Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Логические игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников
16 минут 12886 3235

Логические игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников

MAKAROVAДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Макаровой Тамарой Анатольевной, воспитателем МБДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида города Новокузнецка, Кемеровской области. Воспитанники Макаровой Тамары Анатольевны принимают активное участие и являются неоднократными призерами городских и региональных конкурсов музыкального, спортивного и детского творчества. Сегодня Тамара Анатольевна с радостью делится с нами статьей "Логические игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников". Статья будет интересна воспитателям, а также заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Тамары Анатольевны:

"Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика – это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения .Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей."

Увлекательного чтения...


Логические игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ И РИСУНКАМИ

Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика – это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения .Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные логико-математические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи, анализировать их и находить для них верные решения.

С позиций идей педагогики организация логико-математических игр (как, в прочем, любого образовательного процесса) предусматривает не только познавательное,но и деятельностно-практическое и эмоционально-ценностное развитие детей.

В ходе логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и обобщение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации

Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

  • наличие завязки — сюжета и сле­дование сюжетной линии на протя­жении всего занятия;
  • наличие схематизации, преобра­зования, познавательных задач на вы­явление свойств и отношений, в том числе количественных;
  • абстрагирование от несуществен­ного в данной ситуации свойства — толщины;
  • овладение действиями соотнесе­ния, сравнения, воссоздания, распре­деления и группировки;
  • игровая мотивация и направлен­ность действий; результативность их;
  • наличие ситуацийобсуждения коллективного поиска пути решения познавательной задачи, выбора мате­риала и действия;
  • возможность усложнения содержания включенных в игру задач;
  • направленностьна развитие инициативы детей.

Современные логические и математические игры разнообраз­ны и имеют разные цели

  • освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов (образцов) мер (размер, масса), моделей, образов (представлений), речи;
  • овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом, классификацией, сериацией и др.;
  • накопление логико-математического опыта (осведомленно­сти ребенка);
  • развитие мышления, сообразительности и смекалки.

Отметим некоторые из них, представленные в таблице 1.

Детям очень нравятся игры типа   лото, ведь главный акцент этих игр направлен на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.

«Логическое лото»

Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают карточки на своей карте-таблице.

«Четвертый лишний»

Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.

«Универсальное лото»

Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по разным признакам. (таблица 2)

Дошкольникам до­ступны такие простые виды занима­тельных игровых упражнений, как за­дачи-головоломки, танграм, занима­тельные вопросы, задачи-шутки, ло­гические задачи.

После предъявления образцов таких игровых упражнений необходимо стимулировать детей к творчеству, придумыванию своих ва­риантов задач и их решений.

Игры этой группы развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Эти задачи нельзя решать каким-либо ус­военным ранее способом. В ходе ре­шения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь ко­нечной цели.

Изменение количества палочек, карандашей, скрепок позво­ляет детям не только потренироваться в составлении задачи, но и поэкспе­риментировать с предметами. Мож­но ли:

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек?
  2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек?
  3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек?
  4. Составить 4 равных треуголь­ника из 9 палочек?
  5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек?
  6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника?
  7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника?
  8. Из 10 палочек составить 2 ква­драта: большой и маленький (ма­ленький квадрат составляется из 2 па­лочек внутри большого)?
  9. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольни­ка, полученные в результате пристроения, образуют один большой)?
  10. Из 9 палочек составить 2 квад­рата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и де­лят на треугольники 2 палочками)?

Таким образом, дети упражняют­ся в составлении геометрических фи­гур из определенного количества счетных предметов, пользуясь приемом пристроения одной фигуры к другой. Для развития умения планировать ход мысли детям предлагается высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения.

В практике ДОУ по формированию элементарных математических представлений используются разнообразные формы занятий:

    • занятия, построенные по принципу взаимообучения
    • занятия, проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми
    • занятия - КВН
    • занятия-конкурсы
    • занятия-экскурсии
    • занятия-аукционы и другие

    Играя, дети осваивают: средства и способы познания, зависимости и умения выражать их (Рисунок 1)

    Этим обеспечивается вариативность представлений и применимость освоенных практических и мыслительных действий в измененных условиях. И, как результат, дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.

    Для обобщения и повторения изученного материала, оценки знаний и умений детейпроводим занятия по аналогии с популярными телевизионными играми.

    Опыт показывает, что они очень нравятся детям и практически не требуют особой подготовки со стороны воспитателей: воспитанники так ярко и живо представляют себе ход телевизионной игры, что для моделирования воображаемой ситуации достаточно несколько символов и предметов-заместителей.

