Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Как обеспечить безопасность дошкольников
14 минут 7621 1796

Как обеспечить безопасность дошкольников

LAVROVAДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Лавровой Анной Викторовной, воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ №34 города Астрахани, Астраханской области. Анна Викторовна входит в состав творческой группы ДОУ "Школа молодого воспитателя", по разработке перспективных планов по программе "Детство". Награждена грамотами за многолетний труд в дошкольном образовании, за успехи в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, за внедрение инновационных технологий в обучение и воспитании дошкольников. Участник муниципального конкурса "Авторская игра" (2 место). Воспитанники являются участниками и призерами муниципальных конкурсов музыкальных, спортивных и детского творчества. Сегодня Анна Викторовна с радостью делится с нами статьей "Как обеспечить безопасность дошкольников". Статья будет интересна воспитателям ДОУ и родителям. 

Краткий комментарий к статье от Анны Викторовны:

"Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением."

Познавательного чтения...


Как обеспечить безопасность дошкольников

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Педагогу важно знать, что малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, в которых существует большая вероятность получения травмы. Поэтому необходимо создавать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни адекватное поведение в различных ситуациях, в которых дети могут оказаться на улице, дома, поэтому главной задачей является стимулировать развитие у детей самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни. Для того чтобы дети чувствовали себя на улице, дома, при пожаре в безопасности необходимо научить их правилам безопасности. Для решения задач обеспечения безопасного здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалоги, вместе познаем, делаем открытия. Поэтому необходима постоянная работа.

Вариантов много это и рассказы, беседы художественная литература, наглядно-иллюстрированный материал, конкурсы, эстафеты, инсценировки, рисование, которые могут стать основой для успешного усвоения знаний по ОБЖ.

Знания, полученные детьми на занятиях, в беседах, в игре формируют у них   представление об опасности, формируют навыки безопасного поведения дома и на улице, в транспорте, правилами дорожного движения, о работе светофора, знакомят с правилами противопожарной безопасности, формируют представление о профессиях пожарного, милиционера, регулировщика, инспектора ГИБДД. Воспитывают у детей правила обращения с электроприборами, формирует умение в случае необходимости вызвать скорую помощь, милицию, пожарных. Таким образом, играя, занимаясь творческой и общественно полезной деятельность, дети усваивают правила безопасного поведения, вырабатывают особый взгляд на окружающий мир.

Предлагаю конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе.

Тема: «Огонь наш друг, огонь наш враг».

Цель: расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни. Закрепить знания о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно. Продолжать учить действовать во время пожара. Познакомить с огнем и его свойствами. Развивать любознательность, память, логическое мышление. Обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия: керосиновая лампа, электрическая плитка. Развивать навыки построения высказываний, рассуждений. Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность. Воспитывать природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее.

Оборудование: черный ящик, спички, иллюстрации с изображением пожароопасных ситуаций, металлический поднос, парафиновая свеча, емкость с водой, песком, мокрая плотная ткань или колба.

Предварительная работа: рассматривание плакатов по пожарной безопасности; чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» - Л.Толстого, «Пожар», «В дыму» - В. Житкова. Беседа о профессии пожарный.

Ход занятия

Воспитатель:Его нет, мы скажем так, он нам друг, но он и враг. Без него нам трудно очень, без него темно и ночью. Без него нам холодно, без него нам голодно. Хорошо с ним  Хорошо с ним на привале, на веселом карнавале.С ним всегда горячий ужин. Он везде и всюду нужен. Догадались все тот час? Кто ж и друг, и враг у нас? (огонь)

-Ребята, так кто же для нас огонь – друг или враг?

Под музыку вносят черный ящик. Воспитатель показывает детям «Черный ящик» и предлагает отгадать, какой предмет там находится. Советует задавать наводящие вопросы, чтобы узнать какой формы предмет.

  • - Предмет металлический? – нет
  • - Деревянный? – да
  • - Круглый? – нет
  • - Прямоугольной формы? – да
  • - С ним можно играть? – нет
  • - Он горит? – да
  • - Это спички? – да.

-Спички – наши друзья и помощники, но их нельзя зажигать и бросать горящими ради забавы. Тогда они превращаются в злейшего врага человека.

Причиной возникновения пожара могут стать и электроприборы. Предложить рассмотреть иллюстрацию с изображением городской кухни.

-Что забыли сделать хозяева, уходя из квартиры? (включен утюг, кипит чайник, горит газ).

Воспитатель помогает определить детям, где нарушены правила пожарной безопасности, к чему это может привести.

