Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

«Несерьезный» разговор о воспитании
25 минут 7096 1620

«Несерьезный» разговор о воспитании

razgovorДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Нестеровой Марией Генриховной, заведующий отделом МБОУ ДОД Центр детского творчества «Ипатьевская слобода» города Костромы, Костромской области. Сегодня Мария Генриховна с радостью делится с нами статьей "«Несерьезный» разговор о воспитании". Статья будет интересна воспитателям и родителям. 

Краткий комментарий к статье от Марии Генриховны:

"Известно, что личность ребенка формируется в системе человеческих взаимоотношений. Наиболее значимым объектом взаимоотношений для ребенка-дошкольника является взрослый. Взрослый - носитель социального опыта и культуры. Общение и совместная деятельность с взрослым выступает источником развития ребенка."

Познавательного чтения...


«Несерьезный» разговор о воспитании

Начнём наш разговор о воспитании с притчи, в которой, как в каждой другой, есть тайный заложенный изначально, скрытый от глаз постороннего смысл. Буддийского ламу спросили: «Как воспитывать детей?». Лама подумал и ответил: «Научите детей любить насекомых». К словам этого мудрого человека можно отнестись с долей иронии, заметив, что именно этому религиозному направлению мысли соответствует такой подход. Конечно, это касается не конкретно «ВОСПИТАНИЯ», а именно всей философии данного религиозного течения. Но если задуматься над высказанной мыслью не в контексте религиозных канонов, то получаем парадоксальный «рецепт» воспитания. И наше сознание, неограниченное религиозными концепциями, подсказывает нам весьма многомерный и многосторонний подход к воспитанию. Даже не значительное изучение данного подхода может привести нас к весьма интересным выводам. Попробуем обозначить их для своего собеседника.

Внимательное прочтение данной притчи говорит о многом. Во-первых, что, несмотря на многочисленные педагогические теории и собственно научные изыскания в этой области, в обществе существует потребность ответа на такой «простой» вопрос. Он не потерял своей актуальности и в наше время. В эпоху быстроменяющихся взглядов на научный прогресс, мироустройство, смещения ценностных ориентиров, для каждого отдельного человека всё так же важно найти основы, которые помогут ему и его потомству выживать. Выживать, безусловно, не только физически, но и быть состоятельным в духовном плане. А именно этот духовный план и может быть гарантирован одним из основополагающих общественных явлений – воспитанием.

Второй вывод, который напрашивается, необходимо строить свои отношения с детьми на основе родительской любви, ибо только любящее сердце принимает правильные решения. Чем чаще мы будем говорить себе: «Думай сердцем!», - тем менее ошибок в воспитании детей допустим, тем более эффективно передадим детям собственные ценности. Это не значит, что детей нужно только поощрять. Наказывать ребёнка возможно ради его же блага. Наказание должно быть понятным, а именно за что ребёнок получил нарекание от взрослого. И оно не должно быть отсроченным по времени. Нет большей родительской ошибки или сознательного ущемления личности ребёнка, чем слова взрослого, произнесённые чаще всего в гневе (громко с устрашающими интонациями): «Когда приедет папа, я ему всё расскажу, как ты себя вёл» или такое умозаключение: «Дома я тебя накажу!». Поощрять детей действительно нужно, но делать это необходимо с учётом их собственных жизненных достижений, абсолютно конкретных действий и свершений. Взрослый не должен стыдиться сказать ребёнку слова благодарности, например: «Спасибо, за то, что помог мне донести тяжёлые сумки» или «Мне было приятно, что ты поздоровался с моими знакомыми». Главное, чтобы эти слова шли от сердца, а, значит, были искренними. Признание успехов ребёнка не умаляет наших собственных достоинств, а только объединяет нас в процессе воспитания, делает нас с детьми единомышленниками. Мы глубоко убеждены и это подтверждается многолетней педагогической практикой, что детей нельзя обмануть. Любая манипуляция детским сознанием рано или поздно обернётся против самого взрослого. А искренние, доброжелательные замечания непременно позволят создать доверительные отношения.

В третьих, и здесь собеседник, безусловно, может с нами поспорить, нам кажется, что если ребёнок сможет научиться любить такие маленькие беззащитные, но живые существа, как насекомые, то он будет всю свою жизнь любить близких, уважать чужие интересы, быть внимательным к другим людям. А разве не эти простые истины лежат в основе полноценной социализации современного ребёнка?

