Дорогие друзья, сегодня мы рады представить вам Красильникову Анну Геннадьевну, воспитателя высшей квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Анна Геннадьевна член творческой группы ДОУ по реализации инновационного проекта "Сетевая организация единого образовательного пространства для разностороннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием, в условиях внедрения ФГТ". Анна Геннадьевна творческий человек, и воспитанники ее группы – активные участники и призеры районных, городских и региональных конкурсов детского творчества. Сегодня Анна Геннадьевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников в рамках предшкольной подготовки. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий от Анны Геннадьевны:
"Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключается в неспособности ученика коммуникативно адекватно организовать свою учебную деятельность. Коммуникативные способности, культура общения – очень важные составляющие самого процесса общения, которые существенно влияют на жизнь самого человека."
Познавательного чтения...
Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в рамках предшкольной подготовки
Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключается в неспособности ученика коммуникативно адекватно организовать свою учебную деятельность.
Коммуникативные способности, культура общения – очень важные составляющие самого процесса общения, которые существенно влияют на жизнь самого человека.
Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться?
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
- желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
- умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Словарь терминов дошкольного образования представляет понятие «компетенция» как
- знания и опыт в той или иной области;
- круг проблем, сферу деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом;
- круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу .
Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими. (Рисунок 1)
Под коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность индивидуальных качеств личности,способствующих установлению социальных и межличностных взаимосвязей, содержанием которых является:взаимное понимание и обмен информацией, основанные на вежливости,тактичности, гуманном отношении.
Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении:
- преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными)
- распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них
- выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.
Успешное развитие коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями, поведенческими проявлениями в различных областях взаимодействия (Таблица1).
Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим параметрам.
- Характеристика коммуникативной активности. Педагог обращает внимание, легко ли вступает ребенок в контакт со взрослыми и детьми,, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр.
- Предпочитаемый адресат общения. Выявляют, направлен ли ребенок преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению со взрослыми в поле восприятия дошкольника (начиная со среднего дошкольного возраста), имеется ли предпочтение сверстников (по эмоциональному , деловому, игровому, познавательному принципу).
- Содержание общения. Внимательно наблюдают за содержанием общения ребенка со взрослым (о чем спрашивает, сообщает). Преобладает ли предметное, внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное содержание. То же и в отношении со сверстником – отражаются ли в общении игровые и личностные отношения.
- Степень сформированности «схемы беседы».
- Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. Проводят анализ неречевых коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.
- Анализ речевых средств. Наблюдают за уровнем общей речевой активности ребенка.какие виды коммуникативных высказываний имеют наибольшую частотность, имеют ли вопросы познавательную направленность.
Таким образом, коммуникативная компетенция дошкольника определяется как:
- ориентированность ребёнкав различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственномопыте;
- освоение ребёнком человеческих отношений, социальных нормповедения, необходимых для продуктивного взаимодействия с другими людьми.
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребёнка в начале учебного года (примерно в течение одного-двух месяцев) проводится комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Используемые методы и методики можно условно разделить на
- объективные
- и субъективные.
К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников.
Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом констатируются особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. К данным методам относятся:
- Социометрия
- Метод наблюдения
Субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. (Приложение 1-4)Их ещё называют проективными и к ним относят:
- Графическая методика “Кактус”
- Проективная методика “Картинки”
- Методика Рене Жиля.
- Методика “Незаконченные истории”
- Методика “Страхи в домиках” и т.д.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании которого можно достичь при согласованности их действий, и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.
Анализ ситуации позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются родители:
- нехватка времени на общение с ребёнком (в данном случае, возможно, скрывается неосознанное неумение или нежелание общаться);
- недостаточность психологических знаний об особенностях детского развития;
- непонимание причин того или иного поведения ребёнка;
- затруднения в выборе эффективных средств воспитательного воздействия;
- сложности саморефлексии своих отношений с ребёнком
Работа с родителями на данном этапе – это сложная и важная деятельность педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний умений и навыков родителей по вопросам формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.
Формирование коммуникативной компетенции и взаимосвязь детско-_родительских отношений проявляетсячерез
- расширение возможностей понимания своего ребёнка;
- совместную деятельность;
- проживание опыта в группе;
- рефлексию и возможность получения обратной связи
Поэтому в практике нашего дошкольного образовательного учреждения используются групповые формы работы. Групповая работа предоставляет родителям возможность увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками и незнакомыми взрослыми, а также оценить свою позицию и стиль взаимодействия с ребёнком.
Помимо этого, совместная деятельность является сама по себе ценностью, поскольку общее дело сплачивает её участников, учит пониманию и сотрудничеству, даёт возможность проявить себя как индивидуальностьи как некую общность («мы – семья»),а также получить новый опыт.(Приложение 5)
В содержание программы включены методы, одинаково эффективные как для ребёнка, так и для взрослого
- сказкотерапия (групповое сочинение, разыгрывание вновь придуманного сюжета, рисование сказки);
- игровая терапия (игровые упражнения и задания, ролевые игры);
- арттерапия (работа с рисунком)
Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь(и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свои взаимоотношения с иной точки зрения..
Кроме того, родители отметили эффективность таких формами сотрудничества в направлении коммуникативного развития:
- Родительское собрание «Готовность детей к обучению в школе» совместно с учителем начальных классов обсуждением вопросов качественной подготовки детей к обучению в школе, с акцентированием внимания родителей на проблеме коммуникативного развития дошкольников .
- Встреча за круглым столом «Учимся общаться» с использованием тестовых заданий, памяток для родителей, которые познакомили их с кругом вопросов, с факторами и содержанием коммуникативной деятельности детей
- Наглядно-информационные формы общения. (ширмы, стенды, папки-передвижки на темы по коммуникативному развитию и взаимодействию .
- Совместное проведение познавательных праздников, викторин, игр «Что, где, когда?» (заинтересованность и непосредственное участие в процессе развития интеллектуальных, коммуникативных способностей своего ребёнка)
Такая совместная деятельность воспитателей, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей, даёт возможность больше общаться с ребёнком, лучше понять его интересы, потребности, содержательно и интересно провести с ним время.
Ведь умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе - необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха.
Литература:
- 1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1996.-376 с.
- 2. Анцыферова Л. И . Психология формирования и развития личности Л.В. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 480 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции воспитания М.: Прогресс, 1986. 424 с.
- Бодалев А.А, О взаимосвязи общения и отношения Вопросы психологии. -1994.-№1.-С.81-87.
- Божович Л. И . Личность и её формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) М.: Просвещение, 1968. 464 с. и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии Вопросы психологии. 1997.-№5.-С.З-7. 7.Выготский Л.С. Педагогическая психология Под ред. В.В.Давыдова. М.,1991.-480с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: «Академия развития», 1997.- 240 с.
- Корсунская Б.Д. Не говори ребенку: ты плохой Человек. 1997. №1._с.27-30
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Политиздат, 1979.- 231 с.
- Лисина М.И. Изучение развития и поведения детей. М., Педагогика, 1996.- 112 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М., Просвещение, 1984. 120 с.
- Непомнящая Н. И .Становление личности ребенка 6-7 лет. М,: Педагогика, 1992. 160 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками Под рук. А.Г. Рузской; Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед.наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 216 с.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. М.:Педагогика, 1974. 288 с.
- Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей Дошкольное воспитание. 1985. 10.- 78-81.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.Воронеж: Институт практ. психологии, 1995. 161 с.