Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Норенко Аллой Александровной, воспитателем высшей квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида города Новокузнецка, Кемеровской области. Стаж педагогической работы в ДОУ составляет 24 года. Алла Александровна член творческой группы ДОУ по реализации инновационного проекта "Сетевая организация единого образовательного пространства для разностороннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием, в условиях внедрения ФГТ". Воспитанники Норенко А.А. принимают активное участие и являются призерами городских и региональных конкурсов музыкального, спортивного и детского творчества. Сегодня Алла Александровна с радостью предлагает вашему вниманию статью "Поликультурное воспитание как механизм социализации старших дошкольников". Статья будет интересна воспитателям, а также заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Аллы Александровны:
"Порой приходится слышать мнение, будто ребенок интернационален от рождения, ведь он по-доброму относится ко всем окружающим. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Дело в том, что отношение ребенка раннего возраста к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности последних, поскольку даже сам факт существования разных народов ему еще не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей."
Увлекательного чтения...
Поликультурное воспитание как механизм социализации старших дошкольников
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ И РИСУНКАМИ
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении
их надо воспитывать вновь и вновь,
и чем раньше начинается формирование этих качеств,
тем большую устойчивость они приобретут»
Э.К. Суслова
Порой приходится слышать мнение, будто ребенок интернационален от рождения, ведь он по-доброму относится ко всем окружающим.
С такой точкой зрения нельзя согласиться. Дело в том, что отношение ребенка раннего возраста к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности последних, поскольку даже сам факт существования разных народов ему еще не известен.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств, знаниях о людях других национальностей.
Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: смех или, напротив, испуг при встрече с людьми других рас или национальностей с необычными для восприятия детей ярко выраженными внешними особенностями, говорящими на непонятном для ребят, а потому «смешном» языке, отказ вступать в общение с ними.
Детская бестактность обнаруживается в назывании сверстников по национальности, а не по имени (порой с недоброжелательным оттенком), в прямом вопросе к незнакомому человеку, направленном на выяснение его национальной или расовой принадлежности, в громком высказывании своих впечатлений от неожиданной, только что состоявшейся встречи, к примеру, в общественном транспорте, с человеком другой расы.
Причины отрицательных проявлений кроются:
- в детской непосредственности
- весьма ограниченном жизненном опыте
- отсутствии необходимых представлений о людях других
- национальностей культуры общения с ними.
Когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у дошкольников этих внутренних противоречий и побудили бы их к развитию у себя указанных качеств, поэтому образовательная деятельность осуществляется
- в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной
- в ходе режимных моментов;
- в самостоятельной деятельности детей;
- в процессе взаимодействия с семьями детей.
В Приказе N 655 Министерства образования и науки РоссийскойФедерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" в п 3.3.4. говорится отом, что содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
И, конечно же, все образовательные области, как указывается в ФГТ, интегрированы друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений.
Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. (Таблица 1)
Социализация тесно связана с соблюдением прав ребенка и предполагает организацию детско-взрослых сообществ, в которых ребенок является уважаемым и равноправным партнером и может высказать свое мнение и быть услышанным.
Учитывая, во-первых, полиэтничность окружающей российского ребенка среды, а во-вторых, наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, нами разработана модель поликультурного воспитания старших дошкольников (Рисунок 1)
Каковы же те духовные, нравственные ценности, общие для людей всех рас и национальностей, выработанные веками, которые может постичь ребенок дошкольного возраста? Бесспорно в их первом ряду гуманные качества:
- доброта
- внимание
- заботливость
- находчивость,
- чувство собственного достоинства.
Для реализации направлений деятельности педагога по поликультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста можно использовать самые разнообразные средства в разных видах деятельности. (Таблица 2)
Закрепление полученных знаний ребёнок осуществляет в свободной деятельности по предложению педагога или инициативе детей. (Рисунок 2)
Для нас важно чтобы ребенок рос в атмосфере уважения, испытал на себе великую ценность гуманных отношений, в которых утверждается чувство собственного достоинства, поэтому разработанный нами проект предметно-развивающей среды предусматривает следующее:
- общение с представителями разных национальностей;
- устное народное творчество;
- художественную литературу;
- игру, народную игрушку и национальную куклу;
- декоративно-прикладное искусство, живопись;
- музыку;
- этнические мини-музеи.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей.
Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием и дидактического, и развлекательного характера.
- народные игры,
- фольклорные прибаутки,
- считалки, подвижные,
- шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
В качестве примера приведем несколько игр, используемых в работе с детьми. (Таблица 3)
В старшем возрасте важно развивать проявление «самости» дошкольников; самостоятельность
- самооценку
- самоконтроль
- самопознание
- самовыражение
Поэтому предметно развивающая среда организуется таким образом , чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Размещение оборудования позволяет детям объединяться в подгруппы по интересам. Так как у старших дошкольников появляется интерес к проблемам выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде, позволяющей расширить личный опыт ребенка – познакомить с животными и растениями дальних стран, с обычаями, внешним видом разных народов и эпох, с видами прикладного искусства, народными костюмами и т.д.
Свои впечатления дети фиксируют в рисунках. Эти рисунки оформляются в папки или книжки, которые наши дети с удовольствие демонстрируют гостям группы.
В нашем уголке ребенок может найти различные игры (дидактические, ролевые, подвижные и др.), которые органично и целенаправленно вводят детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной осведомленности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи через
- Привлечение родителей к проведению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых являются они сами, или обучение и их какому-либо ремеслу, умению с этнокультурой спецификой: вышиванию, плетение из лозы, вырезанию по дереву, игре на народном музыкальном инструменте);
- Участие родителей в выставках семейного творчества;
- Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;
- Предоставление родителями фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериалов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезенных из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детском саду;
- Проведение родителями прогулок и экскурсий по маршрутам, предложенным воспитателем;
- Совместного с детьми участия в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;
- Выступления взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями которого они являются;
- Ведение вместе с детьми исследовательской деятельности (методом проектов) с дальнейшим представлением ее результатов в образовательном процессе.
В результате совместной деятельности ДОУ и семьи наши дети имеют представления о культуре своего народа. У них формируется уважение к представителям других культур и к самим культурам, есть уверенность что этнокультурная осведомленность дошкольников не останется на уровне теории, а будет иметь практическое продолжение.
Литература:
- Жуковская, Р.И, Родной край/ Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова.-М: Просвещение, 1985, - 238с.
- Кондрыкинской, Л.А, С чего начинается Родина/ Л. А. Кондрыкинской.-М: Творческий центр, 2004. - 192с.
- Антонов, Ю.Е, Как научить детей любить Родину/ Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова.-М: АРКТИ, 2003.-168с.
- Суслова, Э.К, Воспитание у детей этики межнационального общения/ Суслова, Э.К.-М: А.П.О., 1994.- 80с.
- Данилина, Г.Н, Дошкольнику- об истории и культуре России/ Г.Н.Данилина.-М: АРКТИ, 2003, - 184с.
- Поштарева, Т. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей / Т.Поштарева, С. Мажаренко// Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - С28-36.