    Наиболее приемлемыми для реализации данных целей являются та­кие игры, как «Поле чудес», «Умники и умницы», «Слабое звено» и другие. При этом от самих игр остаются только правила их проведения, которые определяютход занятия и поддерживают мотивацию к осуществлению математических действий и счетных операций.

    Большая работа по данному направлению проводится с родителями воспитанников,

    Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации.

    • называть числа от 1 до 10 и обратный счет; счет в пределах 20, счет десятками
    • продолжить заданную закономерность;
    • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
    • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
    • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
    • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
    • объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
    • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам.

    Эти навыки в дальнейшем будут его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени, умении чередовать работу, обучение, игру, отдых.

    Важно, чтобы родители, побуждали ребенка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить.

    А для этого совсем не обязательно специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. Ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющиеся у него опыт и знания.

    Нами разработаны буклеты с головоломками различных видов:

    • задачи на поиск недостающих фигур
    • головоломки с палочками.
    • головоломки на составление целого из частей.
    • головоломки на составление обьемных фигур из кубиков

    Родителям предложен алгоритм, этапы работыпо решению головоломок (Рисунок 1)

    Рисунок 1 «Алгоритм решения головоломок»

    При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием математических способностей и логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности процесса математического развития ребенка независимо от исходного уровня его развития.
    В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

    Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателей и родителей - развить у ребенка интерес к математике уже в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

    Для формирования у ребенка математических представлений рекомендуем Вам использовать пособия курса математического развития дошкольников «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, который разработан для детей 3-4 (ч.1), 4-5 (ч.2), 5-6 (ч.3) лет. В настоящий момент дорабатывается 4-я часть курса - для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа), ожидаемый выход - 2013 год.

    Курс математического развития дошкольников «Игралочка» является стержнеобразующим технологическим звеном в примерной основной общеобразовательной программе «Мир открытий» и направлен не только на формирование элементарных математических представлений дошкольников, но и на развитие их социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности, на формирование готовности к обучению на начальной ступени образования.

    Комплект «Игралочка» для каждой возрастной группы включает в себя:

    1. методические рекомендации для педагога;
    2. рабочие тетради для ребенка;
    3. демонстрационный материал;
    4. раздаточный материал;

    Если подготовка к школе рационально организована, учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, то есть надежда на успешную адаптацию в школе, снижение вероятности возникновения школьных трудностей, сохранение физического и психического здоровья наших детей.

    Литература:

    1. Соболевский Р. Ф. Логические и мате­матические игры.— Минск, 1977.
    2. Грачева 3. А. (Михайлова). Исполь­зование логических задач в умственном развитии дошкольников // Дошколь­ное воспитание.—1975.— № 11.
    3. Михайлова 3. А. Занимательные игры и упражнения математического содер­жания в самостоятельной детской дея­тельности // Дошкольное воспита­ние,—1984.—№ 8.
    4. Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников.— СПб., 1999.
    5. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет / Под.ред. А А. Столяра.— М, 1991; 1999.
    6. Носова Е. А, Непомнящая Р. А. Логи­ка и математика для дошкольников.— СПб, 1999.
    7. Математика до школы / Авт.-сост. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова.— СПб., 2000.
    8. Кларина А. М., Кузьменко Ю. В. Игры с множествами // Газ. «Детский сад со всех сторон».— 2001. — № 18, 34, 35, 38,40,43.
    9. Методические советы к программе «Детство» / Отв. ред. Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова.— СПб., 2001.
    10. Давайте вместе поиграем: Методи­ческие советы по использованию дидак­тических игр с блоками и логическими фигурами / Авт.-сост. Н. О. Лелявина, В. Б. Финкелынтейн.— СПб., 2001.
    11. Ассоциации. Цвета и формы: Разви­вающая игра— М, ЗАО «Степ-Пазл», 2000.
    12. Логический домик / Сост. М, С. Зи­мина.— СПб, фирма «Умка», 2001.
    13. Математика — это интересно: Ра­бочие тетради для детей 2—3,3—4,4— 5, 5—6, 6—7 лет / Авт.-сост. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю, Зуева / Под ред. 3. А. Михайловой.—СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
    14. Кларина А, М, Общие требования к проектированию моделей образова­тельной среды, способствующей позна­вательному развитию дошкольников Готовимся к аттестации.— СПб, 2000.
    15. Кларина А, М, О проблемах проек­тирования и организации процесса раз­вивающего образования / Педагогичес­кие встречи: Альманах. Вып. 2.— М, 2000.

     

    Может быть интересно

    Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

    Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

    14 минут 2678 43

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

    Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
    10 минут 6694 677