Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Мастера своего дела: Дорофеева Л. А.
15 минут 7178 1784

Мастера своего дела: Дорофеева Л. А.

DorofeevaДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дорофеевой Людмилой Александровной, воспитателем высшей квалификационной категории МБ ДОУ Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Воспитанники Людмилы Александровны принимают активное участие в городских акциях экологической направленности, региональных конкурсах детского декоративно-прикладного творчества, музыкальных фестивалях "Весенняя капель", спортивных мероприятиях ДОУ и района. Сегодня Людмила Александровна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по повышению уровня школьной зрелости ребенка при подготовке к обучению в школе. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:

"Перед педагогами всегда стоит вопрос организации своей деятельности, в результате которой наши воспитанники: способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут; способны оценить в общем качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности."

Познавательного чтения...


Игры и игровые упражнения на повышение уровня школьной зрелости ребенка при подготовке к обучению в школе                         

Многие родители с удивлением узнают, когда приводят ребенка в школу,что у него не выработаны специальные навыки простейшего сравнения, обобщения, систематизации, отмечается повышенная тревожность, он не умеет правильно держать руку, у него не сформирована мелкая моторика и т.п.

Неправильно обученный ребенок испытывает трудности, начиная обучение в школе, а учителю приходиться затрачивать больше времени и сил, что связано с необходимостью «переучивания».Поэтому перед нами, педагогами стоит проблема организации своей деятельности , в результате которой наши воспитанники:

  1. способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия;
  2. могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны;
  3. способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут;
  4. способны оценить в общем качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются;
  5. способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. (Приложение 1)

На современном этапе дошкольного образования и требований выдвигаемых школой перед первоклассником,акцент со знаний,умений и навыков переносится на «развитие качеств,формирование предпосылок учебной деятельности,обеспечивающих социальную успешность», которые представлены в портрете старшего дошкольника,готового к обучению в школе. (Приложение 2)

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

  1. приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  2. обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  3. развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  4. формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
  5. развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

  1. становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
  2. умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  3. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  4. осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  5. индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Преемственность дошкольного и начального школьного образования должна обеспечиваться постепенным переходом от игровой к учебной деятельности (в дошкольном звене – преимущественно игровая с элементами учебной, начальном школьном звене – преимущественно учебная с элементами игровой).

Исходя из этого алгоритма, основными формами образования детей в предшкольных группах, прежде всего, являются различные виды игр:

  1. развивающие
  2. сюжетно ролевые
  3. театрализованные
  4. компьютерные
  5. подвижные

Игра, ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно в игре происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка, включая его поведение.

В игре впервые появляются учебные мотивы; в недрах игровой мотивации зарождается учебная деятельность, имеющая результат в виде конкретных знаний, умений, навыков.

А разнообразие содержания развивающих игр позволяет реализовать названные выше составляющие интеллектуального направления по подготовке его к школьному обучению.( Приложение 3)

Некоторые игры и упражнения могут быть рекомендованы родителям ребенка для проведения домашних занятий, так как родителям следует обратить внимание на то,что

При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать

  1. интерес ребенка к окружающему
  2. фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулки, на экскурсиях.
  3. Необходимо заинтересовать ребенка предметами и явлениями окружающего мираодновременно расширив его кругозор, стимулируя познавательную активность дошкольника.
  4. необходимо приучать ребенка рассказывать о своих впечатлениях от увиденного или услышанного, такие рассказы необходимо внимательно и заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы.
  5. полезно при этом задавать ребенку вопросы, стараясь получить от него более подробный и развернутый рассказ.
  6. родителям следует посоветовать больше читать ребенку детские книги,
  7. водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

Для повышения уровня развития мышления и речи большое значение имеет участие ребенка в подвижных и развивающих коллективных играх. При этом необходимо чаще доверять ему исполнения ролей, требующих принятия каких - либо решений, активного речевого общения с другими детьми.

Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимания и выполнения задания типа тех, которые используются для тестирования. Это может создать лишь видимость успеха, что неминуемо приведет к появлению трудностей в период адаптации ребенка к школе.

При недостаточном уровне развития мышления и речи ребенку с самого начала обучения должны быть обеспечены дополнительные индивидуальные занятия, направленные на полное усвоения учебной программы.

Не стоит торопиться с выработкой навыков, необходимо, прежде всего, работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов ребенка на вопросы.

