Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Крисько Валерию Витальевну, воспитателя первой квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Валерия Витальевна представитель педагогической династии Шурухины-Крисько, общий стаж работы которых составляет 100 лет. Вот уже более 10 лет своей профессиональной деятельности Крисько В. В. уделяет художественно-эстетической направленности развития своих воспитанников. В дизайн-уголке дети вместе с воспитателем создают композиции из разнообразных материалов, которыми украшены групповые помещения, в литературном центре "издаются" красочные книжки-малышки. Воспитанники участвуют в разных творческих конкурсах, в том числе уже 2 раза в конкурсах RAZVITUM "Уши, ноги и хвосты", темы "Мир игрушек-хохотушек" и "Ребята о зверятах". Валерия Витальевна постоянный участник городских и районных семинаров. Сегодня Валерия Витальевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в ДОУ". Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Валерии Витальевны:
"Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место. Читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира."
Профессионального чтения...
Реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в ДОУ
«Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни,
надо ввести его в мир книг».
В.А. Сухомлинский
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и книга в этом занимает важнейшее место.
Читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.
Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655"Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу. (основополагающий принцип – интеграции образовательных областей) таблица 1.
По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством, "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт
Отсюда художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям.
Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе. (Таблица 2).
Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.
Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности. (Таблица 3)
Вопросы формирования интереса у детей к художественной литературе требует повышенного внимания.
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как организована предметно-пространственная среда их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.
Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность за создание таких условий, которые способствуют наиболее полному развитию детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. за организацию предметно-пространственной среды.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
- Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
- Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности
Это предполагает решение следующих задач:
- Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру
- Радости существования (психологическое здоровье)
- Формирование начал личности (базис личностной культуры)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности)
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.
Способы общенияпедагога основаны на принятии позиции ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения – сотрудничество.
- Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Создание литературного центра – определенная ступень в мероприятиях для детей и родителей по приобщению к высокохудожественному чтению, формированию запаса литературных, художественных впечатлений, развитию литературной речи.
Современный центр обогащен разнообразной по жанру детской литературой, атрибутами, куклами для развертывания постановок по произведениям, масками, пособиями для художественно-литературного творчества.
Основными целями литературного центра являются:
- развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
- использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
- создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
- обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей
Важнейшей задачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.
- целесообразность использования данного произведения в детской аудитории
- его принадлежность к подлинному искусству
- художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.
Нами разработана памятка по организации и содержанию литературных центров в группах (таблица 4).
Работая над проблемой литературного образования дошкольников, мы решаем задачу по накоплению опыта приобщения ребенка к миру детской литературы как к виду искусства с целью формирования основ читательской деятельности ребенка,чтобы книгав наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребёнка.
Поэтому равноправными партнерами по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы являются родители, которых воспитатель через разнообразные формы взаимодействия знакомит:
- с возрастными возможностями дошкольников - читателей,
- с позитивными и негативными стереотипами о детской литературе
- расширяет представление родителей о детской литературе
- обучает родителей руководству чтением детей
- привлекает к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями представлена в таблице 5.
А самое главное - взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.. Ведь именно в дошкольный период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать! -
Сесиль Лупан (она не педагог или психолог, а просто мама, правда, чуть более любопытная и наблюдательная, чем большинство из нас)
Список литературы:
- Арушанова, А. Истоки диалога: сценарии активизирующего общения [Текст] /А. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2003.- №10.- С. 73 -80.
- Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.
- Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
- Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [Текст] / О. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. – С. 5 – 10.
- Детская литература [Текст]: / Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
- Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом [Текст]: // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.
- Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М. : Педагогика, 1972. – 152с.
- Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М. : Просвещение, 1982. – С. 128
- Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. – С. 10 – 18.
- Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский – М. : Просвещение, 1978. – 488с.