Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Формирование интереса к культурным традициям русского народа детей дошкольного возраста через песенное и танцевальное творчество
9 минут 6471 2021

Формирование интереса к культурным традициям русского народа детей дошкольного возраста через песенное и танцевальное творчество

ChernyshevaДорогие друзья, мы рады представить вам Чернышёву Галину Геннадьевну, музыкального руководителя первой квалификационной категории в структурном подразделении "Детский сад №29 Кораблик" ГБОУ СОШ № 13 городского округа Чапаевск, Самарской области. Сегодня Галина Геннадьевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по формированию интереса к культурным традициям русского народа у детей дошкольного возраста через песенное и танцевальное творчество.Статья будет интересна воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Галины Геннадьевны:

"Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя с 30-летним стажем привлекает русская народная культура, фольклор, которые являются одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада по формированию патриотического воспитания наших воспитанников. Приобщение детей к русской народной культуре позволяет нам сформировать чувство причастности к культурному наследию России (фольклору, народным промыслам, мифологии и т.д.)"

Познавательного чтения...


Формирование интереса к культурным традициям русского народа детей дошкольного возраста через песенное и танцевальное творчество

СКАЧАТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ К СТАТЬЕ С ФОТОГРАФИЯМИ

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя с 30-летним стажем привлекает русская народная культура, фольклор, которые являются одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада по формированию патриотического воспитания наших воспитанников. Приобщение детей к русской народной культуре позволяет нам сформировать чувство причастности к культурному наследию России (фольклору, народным промыслам, мифологии и т.д.)

В процессе постановки народных праздников и развлечений происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению русских потешок, пластике движения в хороводах, пению русских народных закличек и песен, обучаются с интересом игре на ложках и трещотках, рубеле и др. инструментах.

В образовательной деятельности стараемся создать творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применить собственные возможности и способности. Самым увлекательным обучением игре на инструменте для мальчиков подготовительной группы является игра на ложках.

Народная культура является стержнем в моей работе, элементы театрализации используются в образовательной деятельности по музыке, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

С возрастом задачи по театрализации народных праздников усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, прибаутки, игры. К театрализации обязательно привлекаются педагоги, которые с удовольствием берут на себя роли Матушки Осенины, Скоморохов, Берёзки и др. Приобщаем родителей к подготовке развлечений, оформлению наших русских костюмов паетками, лентами, к участию в росписи реквизита к развлечению, тем самым, стараемся заинтересовать родителей в нашей деятельности.

В сентябре 2012 г. состоялся День города, где мы приняли участие в фестивале «Русская матрёшка» с русскими костюмами под Гжель и Хохлому, исполнили песню в русском стиле «Пироги», за что получили благодарственное письмо.

Весной этого года мы заняли два первых места на фестивале «Чапаевская звёздочка» в номинации эстрадный вокал, и на окружном фестивале «Радуга талантов» с «Песней о России».

Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создают обоюдный интерес к концертной деятельности вокального кружка «Весёлые нотки».

Концертная певческая деятельность детей включает в себя несколько разделов: актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей. В своей работе постоянно используем большую копилку методической и нотной литературы: где на первом месте стоит сборник «Ладушки»

Для проведения развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями были изготовлены декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.).

С малышами уделяется большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагаются детям игрушки, атрибуты для ряжения, эмблемы зверей для разыгрывания сказок «Репки», «Курочки-рябы», добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, проводим индивидуальную работу с детьми, поощряем участие детей в инсценировках.

Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараемся обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаем коллективное придумывание диалогов. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Жучку – что случилось с ними летом, зимой…

Инсценировали русские народные сказки: «Теремок», «Рукавичку», «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку». В песенном творчестве предлагаем детям придумать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!». Старшие дошкольники сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом жанре мелодию «Пляшут петушки».

В танцевальном творчестве воспитываем интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. Используем различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др., дети имитируют игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах, пианино…

Работаем над актерским мастерством: лисичка прислушивается, вкусная конфетка, Ваське стыдно.

В средней группе мы добиваемся выразительной речи, развиваем представления о нравственных качествах, разбираем ситуации поведения зрителей на спектакле. Дети учатся выражать более точно свое отношение к происходящему. Стараются быть вежливыми, внимательными, вживаются в образы, умеют анализировать свою игру и исполнение других героев.

Обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Дети сами придумывают различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики, самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев сказки: зайке – барабан, мишке – бубен.

По желанию ребята выбирают себе роли, без какого-либо принуждения. Используют игры на внимание, фантазию, добиваются яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок приобретает жизнерадостную уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддерживаем инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотке, ложках. Дети сочиняют маленькие сказки «Гном и Лиса», «В гостях с Пятачком у Вини-Пуха». Предлагаем по желанию исполнить сольные партии – песня мышки, лягушки, зайца в театрализации «Теремка».

В старшей группе продолжаем заниматься обогащением словарного запаса детей прилагательными, глаголами, наречиями. Совершенствуем интонацию, развивая прямую и косвенную речь. Воспитываем гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, огорчаться в случае неудачи, придти на помощь в трудную минуту.

Список литературы:

  1. Фольклорный праздник» Г.М. Науменко, М,2000г.
  2. «Театрализованные представления для детей и взрослых» М.Ю.Картушина, «Творческий центр», Москва 2005г.;
  3. «Сценарии детских праздников.Эскизы костюмов» Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.;
  4. «Технология интегрированного праздника» И.Е.Куликовская, «Учитель» 2003г.;
  5. «Народные праздники в детском саду» М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова , Мозаика-Синтез, 2005г.;
  6. «На золотом крыльце сидели» Г.П.Федорова, «Детство-пресс» С-Петербург 2003г.
  7. «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева, изд.«Композитор», Санкт-Петербург, 2003 г.
  8. Праздник круглый год. О.П. Власенко, изд. «Учитель» Волгоград, 2006 г.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677