Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Развитие творческого отношения у детей через исследовательскую и познавательскую деятельность
26 минут 8018 2518

Развитие творческого отношения у детей через исследовательскую и познавательскую деятельность

medvedДорогие друзья, мы рады представить вам Громова Александра Валентиновича, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД "ЦДОД" города Вышний Волочёк, Тверской области. Сегодня Александр Валентинович с радостью делится с нами статьей "Развитие творческого отношения у детей через исследовательскую и познавательскую деятельность".

Краткий комментарий к статье от Александра Валентиновича:

"Работаю педагогом 15 лет. Статья предназначена для педагогов, передающих свой опыт учащимся по резьбе по дереву. Я надеюсь, что моя методическая разработка поможет им в работе."

Познавательного чтения...


Развитие творческого отношения у детей через исследовательскую и познавательскую деятельность 

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ И МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ С ФОТОГРАФИЯМИ И РИСУНКАМИ

Мое педагогическое кредо - «Научить ребенка правильному отношению к жизни через творчество».

Основная цель работы - развитие творческого отношения к труду через исследовательскую и познавательную деятельность.

В ходе обучения в объединении «Художественная обработка древесины» выявляются, развиваются творческие возможности ребенка, происходит обеспечение его знаниями, необходимыми для дальнейшего образования, эмоционального, творческого и профессионального самоопределения.

Основная цель объединения реализуется через ряд задач:

  • развитие интереса к конкретному виду деятельности - художественной обработке древесины;
  • выявление способностей ребенка на ранней стадии развития для ориентации в направлении технического творчества;
  • мотивация потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • закладка основ для адаптации ребенка в сложном мире искусства, архитектуры, техники, транспорта, как интеллектуального и грамотно развитого члена общества;
  • профессиональное самоопределение подростков.

Ситуация в обществе в целом и в образовании в частности привела к возникновению некоторых противоречий:

Что имеем:

  • рост научно-технического прогресса;
  • недостаточная профессиональная подготовка подростков в школах;
  • желание ребят достичь определенных результатов в профессиональной подготовке.
Что хотим:
  • повышение профессионального уровня рабочих кадров, которые соответствовали бы уровню НТП;
  • использование возможности учреждений дополнительного образования для детей;
  • создание условий для творческого развития детей, приобретение профессиональных навыков в конкретном виде деятельности.

Эти противоречия и жизненный профессиональный опыт заставили меня направить свою работу в объединении «Художественная обработка древесины» на повышение позитивного влияния художественного и технического творчества на детей, занимающихся в объединении, на выполнение задачи профильного обучения подростков.

Материально-техническая и программно-методическая база объединения в полной мере создает условия для этого. Имеются все необходимые инструменты, станки и приспособления, чтобы показать ребятам все многообразие деятельности при работе столяром, резчиком по дереву, макетчиком, шаблонщиком.

Мною подобрана библиотека в помощь обучающимся, включающая различные пособия, рекомендации, справочники. Занятия в объединении опираются на знания, полученные ребятами в общеобразовательной школе. Вспоминаем и, если нужно, изучаем черчение, физику, геометрию, стереометрию, эргономику, историю, природоведение, моделирование, свойства материалов, технологию металлов, основы сопротивления металлов.

Развивающее обучение в полной мере отображает систему работы в объединении. Удается научить ребят не только определённым навыкам, показать привлекательность профессии, но и воспитывать в них стремление к получению новых знаний, возможности их практического использования в жизни.

В объединении занимаются как дети из общеобразовательных школ, так и дети с ограниченными возможностями здоровья и коррекционных общеобразовательных учреждений. У этих детей особые общеобразовательные потребности. Для работы с такими детьми мною используются исключительно личностно-ориентированный подход к обучению (учитываются психофизическое, интеллектуальное развитие), работа ведется по специальной образовательной программе, в которой используются более упрощенные или специальные формы построения занятий, ограничивается использование различной техники, станков, инструментов. Изучаемые темы также подбираются в зависимости от подготовленности и физического состояния детей, они порой носят ознакомительный характер.

