Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Малыхиной Светланой Владимировной, воспитателем высшей квалификационной категории МБ ДОУ "Детский сад № 37" города Новокузнецка, Кемеровской области. Светлана Владимировна многодетная мама, которая успешно совмещает "роль супер мамы" и члена творческой группы ДОУ по реализации инновационного проекта "Сетевая организация единого образовательного пространства для разностороннего развития детей, не охваченных дошкольным образованием, в условиях внедрения ФГТ". Сегодня Светлана Владимировна с радостью делится с нами статьей "Полоролевая социализация старших дошкольников в условиях ДОУ". Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Светланы Владимировны:
"От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек личность, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте; а у мальчиков - смелость, твердость, решительность, «рыцарское» отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности и мужественности."
Увлекательного чтения...
Полоролевая социализация старших дошкольников в условиях ДОУ
Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процессасоциализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя трикомпонента:
- развитие представлений о себе, как о представителеопределенного пола,
- возникновениеполоролевых предпочтений и ценностныхориентаций,
- проявление форм поведения, соответствующего полу".
Ведущимимеханизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию иполовую дифференциацию.
От представления о содержании типичного для пола ведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно:
- уверенность в себе
- определенность установок
- эффективность общения с людьми
- благополучие отношения в семье.
Поэтому дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности способствует формирование культуры взаимоотношений полов, адекватному их поведению, и что естественно немаловажно – дети учатся понимать роли мужчины и женщины в обществе.
По данным Т.М. Титаренко(1989г.) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы (девочки - лучше показатели в гибкости, равновесии, более развита мелкая моторика рук; раньше начинают читать; мальчики - быстрее бегают, прыгают, больше сила рук; отвлеченное мышление; преобладает абстрактное, «внесловесное» мышление; при решении арифметических задач присутствует логика).
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" образовательная область «Социализация» интегрируется со всеми областями (таблица1).
Интеграция программного содержания, координация деятельности педагогов, организация предметно – развивающей среды, дифференциация педагогического процесса способствуют результативности профессиональной деятельности педагогов.
Специфика дошкольного воспитания не предполагает жестко регламентированного, как в школьной практике, учебного плана, т.к. обучение и воспитание происходит не только на занятиях, но и во время всего пребывания ребенка в детском саду, в процессе разных видов деятельности.
Все это и определило содержание работы и дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
- овладение культурой в сфере взаимоотношений полов
- формирование адекватной полу модели поведения
- правильноепонимании роли мужчины и женщины в обществе.
Поэтому перед педагогами стоит цель :
Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек по формированию начал мужественности и женственности у дошкольников через решение следующих задач
- дать детям представление о содержании социальных ролей женщины и мужчины
- создать эмоционально-положительное отношение к будущей социальной роли
- формировать адекватную полу модель поведения (таблица 2).
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого прежде всего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей:
- методов – познавательно-развивающих(проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуаций и др.),
- диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики-девочки и др.),
- театрально-игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации и др.),
- двигательно-образных (символические игры, игры-состязания, модели, схемы и др.)
- форм организации деятельности (игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная и др.).
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, в специально организованной среде,например:
- Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
- Мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно - разборные модели транспорта».
Наблюдения за детьми в процессе игр являются диагностическим инструментарием,который помогают обобщить полученные результаты и спланировать свою деятельность,которая оформляется в таблицу.
В результате диагностических обследований детей своей группы - определили основные направления своей профессиональной деятельности по полоролевой социализации старших дошкольников (рисунок 1)
Рисунок 1 «Основные направления НОД по полоролевой социализации старших дошкольников».
Планирование работы по культуре взаимоотношений мужчин и женщин проходит через НОД, организованную и самостоятельную деятельность детей через цикл занятий.
1.Мужчина и женщина, - какие они
Тематика занятий:
Рисование на тему «Моя семья»; беседа «Я и мои родители»; Дидактические игры «Наша семья», «Кому, что нужно для работы». Оформление альбома «Мама, папа, я – дружная семья». Сюжетно - ролевые игры «Дочки - матери», «Салон красоты», «Скорая помощь» и т.д.
2. Я – мальчик, будущей мужчина; Я – девочка, будущая женщина.
Тематика занятий:
«Каким должен быть настоящий мужчина»; «Маленькие рыцари». Сюжетно – ролевые игры: «Дочки- матери», «Детский сад», «Салон красоты», «Скорая помощь».
Разучить пословице о добре, ласке, трудолюбие, смелости, героизме, отваги.
3. Маленькие принцессы и маленькие рыцари.
Тематика занятий:
Упражнение «Знакомство»; дидактическая игра « Кому что нужно ДJ1Я игры»; рассматривание иллюстраций «такое разное настроение»; рисование «Девочки - мальчики»; словесная игра «Ласковое слово» и т.д.
Известно, что деятельность педагога может быть по-настоящему результативной, когда родители будут активными помощниками. Родителей надо постоянно держать в курсе событий, знакомить с работой детского сада, оформлять информацию в «уголке для родителей», организовывать выставки детских работ.Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно - ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.
Таким образом, необходимо заранее выделить содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, выбрать адекватные формы работы. При этом используют как традиционные, так и современные информационно-коммуникационные технологии в работе с родителями воспитанников,наиболее распространенными в практике работы ДОУ являются:
- Общее и групповые родительские собрания
- Консультации с приглашением специалистов (психологов, медицинского персонала)
- «Игры мальчиков, игры девочек».
- «Гигиена девочки и мальчика».
- «В семье растет дочь (сын)».
- «Дети - наше зеркало».
- Оформление альбомов «Моя семья», «Лучшая мама», «Мой папа солдат».
- «Дни открытых дверей»
- Совместная деятельность детей, педагогов, родителей в подготовке выставок, конкурсов детского творчества, презентаций проектов, организации экскурсий, досуговых мероприятий ДОУ.
От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.
Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек личность, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте; а у мальчиков - смелость, твердость, решительность, «рыцарское» отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности и мужественности.
Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, то, став взрослым человек, плохо справляется со своими социальными ролями.
Литература:
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии, 1987.- №5.- С.24-30
- Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та. 1990.
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.
- Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре, М., 1993.- 265 с.
- Колесов В. Е. Беседы о половом воспитании. М., 1988.
- Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981.- №2.- С.28-39
- Куликова Т.А. Воспитание будущего семьянина // Семейная педагогика и домашнее воспитание, М., 1988.- 306 с.
- Лосева О.К. Половое воспитание детей и подростков в семье, М., 1990.-458 с.
- Половое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика, 2009.- апрель. С.13-
- Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии, 1987.- №2.- С.22-29
- Сапогова Е.Е. Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду, 2008.- №2.- С.40-50
- Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии Москва., Просвещение,
- В.Д. Еремеева “Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному”, Самара: Издательство “Учебная литература”, 2005.