Давайте на минуту представим, что мы опять оказались в детстве. У каждого оно своё. Одного очень любили родители, настолько, что позволяли всё, «чем бы дитя не тешилось». Другого ребёнка обижали сверстники во дворе. Третьего в детстве укусила собака. А, может быть, и первое, и второе, и третье всё вместе легло на плечи одного и того же ребёнка. Вариантов может быть бесконечное множество. Но, давайте рассмотрим нашу гипотезу в отношении будущего этого предполагаемого ребёнка. Возьмём ограниченное число факторов: отношение к обществу в целом, отношение к работе, отношение к семье и собственным детям. Первый вариант с большой родительской любовью, сам по себе, весьма не плох, но имеет неотвратимые последствия такого воспитания. Эгоцентризм, взрощённый в недрах семьи, будет мешать в общении с коллегами по работе, да и во взрослых взаимоотношениях с сексуальными партнёрами, а в дальнейшем, создаст проблему в воспитании собственных детей. Хуже всего, непонимание интересов и ценностей своих родителей, тех самых, которые так пестовали своё чадо. А если бы такой «центр семьи» был научен «любить насекомых»? Проекция будущего сразу изменяется кардинально. К коллегам по работе будет относиться как к муравьям или пчёлам, выполняющим свою работу по созданию инфраструктуры предприятия, а значит, все друг другу помогают, выполняя персональные функции. И сам человек включён в эту систему отношений, взаимодействует со своим работникам, и является приятным сотрудником. Будущую семью создаёт с эстетическим наслаждением, терпеливо и не спеша, как процесс появления бабочки из куколки. К детям, внимателен, как к реальному воплощению своих помыслов и действий. Уважение к родителям основано на понимании их вклада в свою жизнь по принципу адекватного обмена. Далее рассмотрим проекцию будущего того ребёнка, у которого проблемы в общении с другими детьми. Он имеет большое преимущество перед теми, которых не научили «любить насекомых». Во-первых, у него есть хобби, которым он увлечён и, при благоприятном стечении жизненных обстоятельств, он может самоутвердиться перед сверстниками своими познаниями. А в будущем, научится избегать конфликтных ситуаций, быстро реагировать на смену обстоятельств, жить в разной среде. Как это приходится делать стрекозе, изначально, будучи личинкой, живущей в водной среде, и только со временем стать порхающей по воздуху особью, но зато видеть всё вокруг на 360 градусов так, как устроено её зрение. А теперь что же предстоит малышу, укушенному собакой. В одном случае, его ждёт страх перед неизведанными путями (в прямом и переносном смыслах этого слова), нерешительность, апатия и пассивность в ведении собственных дел. Нам представляется такой «рак отшельник» или «премудрый пескарь», который всю свою жизнь может потратить на то, чтобы не ошибаться, не делать чего-либо, чтобы не создавать себе проблем. В другом случае, может быть и, наоборот, у нашего персонажа сложится агрессивное и конфликтное отношение к действительности, в зависимости от акцентуаций его характера. В обычном варианте развития, когда нет опоры на ту самую «любовь к насекомым», ребёнок будет расти, а вместе с ним будет расти его проблема. Он может превратиться в недоверчивого ворчуна. В гипотетическом варианте ребёнок вообще не зациклится на произошедшей неприятности, а отнесётся к ней как к укусу комара, а, значит, на его развитии не отразится данное происшествие. Это, безусловно, не касается крайних позиций с трагическими обстоятельствами. Ребёнок, вырастая, становясь взрослым, тем не менее будет осторожен, внимателен к другим, будет уметь сочувствовать другим людям и оберегать от неприятностей своих близких.

В проекциях наших предположений слишком много допусков. Ведь в реальности, под воздействием факторов различного рода, например, окружающей среды, ребёнок может стать и другим человеком, но всё таки мы полагаем, что размышления на данную тему не такие уж и несерьёзные. Даже, если мы и ошибаемся в частностях, в главном при таком подходе («Научить детей любить насекомых») работает всем известный принцип Гиппократа «Не навреди!». Именно любовь к маленьким ли насекомым, к людям или к жизни вообще не может навредить воспитанию подрастающего поколения. И даже, осмелимся заметить, что только любовь делает нашу жизнь прекрасной, в каком бы проявлении она не существовала.