Во время работы используются и здоровьесберегающие технологии: постоянный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности и охране труда, использование станков и инструментов только при разрешении и под личным контролем педагога, специально оборудованные места, хорошее освещение. Обучающиеся изучают и закрепляют основы по технике безопасности в работе с простейшими инструментами в течение всего периода обучения. Плановый инструктаж проводится два раза в год по специально разработанным инструкциям с отметкой в групповых журналах. Кроме того, ежедневно в начале занятий, при работе с инструментами проговариваются все меры безопасности с использованием специально разработанных пооперационных инструкций.

Использую при объяснении материала объяснительно-иллюстративные методы (беседы, рассказы, показ, обсуждение), которые помогают создать на занятиях эмоциональный настрой, делать обучающихся активными собеседниками, что помогает адаптации ребёнка в объединении, развивает фантазию и навыки мышления.

На протяжении нескольких лет работаем с детьми с применением метода проектной деятельности. Ранее так этот метод не определялся, но работа проводилась именно по такому сценарию, так как всегда для изготовления изделия необходимо пройти несколько этапов и уровней. Использование метода проектной деятельности в художественной обработке древесины абсолютно оправдано, так как обучение многоплановое, требующее определённого подхода. Этот метод предполагает несколько этапов работы.

Исследовательская деятельность. На этом этапе воспитанниками проводится работа по поиску материалов из различных информационных источников, соответствующих выбранной теме.

Подготовительный этап. Ребята готовят чертежи, эскизы изделия, подбирают материалы для изготовления, инструменты. Создают технологическую карту изготовления изделия.

Этап изготовления изделия. Создание готового продукта, его представление перед сверстниками, педагогами, участие в выставках различного уровня: от объединения до областного и всероссийского.

Важным моментом является при этом мотивировка детей к творчеству, познавательной деятельности. Обсуждение, самоанализ и мнение сверстников о проведенной работе, результативность участия в выставках, а порой и просто публичное представление своей деятельности воспитывает в детях чувство меры, способность к критической оценке не только своего труда, но и труда других сверстников, коммуникативных навыков, умения работать в коллективе, объединённом одним интересом, под руководством и при постоянной поддержке и помощи опытного педагога.

В педагогической работе я использую индивидуальный подход к каждому ребенку. Набор детей в объединение осуществляю по итогам собеседования, по результатам которого определяю степень развития ребенка, уровень его подготовленности. После составления индивидуального портрета ребенка (знания, умения, навыки, социальное положение, медицинские показания) распределяю детей по годам обучения. Затем складывается траектория развития ребёнка, структура учебных занятий.

Организация образовательного процесса в дополнительном образовании предполагает создание для детей такой среды, в которой они более полно раскроют свой внутренний мир и будут чувствовать себя комфортно и свободно, что в дальнейшем отразится на формировании их творческого потенциала. Этому способствует добровольность выбора деятельности, а также комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Использование таких нетрадиционных для общеобразовательных учреждений форм занятий как практические работы, экскурсии, беседы позволяют сделать обучение интересным и увлекательным.

Для более успешного усвоения материала и проявления своих личных способностей использую фактор «Наставник + начинающий», привлекая к совместному творчеству воспитанников, достигших определённых результатов, и начинающих. Это даёт возможность ребятам не только проверить себя, но и использовать свои знания и способности, чтобы научить других.

Велика роль педагога при обучении подростков. Именно в дополнительном образовании педагог – не просто учитель, но наставник, старший, авторитетный товарищ, который не только делится своими знаниями, но и является другом, советником не только в обучении, а иногда и в житейских вопросах. Поэтому очень важно создание в объединении доброжелательной, комфортной атмосферы. Она возникает на основе совместных бесед, действий, мероприятий, при взаимном общении. Во время занятия педагог выполняет роль участника процесса, направляя при этом ребенка на решение проблемы, задачи, одновременно прослеживая правильность их исполнения, оказывая различные виды помощи в зависимости от возраста, психологических особенностей и уровня развития ребенка.

Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно-ориентированный подход к ним.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, чувство к прекрасному. В жизни все идет через эмоции, чувства, образы, все это можно использовать на занятии необычно и ярко.

Поэтому в своей практической работе я подхожу к каждому ребенку индивидуально, придерживаясь цели своей работы: создание благоприятных условий для развития творческих способностей.

Для доступности и быстрого усвоения материала образовательной программы мною разработаны методические материалы (эскизы, технологические карты).

Результаты образовательной деятельности наглядны и очевидны. И это не только участие в выставках и конкурсах различного уровня, присужденные воспитанникам дипломы и грамоты, но, в первую очередь, личностное развитие обучающихся.

По окончании обучения в объединении ребятам, показавшим отличные результаты, выдаются свидетельства с указанием освоенной профессии и соответствующего разряда. За последние три года свидетельства получили более 20 воспитанников.

Основным документом в моей работе с детьми является образовательная программа «Художественная обработка древесины» со сроком реализации 2 года. Мною были разработаны и используются в образовательном процессе две программы: для детей из общеобразовательных учреждений и для детей, имеющих нарушения в развитии, учитывая их возрастные и психофизические особенности, жизненные навыки.

Образовательная программа:

  • открывает перед ребенком мир художественной обработки древесины, мир восприятия объекта от плоскостной до объемной резьбы;
  • развивает конструкторско-художественное мышление, развивает чувство красоты через связь с природой, через восприятие архитектурных ансамблей города;
  • воспитывает потребность постоянного обращения к культурным собраниям музеев, библиотек, для саморазвития личности;
  • расширяет кругозор, подготавливает ребенка к работе с техникой на более сложном уровне;
  • укрепляет начальные технические знания для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике, истории, природоведению;
  • позволяет ребенку участвовать в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений, преодолевая порог стеснительности и замкнутости.

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 12-18 лет и состоит из двух этапов

  • 1-ый год обучения (12-14 лет) – 144 часа (4 часа в неделю)
  • 2-ой год обучения (15-18 лет) – 216 часов (6 часов в неделю)

Каждый из этапов ставит свои задачи, устанавливается определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Прогнозируемые результаты:

  • владение полным набором инструмента резчика;
  • расширение знаний курсов черчения, геометрии, рисования;
  • развитие абстрактно-объемного мышления;
  • усвоение минимального блока технических понятий и знаний;
  • возможность самостоятельного изготовления изделий начального периода;
  • устойчивая мотивация к расширению кругозора и углублению знаний;
  • воспитание чувства коллективизма и общей ответственности за конечный результат труда;
  • развитие личных амбиций – как способа достижения наивысших результатов;
  • опора на интерес ребенка;
  • индивидуальный темп движения;
  • гуманизм;
  • сочетание репродуктивного и творческого начала в реализации программы.

Используемые мной методы обучения (проблемный, проектные технологии) направлены на то, чтобы создать ситуацию, в которой ребенок выстраивает в сознании собственное видение решения проблемы. У ребенка появляется возможность ставить (выбирать) цель, выбирать методы и способы решения проблемы, а затем и оценивать результаты своих действий.

Занятия по предмету состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Они предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности (строятся по типу проекта):

  • теоретическая подготовка в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, видеоматериала;
  • экскурсии в музей по текущей теме, работа с различными источниками информации для более полного восприятия изготавливаемого изделия;
  • практическая работа, включающая в себя подбор инструментов, материалов, определение способа изготовления и непосредственно изготовление изделия;
  • демонстрация конечного продукта перед сверстниками в объединении, на выставках различного уровня, защита проекта;
  • этап оценки собственной работы и работы своих товарищей.

