Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дорофеевой Людмилой Александровной, воспитателем высшей квалификационной категории МБ ДОУ Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Воспитанники Людмилы Александровны принимают активное участие в городских акциях экологической направленности, региональных конкурсах детского декоративно-прикладного творчества, музыкальных фестивалях "Весенняя капель", спортивных мероприятиях ДОУ и района. Сегодня Людмила Александровна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по повышению уровня школьной зрелости ребенка при подготовке к обучению в школе. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Людмилы Александровны:
"Перед педагогами всегда стоит вопрос организации своей деятельности, в результате которой наши воспитанники: способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны; способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут; способны оценить в общем качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются; способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности."
Познавательного чтения...
Многие родители с удивлением узнают, когда приводят ребенка в школу,что у него не выработаны специальные навыки простейшего сравнения, обобщения, систематизации, отмечается повышенная тревожность, он не умеет правильно держать руку, у него не сформирована мелкая моторика и т.п.
Неправильно обученный ребенок испытывает трудности, начиная обучение в школе, а учителю приходиться затрачивать больше времени и сил, что связано с необходимостью «переучивания».Поэтому перед нами, педагогами стоит проблема организации своей деятельности , в результате которой наши воспитанники:
- способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия;
- могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны;
- способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут;
- способны оценить в общем качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются;
- способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. (Приложение 1)
На современном этапе дошкольного образования и требований выдвигаемых школой перед первоклассником,акцент со знаний,умений и навыков переносится на «развитие качеств,формирование предпосылок учебной деятельности,обеспечивающих социальную успешность», которые представлены в портрете старшего дошкольника,готового к обучению в школе. (Приложение 2)
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования должна обеспечиваться постепенным переходом от игровой к учебной деятельности (в дошкольном звене – преимущественно игровая с элементами учебной, начальном школьном звене – преимущественно учебная с элементами игровой).
Исходя из этого алгоритма, основными формами образования детей в предшкольных группах, прежде всего, являются различные виды игр:
- развивающие
- сюжетно ролевые
- театрализованные
- компьютерные
- подвижные
Игра, ведущая деятельность дошкольного возраста. Именно в игре происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка, включая его поведение.
В игре впервые появляются учебные мотивы; в недрах игровой мотивации зарождается учебная деятельность, имеющая результат в виде конкретных знаний, умений, навыков.
А разнообразие содержания развивающих игр позволяет реализовать названные выше составляющие интеллектуального направления по подготовке его к школьному обучению.( Приложение 3)
Некоторые игры и упражнения могут быть рекомендованы родителям ребенка для проведения домашних занятий, так как родителям следует обратить внимание на то,что
При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать
- интерес ребенка к окружающему
- фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулки, на экскурсиях.
- Необходимо заинтересовать ребенка предметами и явлениями окружающего мираодновременно расширив его кругозор, стимулируя познавательную активность дошкольника.
- необходимо приучать ребенка рассказывать о своих впечатлениях от увиденного или услышанного, такие рассказы необходимо внимательно и заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы.
- полезно при этом задавать ребенку вопросы, стараясь получить от него более подробный и развернутый рассказ.
- родителям следует посоветовать больше читать ребенку детские книги,
- водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
Для повышения уровня развития мышления и речи большое значение имеет участие ребенка в подвижных и развивающих коллективных играх. При этом необходимо чаще доверять ему исполнения ролей, требующих принятия каких - либо решений, активного речевого общения с другими детьми.
Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимания и выполнения задания типа тех, которые используются для тестирования. Это может создать лишь видимость успеха, что неминуемо приведет к появлению трудностей в период адаптации ребенка к школе.
При недостаточном уровне развития мышления и речи ребенку с самого начала обучения должны быть обеспечены дополнительные индивидуальные занятия, направленные на полное усвоения учебной программы.
Не стоит торопиться с выработкой навыков, необходимо, прежде всего, работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов ребенка на вопросы.
Для вынесения заключения об уровне школьной зрелости ребенка и определения программы и характера его дальнейшего обучения в ДОУ анализируются показатели ребенка по всем направлениям развития.
