Дорогие друзья, мы рады представить вам Агафонцеву Марину Витальевну, педагога дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУ ДОД Центр детского творчества «Ипатьевская слобода» города Костромы, Костромской области. Сегодня Марина Витальевна с удовольствием предлагает вашему вниманию "Дидактический материал «Знаки - помощники»" - учебно-методическое пособие по развитию речи. Дидактический материал рассчитан на детей 3-7 лет и может быть использован на учебных занятиях, как в учреждениях дополнительного образования, так и в ДОУ.
Краткий комментарий к статье от Марины Витальевны:
"Овладение приемами работы с карточками - знаками значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; развитие связной речи и в частности её планирующей функции, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом; перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы; совершенствование восприятия детьми окружающего мира; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении."
Увлекательного чтения...
Дидактические материалы по развитию речи детей дошкольного возраста «Знаки - помощники»
СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ТАБЛИЦАМИ И ПРИЛОЖЕНИЯМИ
Пояснительная записка
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
В связи с этим актуальность использования нетрадиционных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер. Поэтому развитие дошкольников требует нашего участия - это совместное поле деятельности, но выбор инструментария - за самим педагогом. Каким он может быть? Какую форму должен приобрести процесс развития? Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Основная цель применения дидактического материала «Знаки - помощники» - развитие и совершенствование связной речи и активной познавательной деятельности дошкольника с помощью средств знаковой символики.
Также, актуальность этого подхода заключается и в том, что символ как средство обучения мало изучался, не выделялся как самостоятельное средство. Важно изучать данное направление в связи с тем, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать способности к символизации, что имеет большое значение в решении творческих задач, а также при смене ведущего вида деятельности. Перспективы предлагаемого направления связаны с оптимизацией развития ребёнка в условиях дополнительного образования посредством применения дидактических материалов.
Основой организации работы по дидактическому материалу «Знаки помощники» с детьми является следующая система дидактических принципов:
- Принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности, доступен пониманию ребёнка.
- Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);
- Принцип вариативности (формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);
- Принцип творчества (ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности);
- Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов), успешности детей.
Использование дидактического материала «Знаки - помощники» позволяет реализовать эти принципиальные основы в практике работы с детьми дошкольного возраста и решать задачи:
- Способствовать активизации познавательной деятельности и собственной речевой деятельности ребёнка дошкольника;
- Знакомить с графическим способом представления информации;
- Развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности;
- Формировать навык самостоятельного моделирования собственных высказываний.
В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, таблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.
Уже в 3-4 летнем возрасте активность и неутомляемость детей возрастает, проявляясь в постоянной готовности к деятельности. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию.
К 5-6 годам у ребёнка накапливается большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении.
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
У детей 6-7 лет попытки самостоятельно придумать объяснение различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Таким образом, знаковая символика строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших знаков, последовательно переходить к «дорожке» знаков, и позже - к системе. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Пособие «Знаки - помощники»- служат дидактическим материалом и в моей работе по развитию связной речи детей я их использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов,
- при разучивание скороговорок, чистоговорок,
- при запоминании пословиц и поговорок.
Суть пособия заключается в следующем:
Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Использование знаковой символики для обучения заучиванию стихотворений, пословиц, скороговорок увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Таким образом, использование символов дает положительные результаты, а именно:
- Позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию дошкольника
- Дает возможность осознать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала
- Развивает слуховые и зрительные анализаторы
- Облегчает и ускоряет процесс запоминания, формируя приёмы работы с памятью
- Повышает наблюдательность, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира
- Способствует развитию связной речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией
- Помогает делать высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными.
Опыт применения карточек-символов для развития речи дошкольников был представлен и обсуждался на заседании методического объединения отдела дошкольного воспитания МБОУ ДОД ЦДТ «Ипатьевская слобода» (протокол № 2 от 19.12.2010). Данные материалы были одобрены коллегами и рекомендованы к применению в условиях учреждения дополнительного образования. Методическая копилка с наличием карточек-символов по развитию речи детей систематически пополняется педагогом и коллегами по работе с дошкольниками.
Дидактические материалы «Знаки-помощники» были представлены в городском Фестивале достижений «Детство. Творчество. Кострома на городском конкурсе педагогического мастерства» в номинации «Лучшая методическая разработка» 2011года.
В Региональном этапе методического конкурса в номинации «Дидактические материалы» является призером (Диплом 3 степени)
Проект «Использование знаковой символики» разрабатываем в течении последних 4 лет. Мною изучены опыт работы многих специалистов (В.Ф. Шаталов «Метод опорных сигналов», В.К. Воробьёва «Методика развития связной речи», Л.Е. Белоусова «Эффективная методика запоминания стихотворных текстов с помощью картинок-подсказок», Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи.Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов», Технология визуализации) в дошкольном образовании по вопросам применения мнемотехники.