Первый год обучения строится на введении в курс художественной обработки древесины, знакомство с основами профессии резчика, изучение свойств и способов обработки древесины. Происходит постепенный переход от обучения и воспроизведения к творчеству.

На втором году обучения происходит формирование творческого мышления ребенка. Задачи усложняются. Деятельность детей опирается на применение полученных знаний и навыков на первом году обучения. Работы, предлагаемые к выполнению, достаточно сложны и требуют от ребенка повышенного внимания, старания, аккуратности и терпения. Процесс основывается на самостоятельном выборе изделия и способе его изготовления и отделки.

В процессе занятий даются начальные знания по истории развития техники (устройств, бытовых изделий, элементов быта), для изготовления чертежей изучаются не только тактико-технические данные прототипа, но и история создания данного объекта, область применения.

В течение учебного года мною постоянно отслеживается уровень овладения практическими навыками и теоретическими знаниями, уровень развития коммуникативных способностей, творческого развития обучающихся.

Благодаря систематической работе и преемственности в обучении я успешно реализую в своей деятельности несколько функций:

  • развивающую: развитие творческих способностей, обучение творческим видам деятельности, развитие мотивации к обучению;
  • обучающую: углубленное, практическое использование дисциплин, изучаемых в школьной программе;
  • коммуникативную: умение общаться в коллективе, создание круга друзей, в том числе и объединённых одним интересом;
  • социальную: допрофессиональная подготовка;

Для наиболее полного использования творческого потенциала самого педагога, определения уровня его профессиональной компетентности, его стремления к получению новых знаний, к повышению квалификации, самореализации и развитию творческого потенциала важным является самоанализ деятельности педагога.

Самоанализ помогает осознать собственные недостатки, двигаться вперед. Я обращаю внимание на то, что запланировал и что осуществил на занятии, что мешало реализации намеченного плана, давал ли я учащимся самостоятельно мыслить, спорить, был ли у детей интерес к тому, о чем говорилось на занятии, насколько они продвинулись в знаниях, умениях и навыках. Самоанализ помогает в реализации образовательной программы и, если нужно, в её корректировке.

Для эффективного управления качеством образования мною используется мониторинг. Мониторинг качества образовательной деятельности в объединении является механизмом отслеживания эффективности практики сотрудничества педагога и ребенка по освоению им образовательной программы и осознанию личностного роста. Стандартов по оценке результата обучения в дополнительном образовании в настоящее время нет, поэтому мной используется в качестве мониторинга форма педагогического наблюдения, которая позволяет проследить эффективность учебно-воспитательного процесса, развития детей в объединении, анализируется уровень конкретных знаний, отношение к труду, освоение навыков работы с инструментом и приспособлениями. Результаты педагогического наблюдения позволяют корректировать содержание образовательной программы в зависимости от контингента обучающихся, их подготовленности в определённый период обучения, создавать траектории дальнейшего развития детей.

Одной из важнейших задач своей профессиональной деятельности считаю поддержание интереса к преподаваемому предмету, поэтому постоянно провожу мониторинг заинтересованности учащихся предметом. На основе анализа мониторинга разрабатываю план работы с учащимися.

Чтобы отвечать требованиям, надо постоянно работать над собой, совершенствоваться. Этим я занимаюсь постоянно: изо дня в день, из года в год. Повышаю квалификацию на курсах повышения, занимаюсь самообразованием. Направление, по которому нужно развиваться и «расти», порой мне подсказывают и дети - своими желаниями, интересами, идеями.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока кружка «Художественной обработки древесины». Резьба по дереву (1 ч.)

ПЛАН проведения урока кружка «Художественной обработки древесины» с учащимися 1 года обучения по теме: "РЕЗЬБА «ТАТЬЯНКА»"

УРОК 1. Резьба «Татьянка»

Оснащение урока: заготовки шкатулок, резаки, карандаши, копировальная бумага, образцы резьбы.