Заключение составляется в письменном виде, в форме характеристики психологического развития ребенка, при которых
В соответствии с этими критериями можно выделить 5 уровней развития школьной зрелости ребенка:
1 Уровень психического развития ребенка оценивается как высокий.
- Задача сразу заинтересовывает ребенка. Положительный настрой сохраняется до конца занятия, ребенок проявляет удовольствие при нахождении правильных ответов, стремиться продолжить и завершить работу.
- Понимает задачу быстро, не нуждается в ее повторении и разъяснении.
- Фонд действенной реализации достаточен: владеет всеми необходимыми для выполнения предлагаемых заданий навыками и операциями.
- Задания в основном выполняет правильно и самостоятельно, выделяя более или менее существенное.
- Может вербально доказать свое мнение.
- Ребенок самостоятельно сосредотачивается на задаче, старается обдумать решение, прежде чем начать действовать.
- Помощь взрослого использует минимально.
- Сам может оценить правильность решения, улучшить и исправить результат.
2 Уровень психического развития ребенка оценивается выше среднего.
- Задание заинтересовывает ребенка, в целом охотно и с интересом выполняется, Понимает задание без дополнительных разъяснений, но иногда нуждается в повторении инструкции и содержания задачи.
- Фонд действий и операций достаточен. Задания выполняются в большинстве случаев правильно.
- Ребенок принимает задание, может сосредоточиться на нем, но ходом его выполнения может хорошо управлять только с помощью взрослого, который контролирует и регулирует деятельность, помогает системой побуждающих и наводящих вопросов.
- Ошибки может исправить сам, но часто просит помощи взрослого.
3 Уровень развития ребенка в зависимости от характера я выраженности указанных характеристик оценивается как средний или ниже среднего.
- Ребенок заинтересован ситуацией занятия, но к его непосредственному содержанию скорее безразличен.
- Готов сразу прекратить работу, перейти к выполнению следующего задания, не закончив предыдущего.
- Для успешной работы нуждается в постоянном поощрении и похвалах со стороны взрослого.
- Доля понимания сложных заданий ему необходимо повторение, разъяснение инструкции, иногда в прямой помощи в виде практических действий.
- Владеет необходимым запасом дифференцированных общих представлений, но фонд действенной реализации недостаточен.
- Задачи решает с опорой на восприятие и непосредственное действие.
- Ответы ситуативны. Не всегда может обосновать свои действия и ход решения задачи вербально.
- Нуждается в наводящих и подсказывающих вопросах.
- Ошибки замечает только с помощью взрослого.
4 Уровень развития ребенка оценивается ниже среднего
- Предложение позаниматься встречает с некоторым интересов который быстро исчезает. К процессу и результату деятельности ребенок безразличен.
- Фонд действий и знаний узок и беден, задачу не принимает и часто не понимает.
- Вопросы взрослого, связанные с сущностью задания не замечает, дает поспешные, импульсивные ответы или молчит.
- Ответы ребенка могут быть связаны с ситуацией исследования или обусловлены необычными ассоциациями, ожившими в памяти в связи с задачей.
- Помощь взрослого чаще всего не воспринимается и не принимается.
- Умственные действия в большинстве своем бессистемны, хаотичны, бездумны.
5Уровень развития ребенка низкий
- Процесс деятельности его не интересует.
- Не реагирует или неадекватно реагирует на вопросы взрослого, связанные с заданием.
- Демонстрирует полное неприятие ситуации обследования и содержания заданий. Такой ребенок не готов к поступлению в школу, уровень его развития определяется как низкий.
- В ходе обследования такого ребенка может встать вопрос о дифференциальной диагностики педагогической запущенности, задержки психического развития или олигофрении (умственной отсталости)
Диагностика дошкольной зрелости осуществляется через деятельность, а именно в игре.
И если ребенку на протяжении дошкольного детства много играл, полноценно общался со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация.
Список литературы:
- Агафонова И.Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы». СПб, 2003.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл, 2007.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Венгер А.Л., Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М., 1989.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. - М., 2005.
- Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошк. воспитание, № 1-2, 2000.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
- Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
- Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Основы коммуникации. СПб: Образование, 1995.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности М.: Флинта.1997.