Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Нет земли краше, чем Родина наша
13 минут 8022 1877

Нет земли краше, чем Родина наша

BolockayaДорогие друзья, сегодня мы рады представить вам воспитателей высшей квалификационной категории детского сада № 196 "Маячок" городского округа Тольятти, Самарской области - Болоцкую Елену Васильевну (старший воспитатель), стаж работы в образовании – 23 года, награды – благодарственное письмо Департамента образования городского округа Тольятти; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Компаниец Ларису Степановну, стаж работы в образовании – 33 года, награды: Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Левину Ольгу Ивановну, стаж работы в образовании – 33 года, награды: Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Юсупову Альфию Фагимовну, стаж работы в образовании – 23 года. Награды: Почётная грамота Министерства образования и науки Самарской области; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации. Сегодня Елена Васильевна, Лариса Степановна, Левина Ольга Ивановна и Юсупова Альфия Фагимовна с удовольствием предлагают вашему вниманию статью "Нет земли краше, чем Родина наша". Статья будет интерсна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к статье от авторов:

"Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей."

Увлекательного чтения...


Нет земли краше, чем Родина наша

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ФОТОГРАФИЯМИ

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (НОД, самостоятельной и совместной деятельностью, игрой), а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о ДОУ, утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач ДОУ указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,  утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, социально-личностное развитие - одно из основных направлений развития ребенка. Наряду с сохранением и укреплением здоровья воспитанников содержание ООП должно обеспечить формирование у детей целостной картины мира, интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру, формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка, формирование патриотических чувств, гендерной, семейной, гражданской принадлежности. 
В нашем учреждении контингент детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, для которых не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания  дошкольников с нарушениями речи. Дети с ОНР испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер:  несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности. Мало того, в группах 75% от общего количества детей – мальчики. Поэтому, в план работы по реализации задач патриотического воспитания включены мероприятия с учетом гендерной принадлежности. Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с ОНР, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей. Степень новизны заключается в интеграции образовательных областей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре. В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

  1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
  2. Воспитывать нравственно-патриотические качества.
  3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
  4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Работу по патриотическому воспитанию мы начали с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. Следующий этап – создание нормативно-правовой базы для работы по нравственно-патриотическому воспитанию: нами были подобраны и изучены следующие документы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы»; Закон Российской Федерации «Об образовании»; Закон «О днях воинской славы и памятных датах России»; Закон «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»; Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Невозможно решение задач без специально организованной среды, которая дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом РФ, Самарской области, а также с известными людьми, героями войны, труда, руководителями нашей страны, области и города. В связи с этим в детском саду организован мини-музей «Русская изба», который даёт возможность ввести детей в мир русского народного быта и мини-музей «Воинская слава», где находятся атрибуты времен ВОВ. В каждой группе имеется уголок духовно – патриотического воспитания. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только специально организованной деятельности, на которых приобретаются знания, нужна система работы, основанная на сотрудничестве педагогов, детей и родителей. Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:

  • обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
  • привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков;
  • формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии.

Результаты диагностики показывают, что во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания.

Исходя из этого, работа воспитателя строится по трем основным направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
    воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада.   Второй год в детском саду проходят Всероссийская акции «Георгиевская ленточка», «Читаем детям о войне». МБУ № 196 «Маячок» осуществляет продуктивное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, расширяя образовательное пространство на основе договора о сотрудничестве с определением задач по развитию ребёнка в конкретной деятельности. На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с Детским Морским Центром имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова, проводим совместные мероприятия ко Дню Защитника Отечества, 9 Мая.

Многие из этих мероприятий становятся традиционными, неизменно находя отклик не только в сердцах воспитанников детского сада, но их родителей.

К таким мероприятиям можно отнести:

  • проведение различных встреч, приуроченных к празднованию 23 февраля. В этом году, например, для детей была организована встреча с курсантами из клуба "Юных моряков";
  • организация возложения цветов к стелам в честь героев Великой Отечественной войны 1941-1945г. г, проведение во время празднования Дня Победы незабываемых встреч с ветеранами, рассказывающих детям о тяготах военной жизни;
  • реализация совместно с родителями проектов "Я живу на улице, названной в честь героя войны";
  • ежегодный выпуск стенгазет и альбомов "Мой папа - солдат", "Мой дед защищал Родину" и т.п.;
  • организация работы постоянно действующей выставки "Мы за мир".

Кульминационным моментом в годовом цикле патриотического воспитания, осуществляемого в детском саду №196 "Маячок" для детей с тяжелыми нарушениями речи, вот уже четыре года является проведение военно-патриотической игры "Зарница", приуроченной к празднованию Дня Победы.

Стоит отметить, что из 200 детских садов Тольятти это единственное учреждение, где проводится такая игра. По мнению заведующей детским садом №196 Любови Алексеевны Аксенико, "Зарница", которую ежегодно готовит весь коллектив детсада, поднимает патриотическое воспитание детей на совершенно новый уровень, сплачивает коллектив.

Систематическая работа коллектива детского сада №196 "Маячок" по данному направлению проводится при активном участии родителей воспитанников и в тесной связи с общественными организациями и учреждениями города.

Так, в "Зарнице" приняли участие сотрудники Комсомольского РОВД, а инспектор по связям со СМИ УВД по Комсомольскому району Тольятти Екатерина Родионова рассказала ребятам о детях военных лет.

Каждая группа детей представляла свой род войск. Здесь были и моряки, и танкисты, и пехотинцы, и десантники. Подготовка к игре заняла не один месяц. Родители шили детям костюмы, подбирали необходимое оружие, заботились о сумках с железной посудой.

И вот настала торжественная минута. Все 90 воспитанников садика после напутственных слов заведующей: "Скоро вы подрастете и пойдете в армию, за вами будет стоять Родина!" получили от главнокомандующего армией Алексея Дубкова, одного из тольяттинских призывников, пакеты с боевыми заданиями. Перед группировкой стояла главная задача — отбить у неприятеля склад с боеприпасами и продовольствием, завладеть знаменем, дать проход полевой кухне и ... с хорошим аппетитом выкушать ее.

Каждому отряду был отведен свой "боевой участок", где маленькие бойцы в игровой форме преодолевали минные поля, болота, взрывали мосты и т.д. Коварный враг был разгромлен доблестными бойцами детского сада, а уставшие, но счастливые победители в полной мере смогли насладиться вкуснейшей гречневой кашей с горячим чаем и трофейной шоколадкой.

Было бы, конечно, замечательно, чтобы "Зарница" возродилась и в других садиках и школах Тольятти. С каждым годом посмотреть, как играют в "Зарницу" дети, приходят все больше родителей. Потом в рисунках малыши отражают то, что больше всего понравилось и запомнилось.

Ценность всей проделанной работы в том, что наши дети, получив такие знания и опыт, вырастут настоящими патриотами, которые смогут в будущем защитить нашу Родину от внешнего и внутреннего врага.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

В результате проводимой работы у дошкольников с нарушениями речи отмечена стойкая положительная динамика всех показателей устной речи: улучшились навыки связной речи, значительно повысился уровень патриотической воспитанности. У родителей дошкольников с нарушениями речи изменилось отношение к патриотическому воспитанию, пониманию его важности и актуальности в современных условиях. Педагоги стали проявлять интерес к патриотической тематике и изменили свое отношение к патриотическому воспитанию.

Список использованной литературы:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/Н.В. Атаманчук.- М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5 – 7 лет/ Зацепина М.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  3. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие/ Н.Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  4. Князева, О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа/ О.П. Князева, М.Д. Маханева. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 1998.- 304 с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677