-Итак, если все-таки такая беда, как пожар, случилась. Что же делать, как надо себя вести?

Сам не справишься с пожаром

Это труд не для детей.

Не теряя время даром

01 звони скорей!

  • - Чтобы пожарные приняли вызов, ты должен сообщить: фамилию, адрес, четко объяснить, что и где горит.
  • - Предупреди о пожаре соседей. Если необходимо, они помогут тебе вызвать пожарных.
  • - Помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, смочи водой одежду, накрой голову мокрой тряпкой, ляг на пол и ползи к выходу – внизу дыма меньше.
  • - При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
  • - Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут.

- Молодцы ребята! А сейчас давайте с вами познакомимся с огнем и его свойствами. Посмотрите на наше маленькое пламя, оно напоминает отблекс тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Давайте поднесем руку к свече, что вы чувствуете? Давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

Опыт: показать детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, некасаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится и загорится.

Вывод: нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться  и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

- Чтобы не случился пожар, необходимо следовать правилам пожарной безопасности.

Давайте проверим в игре: «Это я, это я, это все мои друзья», как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!» Если вы не согласны с тем, что услышите, начинайте хлопать в ладоши.

  • Кто из вас заметил дым, набирает 01?
  • Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?
  • Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает?
  • Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл?
  • Дым, увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?
  • Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?
  • Правила, кто точно знает, и всегда их соблюдает?

- Ребята, вы очень внимательные и хорошо знаете пожар. Но давайте посмотрим, чем можно потушить пожар.

Опыт: Показать детям возможность тушения пламени разными средствами.        (Вода, песок)

- Как вы думаете, ребята, почему вода гасит огонь? (Ответы детей.) А вы знаете, что огонь может дышать, так же как и люди. И если ему перекрыть доступ воздуха (кислорода), то огонь погибнет.

Вывод: Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.

-Ребята! Мы говорили о пожаре в квартире, в доме. А есть еще один дом, в котором:

Сосны до небес

Березы и дубы.

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки

Пригорки и низинки.

Мягкая трава

На суку сова.

Ландыш серебристый

Воздух – чистый, чистый.

И родник с живой

Ключевой водой.

Что это за дом? (лес).

Итак, что же такое лес?

-  Лес – это общий дом для растений, животных, птиц. Мы в лесу гости и должны вести себя так, чтобы не нарушать жизнь его хозяев.

На стенд ставятся картинки.

Посмотрите на картинку, что делает мальчик в лесу? (разжигает костер в лесу).

-Что может произойти? (ответы детей)

- Костры, которые разводят отдыхающие или просто баловство детей могут стать причиной страшного бедствия – лесного пожара. От дыма лесных пожаров нечем дышать. Огонь пробирается глубоко в землю и губит корни деревьев и трав. А кому нужны деревья в лесу?

- Поэтому каждое дерево, каждый куст и травинку нужно беречь, и прежде всего от огня. Ведь лес человеку – самый щедрый друг.

Физкультминутка.

Ежик печку топил                                                    стоят на месте

Уголек уронил.                                                         наклон вниз

Вот и сделался пожар.                                            поднимают руки вверх, машут ими

Ежик кнопочку нажал

И пожарников позвал.

Притащился медведь,                                              наклоны вправо, влево

На весь лес стал реветь.

Примчался лось,                                                       бег на месте

Кричит: «Тушить брось!»

Стоит ежик на улице,

Больше всех волнуется.                                          поворот вправо, влево, плечи вверх.

А рядом стоит крот,

Вздыхает во весь рот.                                              вдох, выдох.

Прилетел комар,

Ничего не сказал,

Крылом помахал                                                       взмахи правой и левой рукой

Потушил пожар.                                                        наклон вниз.

-  Что дарит лес человеку? (красоту, приходи и любуйся, сколько хочешь; кислород)

Без леса не было бы кислорода – источника нашей жизни.

-Что еще дает лес человеку? (бревна для дома, доски для мебели, дрова для печки, грибы, ягоды, орехи, все не перечислишь).

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.  (Д.Радович).

Итог занятия.

Ребята, так кто же для нас огонь – друг или враг?

Можно ли в отсутствии взрослых брать спички, пользоваться электроприборами?

Если в доме что-то загорелось – ваши действия?

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  2. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Автор-составитель О.В. Чермашенцева. Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Шорыгина Т.А. Экология для малышей. Книголюб, 2003.
  4. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинскаяидр Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей ДОУ М. - Просвещение, 2001

    Может быть интересно

    Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

    Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

    14 минут 1986 35

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

    Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
    10 минут 6526 677