Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Красильникова А. Г.
13 минут 9227 2163

Мастера своего дела: Красильникова А. Г.

KRASILNIKOVAДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Красильникову Анну Геннадьевну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Анна Геннадьевна член творческой группы ДОУ по реализации инновационного проекта "Сетевая организация единого образовательного пространства для разностороннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием, в условиях внедрения ФГТ". Анна Геннадьевна творческий человек, и воспитанники ее группы – активные участники и призеры районных, городских и региональных конкурсов детского творчества. Сегодня Анна Геннадьевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников в рамках предшкольной подготовки. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям. 

Краткий комментарий от Анны Геннадьевны:

"Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключается в неспособности ученика коммуникативно адекватно организовать свою учебную деятельность. Коммуникативные  способности, культура общения – очень важные составляющие самого процесса общения, которые существенно влияют на жизнь самого человека."

Познавательного чтения...


 

Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в рамках предшкольной подготовки

Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключается в неспособности ученика коммуникативно адекватно организовать свою учебную деятельность.

Коммуникативные  способности, культура общения – очень важные составляющие самого процесса общения, которые существенно влияют на жизнь самого человека.

Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться?

Психологи определяют  коммуникативные  способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает  в себя:

  • желание  вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
  • умение  организовать  общение («Я умею!»), включающее  умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  • знание  норм  и правил, которым  необходимо  следовать при общении с окружающими  («Я знаю!»).

Словарь терминов дошкольного образования представляет понятие «компетенция» как

  • знания и опыт в той или иной области;
  • круг проблем, сферу деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом;
  • круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу .

Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими. (Рисунок 1)

Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности,способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является:взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости,тактичности, гуманном отношении.

Коммуникативные   способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении:

  • преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными)
  • распознавать  различные  коммуникативные  ситуации и правила действия в них
  • выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Успешное развитие  коммуникативных   способностей  – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями, поведенческими проявлениями в различных областях взаимодействия (Таблица1).

Коммуникативное  поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим  параметрам.

  1. Характеристика коммуникативной  активности. Педагог обращает внимание, легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми,, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр.
  2. Предпочитаемый адресат общения. Выявляют, направлен ли ребенок преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослыми в поле восприятия  дошкольника  (начиная со среднего дошкольного возраста), имеется ли предпочтение сверстников (по  эмоциональному , деловому, игровому, познавательному принципу).
  3. Содержание общения. Внимательно наблюдают за содержанием общения ребенка со взрослым (о чем спрашивает, сообщает). Преобладает ли предметное, внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное содержание. То же и в отношении со сверстником – отражаются ли в общении игровые и личностные отношения.
  4. Степень сформированности «схемы беседы».
  5. Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. Проводят анализ неречевых  коммуникативных  средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
  6. Анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребенка.какие виды  коммуникативных  высказываний имеют наибольшую частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность.

Таким образом, коммуникативная компетенция дошкольника определяется как:

  • ориентированность ребёнкав различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственномопыте;
  • освоение ребёнком человеческих отношений, социальных нормповедения, необходимых для продуктивного взаимодействия с другими людьми.

С целью обеспечения индивидуализации  и  дифференциации способностей ребёнка в начале учебного года (примерно в течение одного-двух месяцев) проводится комплексная диагностика исходных уровней  развития   коммуникативной   и  эмоциональной сферы детей. Используемые методы  и   методики  можно условно разделить на

  • объективные
  • и  субъективные.

К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников.

Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом констатируются особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. К данным методам относятся:

  • Социометрия
  • Метод наблюдения

Субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности  и  самосознания. (Приложение 1-4)Их ещё называют проективными  и  к ним относят:

  • Графическая  методика  “Кактус”
  • Проективная  методика  “Картинки”
  • Методика  Рене Жиля.
  • Методика  “Незаконченные истории”
  • Методика  “Страхи в домиках” и т.д.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании которого можно достичь при согласованности их действий, и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.