А теперь, из сферы предположений и мечтаний давайте обратимся к объективной реальности, которая, на наш взгляд, такова, что именно в семье заинтересованные в воспитании взрослые со зрелой субъектной позицией родители могут способствовать правильному полноценному воспитанию ребёнка. Именно «семья» и «любовь» должны стать основами, которые спасут мир от разрушительного воздействия асоциальных элементов в развитии общества в целом.

Семья является той частью микросреды, где живет культура общества, где она питается, где она либо совершенствуется, становится более гуманной, либо разрушается и гибнет. Семья – это своеобразная культурная ниша, хранительница культуры общества, так как национальные обычаи, традиции, культурные формы взаимодействия друг с другом в семье живут и передаются из поколения в поколение, если между ними есть тесная связь. Характер отношения к труду, способы развлечений, проведения досуга праздников, ритуалы трапезы, ухаживания, традиции гостеприимства, культура общения в семье – все это имеет огромное значение для функционирования отечественной культуры, характеризуя внешние формы ее проявления. А под влиянием внешних образцов поведения постепенно идет процесс изменения внутренних ценностных ориентации, представлений, убеждений. С другой стороны, высокий уровень культуры поведения в семье очень важен и для внутрисемейной жизни, так как соединяет членов семьи друг с другом, сближает их эстетически, нравственно и психологически, определяя благополучие семьи, удовлетворенность семейной жизнью.

Наше время обострило проблему выбора и построения иерархии ценностей как отдельной личностью, так и каждой семьей. В массовом сознании происходит замена духовных ценностей интересами личного материального обогащения. Эти процессы чреваты тяжелыми последствиями для будущего страны. В современном нестабильном обществе семья может сыграть огромную роль в духовно-культурном возрождении, так как она является той социальной средой, в которой с момента рождения ребенок развивается как существо духовное. Между тем, по данным социологов, около 60 % семей в России не способны обеспечить полноценную социализацию детей. Воспитание в семье порой сведено до примитивного уровня. Эффективность воспитательной функции семьи снижается в связи с ростом неполных семей. А.И. Антонов отмечает: «В современных условиях общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребёнка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, актуальность приобретает процесс целенаправленного становления социально-зрелой личности, обладающей индивидуальной адаптацией в сосуществовании с «неустойчивым» обществом»./1/

Мы представляем семью, как определенный социальный комплекс, включающий в себя базисные (фундаментально-нравственные ценности) и инфраструктурные компоненты (материально-вещественная предметная среда существования семьи), функционально адекватные основным требованиям развития и становления личности ребёнка. В своем исследовании мы не ставим целью дать содержательную характеристику инфраструктурным компонентам существования семьи. Для нас семья представляет собой некое ценностно-нормативное поле, находясь в котором ребёнок с раннего детства интериоризирует ценностно-целевые установки родителей. Это ценностно-нормативное поле устанавливается под воздействием макро и микрофакторов.

Ценности – не вспомогательная пристройка к экономике и политике, а обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе социокультурные типы семейных отношений. Ценности семьи не имеют чёткого определения ни в одном из исследований, изученных нами в специальной литературе. Социологи не выделяют их в отдельную группу. Термин «семейные ценности» встречается преимущественно в педагогической и психологической литературе, но нам не удалось найти ни определения данной дефиниции, ни дифференцированного отбора в эту группу ценностей. В некоторых источниках теологического характера встречается понятие «православные семейные ценности», но перечисленный набор религиозных канонов семейных взаимоотношений не соотносится с научным пониманием ценностей. В нашем исследовании семейные ценности представляют собой социальный феномен, направленный на воспитание детей и обеспечение преемственности поколений. Важной особенностью данного феномена является то, что набор семейных ценностей не универсален, а специфичен для каждой отдельной семьи. Тем не менее, он объективно существует и влияет на развитие ребёнка в семье.

