Дорогие друзья, сегодня Калашникова Юлия Борисовна, преподаватель изобразительного искусства первой квалификационной категории Амурского педагогического колледжа, города Благовещенска, участник нашей рубрики "Мастера своего дела", с радостью делится с нами статьей "Роль преподавателя в духовно-нравственном становлении личности учащихся". Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Юлии Борисовны:
"Современная жизнь выдвигает новые требования к человеку, новые нормы этики. Поэтому важно подготовить учащегося к быстро меняющимся условиям жизни, помочь раскрыть его творческий и духовный потенциалы, пробудить к труду мысли и научить его верить в собственные силы. Всё это поможет максимально социализироваться и адаптироваться в большом, но сложном мире."
Познавательного чтения...
Роль преподавателя в духовно-нравственном становлении личности ущащихся
Современная жизнь выдвигает новые требования к человеку, новые нормы этики. Поэтому важно подготовить учащегося к быстро меняющимся условиям жизни, помочь раскрыть его творческий и духовный потенциалы, пробудить к труду мысли и научить его верить в собственные силы. Всё это поможет максимально социализироваться и адаптироваться в большом, но сложном мире.
Но меня тревожит тот факт, сто несмотря на позитивные изменения в обществе, социальный уровень многих семей остаётся низким. Образовательное учреждение и педагог сегодня -чуть ли не единственный центр реабилитации и педагогической поддержки учащихся.
Педагог в переводе с древнегреческого означает «детоводитель». Куда мы стремимся? Куда ведём своих учеников? Вверх по лестнице жизни к её вершинам- Добру, Истине, Красоте.
Данные понятия заложены в сердце и разуме человека. Сердце-сосредоточение чувств, переживаний. Разум-сознание, взгляды как результат определённого миропонимания. В целом, разум сердца -способность логически мыслить, чувствовать и понимать законы общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. А это и есть главные составляющие нравственности и духовности (стремление к внутреннему совершенствованию).
Воспитание духовности и нравственности- приоритетные направления современного образовательного процесса. Ведь любые знания могут быть использованы не только во благо. Всё зависит от цели. А выбор цели определяется нравственными ориентирами. Как этот процесс воспитания сделать наиболее эффективным? Как помочь поверить в свои силы?
Многое зависит от нас учителей. Учитель-творец человеческих душ. Как пытливые исследователи мы ведём его за собой в большую жизнь. Мы отвечаем за человека в целом. Приятно наблюдать, как раскрывается ученик. Вчера он ещё был бутон, а сегодня-цветок. Идёт нравственная непрерывная работа. Важно помочь ученику раскрыть свой талант- единственную ценность которая не устаревает. Помочь ему найти своё место в жизни. Заложить надёжный фундамент для формирования чуткости, отзывчивости, духовности, доброты.
В этом плане мне хочется вспомнить заповеди великого педагога современности Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Главное в его жизни- это любовь к детям, умение понимать движение их сердец. Он выделяет несколько педагогических моментов, чтобы научить ученика труду мысли, которые мне кажется, актуальны и в 21 веке:
- уроки мысли, т.е научить ученика задумываться над явлениями общественной жизни путём совместной работы;
- развитие творчества во всём;
- развитие индивидуального фона образовательного процесса;
- научить самостоятельно добывать знания;
- обязательное проблемное обучение.
Всё это способствует формированию творческой личности и активной жизненной позиции.
Жизнь убеждает: если учащийся только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным. Огромной нравственной силой, облагораживающей детей, является творение добра для людей. Важно чтобы ученик сердцем чувствовал, что вокруг него есть люди, нуждающиеся в помощи, заботе, ласке, сердечности, участии.
Чуткость к духовному миру человека, способность откликаться на чужое несчастье - с этого начинается высшая человеческая радость, без которой невозможна нравственная красота.
Учить чувствовать -это значит, прежде всего, передавать им свою эмоционально –нравственную культуру. Культура чувств невозможна без глубокого понимания душевного состояния человека.
Важно научить трудиться, научить верить в свои силы, важно начинать с малого. Большую роль в этом плане должно оказать развитие самовоспитания и самостоятельности.
«Настоящая проблема лежит в Сердце и мысли человека» -писал А.Эйнштейн. Это, действительно, так. Как и что будет заложено в ребёнке, так разовьется и сформируется в процессе его жизни, так будет передано следующему поколению.