Дорогие друзья, мы рады представить вам Гребенникову Людмилу Алексеевну, воспитателя МБДОУ № 34 Кораблик города Астрахани, Астраханской области. Людмила Алексеевна является одним из активных участников всероссийских субботников по благоустройству города и детского сада; принимает активное участие в общественной жизни ДОУ и культурных мероприятиях детского сада, была участницей акции "Круг любви, единения и силы". За вклад в образовательную деятельность и высокий профессионализм неоднократно награждалась благодарственными письмами мэра города, почетными и благодарственными письмами комитета по образованию и науки города Астрахани, грамотами и благодарственными письмами МБДОУ № 34. Сегодня Людмила Алексеевна с удовольствием делится с нами статьей "Игра - как познание мира и общения". Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Алексеевны:
"Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Она занимает важное место в системе воспитания и обучения. Правильно организованная игра помогает приобрести и закрепить знания и умения без нажима и принуждения."
Познавательного чтения...
Игра – как познание мира и общения
Для ребенка очень важным является не только получение новой информации, но и возможность самостоятельного изменения окружающего мира, создания своей собственной реальности, то есть раскрытие творческих способностей.
Здесь очень важно поддержать малыша и направить, помочь раскрыть таланты и склонности, научить добиваться результатов и доводить начатье дело до конца. В этом мне помогает одна из интереснейших форм обучения – детская игра.
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, детская игра – это своеобразный, свойственный ребенку способ усвоение общественного опыта.
В игре происходит всестороннее формирование личности ребенка, психика изменяется. Подготавливается переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребенка.
Особое место занимают детские игры, которые создаются самими детьми - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх малыши воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая детская игра наиболее полно формирует личность ребенка. Поэтому является важным средством воспитания.[10]
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке. Которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства.переживания подлинны, искренни.
Подражание в детской игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность. Он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Игра – важное средство умственного воспитания и развития.полученные ранее знания находят в детской игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из детских сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.[8]
Игра самая любимая и естественная деятельность малышей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Раскрыть малышам многообразие мира игры.[7]
Игра сопровождает малышей в течение всего времени пребывания в детском саду.
Веселые хороводы и имитированные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками в утренние часы поднимают настроение, сближает детей, помогают забыть минуты расставания с родителями.
Игровые моменты во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку повышают интерес малышей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.[3]
Обучение малышей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
На прогулке игры с песком, снегом, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.[5]
Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «Готовим Мишке обед», «Купаем куклу», «Лечим зайчика», «Принимаем гостей».
Разнообразные имитационные игры, связанные с игровой передачей различных образов – веселых котят, птиц, бабочек, легких снежинок, - способствуют развитию воображения и творчества, так же, как и игры с элементами ряженья, театра.[3]
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.
Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных решений, которые позволят преобразовать условия и тем самым облегчить достижение поставленной цели. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.[2]
Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнает от воспитателя, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и все это находит отражение в игре. Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения все более обобщенных игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
Во время игры ребенок отображает хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и ясные, гипотетические. Например, ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и, получив ответ, приобретает вполне ясные знания, однако новая информация вызывает новые вопросы. Так происходит непрерывный ход познания. Он совершается в практической деятельности в игре.[1]
Первый этап развития игровой деятельности – ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность скоро меняет свое содержание: обследование направлено на выявление особенностей предмета – игрушки и потому перерастает в ориентированные действия – операции.
Второй этап – отобразительная игра, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение, с помощью данного предмета. Эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры. Именно он создает необходимую почву формирования у ребенка соответствующей предметной деятельности.[8]
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно-игровой среды.[9]
В игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач количественной деятельности.
Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.[11]
Итак, сформированная игровая деятельность создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установлении связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется ее мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена.
Игра является деятельностью, мотивом, который лежит в ней самой. Это означает, что ребенок играет по тому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой продуктивной деятельности.
Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее содержание питает продуктивные виды деятельности, постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
Список литературы:
- Асписова О. «Игры для детей». М.: «РОСМЭН», 2002.
- Бахарева К.С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста». Ростов-на –Дону, 2009.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». М.: Просвещение, 2001.
- Васильева Н.Н. «Развивающие игры для дошкольников». Ярославль.: Академия, КО, 2000.
- Давыдов А. «Играя, растем, умнеем». М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.
- Дайдилене И.П. «Поиграем, малыш». М.: Просвещение, 1999.
- Журнал для родителей и педагогов «Игра и дети».
- Кузнецова А. «Лучшие развивающие игры для детей от 3до 7 лет». РИПОЛ классик ДОМ. 21 век. М. 2006.
- Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении». М.: Просвещение, 1998.
- Смоленцева А.А. «Сюжетно-дидактические игры». М.: Просвещение, 2004.
- Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание», 1999, №3, 4.