По мнению одного из ведущих отечественных социологов А.И. Лапина: «Ценности – это обобщённые цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтессенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей. Она в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы, потребности, выступая одним из важнейших мотиваторов социальных действий, поведения индивидов. Таким образом, каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе. Социальные нормы усваиваются и служат основой индивидуальной системы потребностей, которые характеризуют ценностные ориентации, связанные с остаточным влиянием прошлых условий жизни, законсервированных в сохраняющихся нормах. Текущие условия жизни образуют общий фон функционирования семьи, причем семейные ситуации не есть точные копии внешних условий, они одновременно и следствие результатов семейного поведения, активности самой семьи. Барьерами или стимулами к реализации потребностей они становятся не сами по себе, а благодаря критериям оценки ситуации – ценностным ориентациям, обусловленным ценностями среды и ценностью собственной». /3/

С одной стороны, влияние всех социальных процессов формирует условия, в которые попадает каждая семья, с другой стороны, происходят внутрисемейные процессы, касающиеся способов общения, взаимоотношений, принятых в отдельной семье. В связи с этим семейная система должна рассматриваться во взаимодействии с другими системами социума, такими как детские сады, учреждения дополнительного образования и другими. В настоящее время идет обновление системы дошкольного воспитания и целью педагогического процесса признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, т.е. воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого счастливого ребенка. В связи с этим хочется напомнить слова Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врожденными идеями, будучи не в состоянии не подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожных и неразумных животных. Человек всегда только то, что из него делает общество»./4/

Социокультурное предназначение семьи – быть связующим звеном между обществом и личностью, быть препятствием на пути сил, которые усугубляют антогонизм общества и личности. Именно поэтому в укреплении семьи, поддержке преемственности поколений и передачи «семейного капитала» (культурного, экономического, профессионального) должны быть обоюдно заинтересованы личность и общество. В связи с этим возникает проблема: совместимости традиционных семейных ценностей с положительным и негативным влиянием общественных морально-этических установок на воспитание ребенка. Из этой общей проблемы выделяются ряд частных подпроблем:

  • какие традиционные этно-культурные ценности являются смыслообразующими в условиях семейного воспитания ребенка;
  • как базовые семейные ценности, направленные на личностное развитие ребёнка-дошкольника, нивелируют отрицательные воздействия негативных общественных влияний;
  • как базовые семейные ценности консолидируются с общественными морально-этическими установками в процессе социализации ребёнка в условиях семьи;
  • по каким критериям происходит отбор родителями ценностно-целевых ориентаций в процессе воспитания ребёнка-дошкольника.

Исходя из проблемы, цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании и практическом подтверждении тезиса о возможности консолидации воспитательных усилий семейных и общественных ценностей на социализацию личности ребёнка-дошкольника.

Влияние социальной среды носит стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит к некоторым трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое желание взрослых оградить ребенка от социальной среды чревато задержкой в социальном развитии. Таким образом, семья, как институт социализации ребенка, призвана выполнять функцию ретрансляции ценностей общества к личности. Процесс принятия ценностей – это есть процесс субьективации обьективных ценностей, существующих в данном социуме (макросреде) и в отдельной семье (микросреде). В ситуации многообразия социокультурных слоёв, определённой психолого-педагогической разнородности родителей становится важным найти механизм синтеза традиций и новаций, который обеспечит с одной стороны, преемственность поколений, с другой стороны создаст необходимые условия для полнокровной жизни подрастающего поколения в мире новых ценностных реалий. Мы считаем, что это особенно важно для детей дошкольного возраста, которые начинают формироваться, как личности ХXI века.

На современном этапе развития семьи проблема воспитания детей и главная роль родителей в этом процессе приобретают все большее значение. Детство – является периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития ребенка. В это время его окружают родители и близкие родственники. Необходимо постоянно помнить, что восприятие духовных ценностей и моральных норм, формирование нравственности происходит у ребенка в первые годы его жизни именно в семье, а личностными образцами для него служат родители. Семья создает условия для развития ребенка. Благодаря этому влиянию семьи ребенок подготавливается к будущей самостоятельной жизни в обществе. Одновременно семья передает ребенку духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. По мнению большинства авторов, занимающихся разработкой данной проблематики (С.И. Михайлова, А.П. Ощепкова, М.З. Этштейн, И.В. Гребенников, Е. В. Бондаревская и др.), семейные условия воспитания, основанные на доверительных родственных отношениях, эмоциональной их насыщенности, на любви и привязанности родителей и детей, постоянстве и длительности влияния домашней среды, являются наиболее благоприятными для нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Влияние семьи на формирование ценностных новообразований связано с механизмами подкрепления, идентификации. Подкрепление происходит в тот момент, когда родители реагируют на поведение ребенка. Наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знаний о том какие из них одобряются, а какие нет. Направляющее воздействие родителей учит ребенка управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам общества. Идентификация заключается в том, что ребенок подражает родителям, ориентируется (осознанно или неосознанно) на их пример. Идентификация ребенка с родителями влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к другим людям, на формирование его личности в целом. Благодаря эмоциональным связям, эмпатии, возникающей между родителями и ребенком с малых лет, именно взрослые члены семьи формируют у ребенка нормы и стиль поведения, вводят его в мир человеческих ценностей путем объяснения тех явлений, поступков, которые происходят ежедневно. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, т.е. человек приобретает свою собственную систему ценностей, сопоставляет её с поведением других людей, с общественными нормами. Считается, что воздействие личности родителя на ребенка идет через наблюдение за поведением родителей. И именно благодаря этому ребенок усваивает одну из моделей поведения, т.к. именно ими ребенок больше всего интересуется и отождествляет себя со своей семьей.

