при обучении детей дошкольного возраста плаванию. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Занятие, содержащее интересные для детей двигательные задания, игровые образы, сами игры доставляют всем детям удовольствие и не допускают монотонности и скуки.
Литература:
- Большакова, И. А. Маленький дельфин : пособия для инструкторов по плаванию / И. А. Викулов, А. Д. Развитие физических способностей детей / А. Д. Викулов, И. М. Бутин. – Ярославль : Гринго, 1996. - 171 с.
- Галанов, А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников / А. С. Галанов. – СПб. : Речь, 2007 – 150 с.
- Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса : методическое пособие. – Кемерово, 2003. – 147 с.
- Койносова, О. В. Развитие интереса детей к занятиям плаванием через спортивные праздники / О. В. Койносова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №4. – с. 23-25
- Коваленко, Н. В. Физическая культура в школе в условиях модернизации образования : учебно-методическое пособие / Н. В. Коваленко.- Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. – 92 с.
- Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников ДОУ / М. Д. Маханева. – М. :Аркти, 2000. – 107 с.
- Мрыхин, Р. П. Я учусь плавать / Р. П. Мрыхин. – Ростов -/Д : Феникс, 2001. – 92 с.
- Осокина, Т. И. Как научить детей плавать : пособие для воспитателя детского сада / Т. И. Осокина. – М. :Прсвещение, 1985. – 80 с.
- Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду : Кн. Для воспитателей детского сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. – М. : Просвещение, 1991. – 159 с.