Цель занятия: ознакомить учащихся с резьбой «Татьянка», инструментом, правилами обращения с инструментом, мерами безопасности.

Ход занятия.

    1. Организационный момент.

      2. Опрос:

      1. понятие «дерево» - «древесина»
      2. породы деревьев
      3. свойства древесины
      4. способы обработки древесины

      3. Новый материал.

      Вводная часть.

      Русское искусство художественной обработки древесины - явление уникальное, подарившее миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия н.э. по берегам Днепра, Волги, Дона, озера Ильмень. Существовали различные способы обработки древесины, но наиболее распространенной была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.

      Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволили им в каждой работе – от величественного храма до деревянной ложки – создавать подлинные произведения искусства.

      Дерево издавна было одним из самых распространенных, доступных, поделочных материалов. Изделия из дерева ценятся за прочность, красивый вид, легкость обработки, «теплоту» и даже приятный запах. Природный рисунок и окраска древесины многих пород дерева столь привлекательна, что они сами по себе определяют ценность изделий из древесины в зависимости от сохранности их естественного внешнего вида.

      Основная часть.

      Рассмотрим один из видов резьбы «Татьянка».

      В 1992 году в газете «Подмосковные известия» и в журнале «Сударушка» появились первые публикации о новой технике художественной резьбы, предложенной Шамилем Сасыковым. Он был её единственным автором и назвал в честь своей жены – «Татьянка».

      Взяв за основу старинные способы резьбы, Шамиль Сасыков изобрел на их основе собственный оригинальный стиль. Его техника не требует проработки или выборки фона, так как сам накладываемый рисунок и образует собственно фон. Сама резьба имеет вид плетеного кружева. В основном, в данной резьбе, используется растительный орнамент, который наносится при помощи специальных инструментов.

      Инструменты:

      Инструменты для резьбы «Татьянка» используются стандартные, но имеют свои особенности в заточке. Инструменты могут быть покупными, но обязательно переточенными, или изготовляются самостоятельно (рис. 1)

      Резцы изготавливаются из углеродистой стали У-10а. Резцы затачиваются под углом, примерно, 2 градуса и полируются пастой ГОИ. Помимо набора резцов следует иметь ещё нож-косяк, изготовление которого показано на рис. 2

      Материалы:

      Для резьбы «Татьянка» могут использоваться различные породы дерева: липа, береза, вишня, яблоня, дуб, сосна, ольха и т.д. Самая удобная порода для начинающих – липа, поскольку она самая мягкая. Ювелирно тонкие детали лучше воспроизводить на более твердых породах: яблоня, береза, вишня и т.д.

      Одна из главных задач – согласование масштаба и формы узора с текстурой дерева. Так сосна имеет ярко выраженную слоистость, и если на ней вырезать мелкие детали, то слоистость «перебьет» орнамент, что повредит общему впечатлению.

      Поверхность дерева не шлифуется столярной шкуркой, поскольку наждачное зерно застревает между волокнами дерева, что впоследствии препятствует свободному движению режущего инструмента. Если в качестве заготовок будут купленные, отшлифованные доски, то рекомендуется их отциклевать.

      Правила безопасности работы:

      Перед началом работы НЕОБХОДИМО:

      1. Проверить рабочее место. Все ненужные предметы убрать.
      2. Проверить визуально угол заточки инструмента.
      3. Проверить ручки и надежность их крепления на инструменте.

      ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

      1. Работать инструментом со сколами и выщерблинами на режущей кромке.
      2. Работать инструментом с видимыми дефектами и трещинками жала инструмента.
      3. Работать с забитыми ручками, имеющими трещины, сколы и другие дефекты.
      4. Никогда не следует держать левую руку по ходу инструмента или в зоне уязвимой в случае его соскока.
      5. Нельзя держать поделку на коленях во время резьбы.
      6. Нельзя доверять детям выполнение сложных сюжетов, требующих острых инструментов.