Известно, что личность ребенка формируется в системе человеческих взаимоотношений. Наиболее значимым объектом взаимоотношений для ребенка-дошкольника является взрослый. Взрослый - носитель социального опыта и культуры. Общение и совместная деятельность с взрослым выступает источником развития ребенка. Л.С. Выготский писал, что ребенок «врастает» в культуру, становясь по типу мышления и общения таким, как другие люди. И этот процесс «вращивания» может происходить только совместно со взрослыми. В современной научной литературе встречается термин «значимый другой». Под «значимым другим» подразумевается человек, на которого ребенок хочет быть похожим, хорошие взаимоотношения с которым для ребенка представляются ценными. Путем идентификации со «значимым другим» происходит формирование черт личности, выработка поведенческих стереотипов, а также интериоризация ценностей, присущих объекту идентификации. По данным ряда авторов (В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков), у детей дошкольного возраста главное значение в выборе ценностных ориентаций имеет позиция родителей, семьи в целом или одного из близких людей. Первичная идентификация - это отождествление себя с матерью или с родителем того же пола, что и ребенок. Вторичная идентификация возникает в общении с человеком, не являющимся родителем. Ребенок стремится быть похожим на «значимого другого», который ярко выражает нормы и ценности семьи, как референтной группы. Посредством идентификации со «значимым другим» из семьи, у ребенка появляются свои субъективные ценности, которые могут быть общественно-принятыми нравственными нормами, а могут противоречить общественным нормам. Известный русский философ Н.О. Лосский в своей аксиологической теории приводит типологию личностей в соответствии с отношением к тем или иным ценностям. К первому типу он относит тех людей, которые живут ценностями своего «телесного процесса», ко второму типу - живущих ценностями своего личного бытия (честолюбие, властолюбие, статус), третий тип представлен людьми с сверхличными ценностями (человеколюбие, искание истины, красоты). По данной типологии следует опасаться развития личности по двум первым моделям, а самой целесообразной для воспитания личности является третья модель, т.к. сосредоточение человека на своей жизни приводит к эгоцентризму. Нужно так организовать воспитание, чтобы приобщение к гуманистическим ценностям состоялось.

Формирование индивидуально-значимых ценностей с общественной направленностью – это механизм передачи нравственных норм общества новому поколению. Ценностное развитие личности, по мнению Солодовой М.Н., можно понимать и как получение в качестве результатов педагогической деятельности целостной, свободной, творческой личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, гуманность, духовность, самобытность; личности ориентированной на общественно-приемлемые ценности, на сохранение и воспроизводство ценностей русской национальной культуры.

Э. Дюргейм пишет: «Воспитание – это воздействие, оказываемое старшим поколением на младшие поколения, которые ещё не созрели для общественной жизни». И далее: «Напрасно считать, что мы можем воспитывать своих детей, как хотим. Существуют обычаи, которых мы обязаны придерживаться; если мы будем нарушать их слишком серьёзно, то они отомстят за себя нашим детям»/4/. Итак, право определять для себя основы воспитания (демократичность или авторитарность, гуманизм или требование безоговорочного послушания, любовь или равнодушие) остаётся за нами - взрослыми, родителями, педагогами, но «пожинать плоды наших трудов» предстоит не только нам самим, но и нашим детям, а, если задуматься, то и следующим поколениям.

СПИСОК ЛИТРАТУРЫ:

  1. Антонов А. Микросоциология семьи. Методологические исследования структур и процессов. – М.: Изд. Дом: «Nota Bena», 1998. – с. 32.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991.- с.52
  3. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. – М., 1996. – с. 78.
  4. Человек, природа, общество. / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М., 1997. – с. 64.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3075 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6921 677