Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в ДОУ
12 минут 10362 2418

Реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в ДОУ

KRYSKOДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Крисько Валерию Витальевну, воспитателя первой квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Валерия Витальевна представитель педагогической династии Шурухины-Крисько, общий стаж работы которых составляет 100 лет. Вот уже более 10 лет своей профессиональной деятельности Крисько В. В. уделяет художественно-эстетической направленности развития своих воспитанников. В дизайн-уголке дети вместе с воспитателем создают композиции из разнообразных материалов, которыми украшены групповые помещения, в литературном центре "издаются" красочные книжки-малышки. Воспитанники участвуют в разных творческих конкурсах, в том числе уже 2 раза в конкурсах RAZVITUM "Уши, ноги и хвосты", темы "Мир игрушек-хохотушек" и "Ребята о зверятах". Валерия Витальевна постоянный участник городских и районных семинаров. Сегодня Валерия Витальевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в ДОУ". Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям. 

Краткий комментарий к статье от Валерии Витальевны:

"Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом  занимает важнейшее место. Читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира."

Профессионального чтения...


Реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в ДОУ

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ

«Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг». 

В.А. Сухомлинский

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом  занимает важнейшее место.

Читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.

Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) таблица 1.

По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством, "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт

Отсюда художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям.

Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе. (Таблица 2).

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности. (Таблица 3)

Вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требует повышенного внимания.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как организована предметно-пространственная среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность за создание таких условий, которые способствуют наиболее полному развитию детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. за организацию предметно-пространственной среды.

Стратегия и тактика  построения  среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:

  • Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
  • Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности

Это предполагает решение следующих задач:

  1. Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
  2. Радости существования (психологическое здоровье)
  3. Формирование начал личности (базис личностной культуры)
  4. Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
  5. Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

Способы общенияпедагога основаны на принятии позиции ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения – сотрудничество.

    • Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

      Создание  литературного центра   – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.

      Современный  центр  обогащен  разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.

      Основными целями  литературного центра   являются:

      1. развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
      2. использование инновационных образовательных  программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
      3. создание  психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
      4. обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

      Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.

      1. целесообразность использования данного произведения в детской аудитории
      2. его принадлежность к подлинному искусству
      3. художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

      Нами разработана памятка по организации и содержанию литературных центров в группах (таблица 4).

      Работая над проблемой   литературного образования  дошкольников, мы решаем задачу по накоплению опыта приобщения ребенка к миру детской литературы как к виду искусства с целью формирования основ читательской деятельности ребенка,чтобы книгав наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребёнка.

      Поэтому равноправными партнерами по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы являются родители, которых воспитатель через разнообразные формы взаимодействия знакомит:

      • с возрастными возможностями дошкольников - читателей,
      • с позитивными и негативными стереотипами о детской литературе
      • расширяет представление родителей о детской литературе
      • обучает родителей руководству чтением детей
      • привлекает к взаимодействию с ДОУ.

      Работа с родителями представлена в таблице 5.

      А самое главное - взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.. Ведь именно в дошкольный период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

      Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать! - 

      Сесиль Лупан (она не педагог или психолог, а просто мама, правда, чуть более любопытная и наблюдательная, чем большинство из нас)

      Список литературы:

      1. Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения [Текст] /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2003.- №10.- С. 73 -80.
      2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.
      3. Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
      4. Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [Текст] / О. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. – С. 5 – 10.
      5. Детская литература [Текст]: / Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
      6. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом [Текст]: // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.
      7. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М. : Педагогика, 1972. – 152с.
      8. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982. – С. 128
      9. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. – С. 10 – 18.
      10. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский – М. : Просвещение, 1978. – 488с.

      Может быть интересно

      Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

      Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

      14 минут 2679 43

      Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

      Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
      10 минут 6694 677