Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Музыкально-игровая ритмопластика в практике работы дошкольного образовательного учреждения
9 минут 8483 1951

Музыкально-игровая ритмопластика в практике работы дошкольного образовательного учреждения

DavydovaДорогие друзья, мы рады представить вам Давыдову Мариану Валерьевну, музыкального руководителя высшей квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка Кемеровской области.  Свой творческий потенциал Мариана Валерьевна реализует в создании музыкальных композиций, танцев, стихов, музыки. Делает музыкальные аранжировки, фонограммы к детским песням. Сегодня Мариана Валерьевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Музыкально-игровая ритмопластика в практике работы дошкольного образовательного учреждения при реализации образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ". Статья будет интересна педагам ДОУ. 

Краткий комментарий к статье от Марианы Валерьевны:

"Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни."

Профессионального чтения...


Музыкально-игровая ритмопластика в практике работы дошкольного образовательного учреждения

при реализации образовательной области «Музыка» в соответствии с ФГТ

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ

«Основной закон детской природы

можно выразить так – ребенок

нуждается в деятельности непрестанно

и утомляется не длительностью,

а ееоднообразием и односторонностью».

К.Ф.Ушинский

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.

Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Программа по музыкально-игровой ритмопластике «МИР» является интеграцией музыкально-ритмической и оздоровительно-развивающей видов деятельности.

Этот качественно новый вид деятельности развивает двигательные способности, музыкальность, стимулирует вербальную активность, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями, способствует формированию психических процессов.

Цель программы: содействовать укреплению психофизического

здоровья детей раннего возраста средствами музыкально-игровой ритмопластики, которая решается через ряд задач ,представленных в таблице 1

Поставленные задачи решаются через овладение разнообразными видами деятельности, включая музыкально-ритмические движения и нетрадиционные виды упражнений (Приложение 1)

Занятия организованы таким образом, что в их проведении участвуют педагог и музыкальный руководитель, чередуясь и дополняя друг друга.

Любое занятие начинается с организованного входа в зал под музыку. Затем осуществляется построение и детям сообщается цель занятия - чем они будут заниматься, что узнают нового, чему научатся на данном занятии.

Цель и общие задачи программы по музыкально-игровой ритмопластике реализуется путём постановки частых задач на каждом занятии.

Каждое занятие имеет свою сюжетную линию (Приложение2) и сопровождается рассказами, сказками, речитативами, во время которых педагог предлагает детям выполнить цепь последовательных упражнений. Так создаётся ряд знакомых каждому ребёнку образов, воображаемая игровая ситуация, сюжет. Это создаёт благоприятные условия для проведения занятий и освоения программы, а так же помогает создать необходимый двигательный режим, положительный эмоциональный и психологический настрой.

Каждое занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление занятия на части относительно. Каждое занятие - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако последовательность основных видов деятельности может меняться в зависимости от физических нагрузок, сюжетной линии.

Подготовительная часть занятия занимает от 5% до 15% общего времени и зависит от решения основных задач занятия.

Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе: разогреть мышцы, суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Для решения задач подготовительной части занятия проводится игрогимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения, комплекс ритмической гимнастики).

Основная часть занятия длится от 70% до 85% общего времени.

В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идёт основная работа над развитием двигательных, музыкально-ритмических способностей.На этой стадии даётся большой объём знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки.

В основную часть занятия могут входить танцевально-игровые упражнения, образно-игровые движения, упражнения на развитие, согласованности движения с музыкой, пляски, танцы, хороводы, музыкально-подвижные игры, общеразвивающие упражнения.

Заключительная часть занятия длится от 3% до 7% общего времени. Втом случае, если в основной части занятия имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части увеличивается. Это создаёт условия для постепенного снижения нагрузки и обеспечивает постепенный переход от возбуждённого к спокойному состоянию детей.В заключительной части используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж («Гимнастика маленьких волшебников»), игры пальчиками на развитие ручной умелости, мелкой моторики, координации движений рук («Пальчиковыйигротренинг»).

Если занятие построено таким образом, что к концу занятия необходима эмоциональная разрядка, то в этом случае в заключительной части следует проводить музыкально-подвижные игры, либо закончить пляской, танцем или хороводом.

При организация занятий по музыкально-игровой ритмопластике используются разнообразные методы (Таблица 2)

Программа по музыкально-игровой ритмопластике «МИР» рассчитана на 1 год обучения детей младшего дошкольного возраста. Занятие проводится 1 раз в неделю и включено в расписание. Длительность занятия составляет 15-20 минут.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности, поэтому музыкальному руководителю ДОУ важно вовремя заметить и развить стремление каждого ребенка к общению с музыкой и различным видам музыкальной деятельности, к которой он проявляет особый интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно.

Литература:

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - С-Пб., 1997.
  2. Белоусова J1.E. Совершенствование звукопроизношения у детей шестого года жизни / JI.E. Белоусова // Дошкольная педагогика. - 2005. - №3. - С. 15 - 20.
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам / Л.Д. Глазырина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - С.95 - 97.
  4. Гуменюк Е.И. Праздник неделя здоровья / Е.И. Гуменюк // Дошкольная Педагогика. - 2006. - №3. - С.6 -12.
  5. Девятова Т.Н. Звук - волшебник. - М.: Линка - Пресс, 2006.- С.22.
  6. Кудрявцев В. Дошкольная группа: двигательно - оздоровительные моменты на занятиях./ В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание - 2000. -№4. - С.93 - 100.
  7. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханёва // Пособие для работников дошкольных учреждений - М.:Творческий центр, 2003.
  8. Музыкальные игры и пляски в детском саду // Пособие для музыкальных руководителей детских садов. - Ленинград. - 1963.
  9. Парфёнов Ю. Весёлые стихи / Ю. Парфёнов // Дошкольная педагогика. - 2005. -№6.-С.64-65.
  10. Петрова Т.П. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду / И.Т. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова . - М.: Школьная     пресса,   2003.
  11. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика / С.Л. Слуцкая // Хареография в Детском саду. - М.: Линка - Пресс, 2006.
  12. Синицына Е.И. Умные пальчики / Е.И. Синицына // Серия «Через Игру - к совершенству». - М.: Лист, 1998. - С. 144.
  13. Шишкина В.А. Движения + движения. - М.: Просвещение, 1992. - С.33.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2679 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677