      Увлеченность резьбой, переходящая в усталость, может быть причиной травм.

      Практическая часть:

      На небольшую дощечку, отступив от краев 5-10 мм. наносися рисунок, к примеру, предложенный на рис.3

      На заготовку рисунок наносят карандашом, который должен быть достаточно мягким, чтобы грифель не продавливал дерево, но и достаточно твердым, чтобы след от него оставался в виде тонкой, едва заметной линией. Прекрасно подойдет карандаш 2М. После этого по рисунку «больших листьев» (отмечается на рисунках крестиком) производится подрезание при помощи ножа-косяка рис. 4

      Нож-косяк располагается при этом под углом 45 градусов к плоскости доски. Кончик ножа направляется внутрь подрезаемого элемента. Начинать подрезать «листик» следует от его основания, плавно углубляя нож и полувыводя его на поверхность у кончика листа. Глубина реза 3-8 мм. (в зависимости от размера «листа»). При подрезании сильноизогнутых линий, угол наклона ножа-косяка уменьшается до 30 градусов. При помощи карандаша намечается «жилка» - средняя линия «листика» (отмечается на рисунках пунктиром). Резьба осуществляется полукруглой стамеской №7 (1/2 круга) и начинается от основания листочка (рис. 5)

      Первый раз стамеска идет перпендикулярно средней линии по направлению к подрезанному краю листика (рис. 6)

      Стамеска входит в дерево под углом 80 градусов (движением вниз). Для удобства она придерживается указательным пальцем левой руки. Стамеска должна дойти до упора вглубь в срезанный край (рис. 7)

      В момент, когда она упирается в подрезанный край, слышен щелчок – это скалывается срезанный кусочек дерева.

      Второй рез осуществляется таким же образом. Следующий – третий рез – начинается из устья второго – от средней линии. По мере приближения к середине «листика» длина резов увеличивается, а сама техника их выполнения изменяется. Сначала стамеска, слегка углубившись в дерево, идет вдоль средней линии, а затем плавно поворачивает и идет точно по границе предыдущего реза. Стамеска не должна полностью погружаться в дерево, её края должны быть чуть видны, а угол наклона к доске небольшой (рис.8)

      На расстоянии около 3 мм. от края листика угол наклона резко увеличивается до 75-80 градусов и стамеска врезается в дерево на всю ширину до упора в подрезанный край (рис. 9)

      Первая половина листа выполняется рез за резом, а затем, зеркально ей, вторая половина. Средняя линия должна сохраниться. Желательно, чтобы она была максимально острой. Границы между резами должны быть острыми. При соблюдении этих правил получается эффект живого листочка с рельефными жилками. Для достижения желаемого результата важно подобрать стамеску нужного размера: она должна быть чуть шире предполагаемого реза. Последовательность выполнения элементов рисунка соблюдается строго.

      Окончание занятия.

      • Собрать заготовки.
      • Проверить качество выполненной работы.
      Вопросы для закрепления материала:
        1. Как называется основной инструмент для резьбы?
        2. Какие материалы применяют для резьбы?
        3. Рассказать правила безопасной работы.
        4. Рассказать о мерах безопасности при выполнении резьбы.
        • Подвести итоги.

        Литература:

        1. «Декоративно-прикладное искусство в школе» А. С. Хворостов. Пособие для учителей. – Москва «Просвещение», 1981г.
        2. «Работы по дереву» В. И. Рыженко, В. А. Яценко.   Москва, 1999 г.
        3. «Художественная обработка дерева» А. Н. Виноградов, В. А. Савченкова. Ростов-на-Дону, 2004 г.
        4. «Резьба по дереву» Е. И. Лебедева, Е. М. Бургунова. Москва, 2005 г.

          Может быть интересно

          Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

          Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

          14 минут 2688 43

          Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

          Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
          10 минут 6695 677