Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Нетрадиционные способы рисования
11 минут 8695 2867

Нетрадиционные способы рисования

IlyasovaДорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики Ильясова Ольга Павловна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ № 34 города Астрахани, Астраханской области, с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Нетрадиционные способы рисования". Статья будет интересна педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Ольги Павловны:

"Статья познакомит воспитателей, родителей с нетрадиционными способами рисования. Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами."

Увлекательного чтения...


Нетрадиционные способы рисования

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С РИСУНКАМИ

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно «свободен».

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Для этого подходят нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно!

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля

Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные и непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Доступность использования различных нетрадиционных художественных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками(дети младшего возраста)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Таким образом, овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям

Совсем не нужно уметь рисовать, чтобы создать красивую картину. Есть разные и удивительные варианты превращения скучного белого листа в разноцветную, играющую разнообразными оттенками бумагу.

Данный материал познакомит родителей, воспитателей с разнообразными нетрадиционными техниками, используемые в изобразительной деятельности.

Техника «ГРАТАЖ»

На лист бумаги наносится цветной фон. Когда краска высохнет, лист нужно натереть воском или свечой. В шампунь или жидкое мыло влить тушь. Этой смесью покрыть весь лист. После того как лист высохнет, заостренной палочкой можно процарапать рисунок. Примерная тематика: «Белая береза под моим окном », «Таинственный космос»

Техника «Лингравюра»

На картон наклеить вырезанные из бумаги узоры, силуэты. Тушь или краску нанести на весь лист. Сразу положить сверху чистый лист бумаги, прижать и прогладить рукой. Получившийся отпечаток и есть линогравюра. Примерная тематика: «Красивые цветы», «Ветка рябины», «Дерево».

Техника «Рисование через мокрую марлю»

На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее наносится рисунок. Когда краска чуть просохнет, марлю снимают. Детали дорисовывают тонкой кисточкой. (Образцы пушистых животных, живописные пейзажи)

Техника «Жатая бумага»

Выкраси всю поверхность листа краской. Разведи ее посильнее, чтобы она не высохла сразу. Раскрась второй лист бумаги другой краской. Сложи листы друг с другом окрашенными сторонами внутрь. Плотно прижми один лист к другому. Теперь комкай и сминай. После того как краски высохнут, расправить листы и осторожно расправить листы и разъединить их.Эта техника интересна, тем, что в местах изгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто. Перед рисованием аккуратно мнем бумагу, потом аккуратно разглаживаем и начинаем рисовать.

Техника « Восковой вытяжки»

Нарисуйте мелками несколько небольших кружков. Затем каждый обвести красками разных цветов. Особенно красивой картина получается, если будешь использовать разные цвета. Когда кружки будут готовы, взять ластик и легкими движениями вытягивать им краску из середины кружка в разные стороны.

Техника «Фроттаж»

Барельеф - благородное дело. Положите шаблон под лист бумаги и заштрихуйте это место на листе цветными восковыми мелками. Вы увидите вскоре, как узор проступит на бумаге. Такие картинки называют волшебными.

И расческой можно рисовать

Нанесите на бумагу цветную большую кляксу. Размазать ее на бумаге расческой. Подождать немного, чтобы краска подсохла, добавить на картину кляксу другого цвета и размазать ее побумаге.

Теника «Тампонирование

Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски — и легкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное:   облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются! Большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

Техника «Кляксография»

В центре листа капнуть тушь(чернила), затем наклонить в разные стороны, подуть через трубочку. Дорисовать детали. Что получилось? Образы: «Смешные паучки», «Чудо- животные»

«Шпательная» техника

Накапайте на бумагу немного краски, например желтой. Размажьте получившуюся кляксу куском картона, делая рукой плавные волнообразные движения. Теперь поставь на рисунок зеленую кляксу, и также размажьте ее картонным шпателем. Раскрашивай лист разными цветами до тех пор, пока у вас не останется на нем ни одного свободного от краски места.

Литература:

  1. Т.С. Комарова. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
  2. Т.С Комарова Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9
  3. А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО.
  4. Г.Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, часть 2. М.: Скрипторий 2003,2007
  5. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Москва 2004г

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2122 668

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1922 606