Для вынесения заключения об уровне школьной зрелости ребенка и определения программы и характера его дальнейшего обучения в ДОУ анализируются показатели ребенка по всем направлениям развития.

Заключение составляется в письменном виде, в форме характеристики психологического развития ребенка, при которых

В соответствии с этими критериями можно выделить 5 уровней развития школьной зрелости ребенка:

1 Уровень психического развития ребенка оценивается как высокий.

  1. Задача сразу заинтересовывает ребенка. Положительный настрой сохраняется до конца занятия, ребенок проявляет удовольствие при нахождении правильных ответов, стремиться продолжить и завершить работу.
  2. Понимает задачу быстро, не нуждается в ее повторении и разъяснении.
  3. Фонд действенной реализации достаточен: владеет всеми необходимыми для выполнения предлагаемых заданий навыками и операциями.
  4. Задания в основном выполняет правильно и самостоятельно, выделяя более или менее существенное.
  5. Может вербально доказать свое мнение.
  6. Ребенок самостоятельно сосредотачивается на задаче, старается обдумать решение, прежде чем начать действовать.
  7. Помощь взрослого использует минимально.
  8. Сам может оценить правильность решения, улучшить и исправить результат.

2 Уровень психического развития ребенка оценивается выше среднего.

  1. Задание заинтересовывает ребенка, в целом охотно и с интересом выполняется, Понимает задание без дополнительных разъяснений, но иногда нуждается в повторении инструкции и содержания задачи.
  2. Фонд действий и операций достаточен. Задания выполняются в большинстве случаев правильно.
  3. Ребенок принимает задание, может сосредоточиться на нем, но ходом его выполнения может хорошо управлять только с помощью взрослого, который контролирует и регулирует деятельность, помогает системой побуждающих и наводящих вопросов.
  4. Ошибки может исправить сам, но часто просит помощи взрослого.

3 Уровень развития ребенка в зависимости от характера я выраженности указанных характеристик оценивается как средний или ниже среднего.

  1. Ребенок заинтересован ситуацией занятия, но к его непосредственному содержанию скорее безразличен.
  2. Готов сразу прекратить работу, перейти к выполнению следующего задания, не закончив предыдущего.
  3. Для успешной работы нуждается в постоянном поощрении и похвалах со стороны взрослого.
  4. Доля понимания сложных заданий ему необходимо повторение, разъяснение инструкции, иногда в прямой помощи в виде практических действий.
  5. Владеет необходимым запасом дифференцированных общих представлений, но фонд действенной реализации недостаточен.
  6. Задачи решает с опорой на восприятие и непосредственное действие.
  7. Ответы ситуативны. Не всегда может обосновать свои действия и ход решения задачи вербально.
  8. Нуждается в наводящих и подсказывающих вопросах.
  9. Ошибки замечает только с помощью взрослого.

4 Уровень развития ребенка оценивается ниже среднего

  1. Предложение позаниматься встречает с некоторым интересов который быстро исчезает. К процессу и результату деятельности ребенок безразличен.
  2. Фонд действий и знаний узок и беден, задачу не принимает и часто не понимает.
  3. Вопросы взрослого, связанные с сущностью задания не замечает, дает поспешные, импульсивные ответы или молчит.
  4. Ответы ребенка могут быть связаны с ситуацией исследования или обусловлены необычными ассоциациями, ожившими в памяти в связи с задачей.
  5. Помощь взрослого чаще всего не воспринимается и не принимается.
  6. Умственные действия в большинстве своем бессистемны, хаотичны, бездумны.

5Уровень развития ребенка низкий

  1. Процесс деятельности его не интересует.
  2. Не реагирует или неадекватно реагирует на вопросы взрослого, связанные с заданием.
  3. Демонстрирует полное неприятие ситуации обследования и содержания заданий. Такой ребенок не готов к поступлению в школу, уровень его развития определяется как низкий.
  4. В ходе обследования такого ребенка может встать вопрос о дифференциальной диагностики педагогической запущенности, задержки психического развития или олигофрении (умственной отсталости)

Диагностика дошкольной зрелости осуществляется через деятельность, а именно в игре.

И если ребенку на протяжении дошкольного  детства  много играл, полноценно общался со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация.

Список литературы:

  1. Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  4. Венгер А.Л., Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.
  5. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. - М., 2005.
  6. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошк. воспитание, № 1-2, 2000.
  7. Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  8. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
  9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы коммуникации. СПб: Образование, 1995.
  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.
  11. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности М.: Флинта.1997.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2344 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2181 608