Анализ ситуации позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются родители:

  • нехватка времени на общение с ребёнком (в данном случае, возможно, скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться);
  • недостаточность психологических знаний об особенностях детского развития;
  • непонимание причин того или иного поведения ребёнка;
  • затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
  • сложности саморефлексии своих отношений с ребёнком

Работа с родителями на данном этапе – это сложная и важная деятельность педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний   умений и навыков родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.

Формирование коммуникативной компетенции и взаимосвязь детско-_родительских отношений проявляетсячерез

  • расширение возможностей понимания своего ребёнка;
  • совместную деятельность;
  • проживание опыта в группе;
  • рефлексию и возможность получения обратной связи

Поэтому в практике нашего дошкольного образовательного учреждения используются групповые формы работы.   Групповая работа предоставляет родителям возможность увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми, а также оценить свою позицию и стиль взаимодействия с ребёнком.

Помимо этого, совместная деятельность является сама по себе ценностью, поскольку общее дело сплачивает её участников, учит пониманию и сотрудничеству, даёт возможность проявить себя как индивидуальностьи как некую общность («мы – семья»),а также получить новый опыт.(Приложение 5)

В содержание программы включены методы, одинаково эффективные как для ребёнка, так и для взрослого

  • сказкотерапия (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сюжета, рисование сказки);
  • игровая терапия (игровые упражнения и задания, ролевые игры);
  • арттерапия (работа с рисунком)

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свои взаимоотношения с иной точки зрения..

Кроме того, родители отметили эффективность таких формами сотрудничества в направлении коммуникативного развития:

  • Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе» совместно с учителем начальных классов обсуждением вопросов качественной подготовки детей к обучению в школе, с акцентированием внимания родителей на проблеме коммуникативного развития дошкольников .
  • Встреча за круглым столом «Учимся общаться» с использованием тестовых заданий, памяток для родителей, которые познакомили их с кругом вопросов, с факторами и содержанием коммуникативной деятельности детей
  • Наглядно-информационные формы общения. (ширмы, стенды, папки-передвижки на темы по коммуникативному развитию и взаимодействию .
  • Совместное проведение познавательных праздников, викторин, игр «Что, где, когда?» (заинтересованность и непосредственное участие в процессе развития интеллектуальных, коммуникативных способностей своего ребёнка)

Такая совместная деятельность воспитателей, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей, даёт возможность больше общаться с ребёнком, лучше понять его интересы, потребности, содержательно и интересно провести с ним время.

Ведь умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе - необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха.

Литература:

  1. 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
  2. 2. Анцыферова Л. И . Психология формирования  и  развития личности Л.В. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 480 с.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции воспитания М.: Прогресс, 1986. 424 с.
  4. Бодалев А.А, О взаимосвязи общения  и  отношения Вопросы психологии. -1994.-№1.-С.81-87.
  5. Божович Л. И . Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) М.: Просвещение, 1968. 464 с. и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996.
  6. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии Вопросы психологии. 1997.-№5.-С.З-7. 7.Выготский Л.С. Педагогическая психология Под ред. В.В.Давыдова. М.,1991.-480с.
  7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 с.
  8. Корсунская Б.Д. Не говори ребенку: ты плохой Человек. 1997. №1._с.27-30
  9. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Политиздат, 1979.- 231 с.
  10. Лисина М.И. Изучение развития и поведения детей. М., Педагогика, 1996.- 112 с.
  11. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М., Просвещение, 1984. 120 с.
  12. Непомнящая Н. И .Становление личности ребенка 6-7 лет. М,: Педагогика, 1992. 160 с.
  13. Развитие  общения  дошкольников  со сверстниками Под рук. А.Г. Рузской; Научно-исслед. ин-т общей  и  педагогической психологии Акад. пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 216 с.
  14. Развитие  общения у  дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца и  М.И.Лисиной. М.:Педагогика, 1974. 288 с.
  15. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей Дошкольное воспитание. 1985. 10.- 78-81.
  16. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.Воронеж: Институт практ. психологии, 1995. 161 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677