Дорогие друзья, мы рады представить вам Васюкову Оксану Николаевну, инструктора по физической культуре первой категории МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 48 Золотая рыбка" города Норильска, Красноярского края. Сегодня Оксана Николаевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по стимулированию двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Статья будет интересна педагогамм ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Оксаны Николаевны:
"Мой стаж работы в образовании составляет 13 лет, я от души люблю свою работу и каждый раз совершенствую свое мастерство из года в год, посещая разнообразные курсы повышения квалификации, но стараюсь взять темы оздоровления, хочется видеть будущее поколение в целом гармоничным, не только физически, но и психологически. Моя тема «Использование нетрадиционного оборудования для стимулирования двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» находится в русле современных тенденций в образовании, так как проблема охраны здоровья детей, повышение их двигательной активности в нашей стране очень актуальна. Для территории Крайнего Севера она особенно значима. Полярная ночь, суровая зима, перепады давления создают дискомфортные условия для жизни и развития детей в Заполярье."
Профессионального чтения...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ОБРУДОВАНИЯ ДЛЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Тело без движения подобно стоячей
воде, которая плесневеет и гниёт».
Е.М.Максимович-Амбодик
Двигательная активность является врождённой, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом обуславливает его физическое развитие. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объёмом двигательной активности.
В условиях Крайнего Севера жизненная потребность в движениях вступает в противоречие с возможностью ее проявления. Кратковременность, а часто и полное отсутствие прогулок в морозные, ветреные и дождливые дни, длительное пребывание в закрытых помещениях создают проблему «моторного голода», способствуют наступлению общего утомления, что отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка, его двигательных функциях и умственной активности.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне и по причине того, что самостоятельная двигательная активность детей этого возраста все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз), а также у детей этого возраста активизируются познавательные интересы (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т.д.). В связи с этим у детей именно этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Поэтому неслучайно, одной из самых важных задач дошкольных учреждений, особенно нашего региона, является повышение двигательной активности детей с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма укрепление здоровья детей.
Основной резерв двигательной активности детей реализуется за счёт организованных в образовательном учреждении физкультурных мероприятий: физкультурные занятия, физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, прогулки и т.д.), физкультурно-массовые мероприятия (неделя здоровья, физкультурные досуги и развлечения). В самостоятельной деятельности дети тоже двигаются, но чаще, они просто бегают, толкаются, не знают, куда направить свою энергию, а дома, где мама запрещает бегать, лазать по дивану, играть с мячом, малыши и вовсе, движению предпочитают телевизор или компьютер. Поэтому, мы, взрослые, должны поддержать эту неуёмную потребность детей в движении, помочь им реализовать свои физические возможности. Мячами, скакалками, обручами уже никого не удивишь, а на экран выходят всё новые и новые яркие мультфильмы, появляются всё новые компьютерные игрушки с сенсорными экранами. Что же предложить нам детям взамен компьютерам и телевизорам, игровым приставкам и электронным играм?
Как оказалось, всё новое – хорошо забытое старое. Однажды, я наткнулась на свои детские фотографии, на которых я и мои подружки увлечённо играем в «Резиночку». Самая яркая игра моего детства! Комочек замызганной резинки всегда лежал в портфеле! Иногда он был связан узелками из множества маленьких кусочков. Вы, наверное, помните, как в школе, как только прозвенел звонок с урока, все бегом бежали на перемену с возгласом: «В «Резиночку» будешь? Чур, мы первая пара!». В неё играли все: и старшие, и младшие.
Чуть на улице подсохнет, и на каждом шагу можно встретить маленьких девчонок, играющих в резинки. А дома?... Дома мы тоже тренировались. Это игра до такой степени вошла в нашу жизнь, что мы погружались в неё целиком. Это было похоже на эпидемию. Дома зацепляли резинки за стулья и прыгали. Взрослые думают: "Прыгают – и пусть себе прыгают!" Но они даже и не подозревают, сколько всего интересного за этим кроется.
И я подумала: «А почему бы и наших детей не увлечь этой замечательной игрой?». Так, обыкновенная резинка стала настоящей находкой для меня в работе с детьми по стимулированию их двигательной активности. Основой игры являются прыжки.
Прыжок в «Резинках» – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику, поэтому игра в «Резиночку» способствует развитию координации движений, выносливости, ловкости, укреплению всех мышцы тела и сердечно - сосудистой системы организма. Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки через резинку способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, в прыжках дети проявляют большую активность и настойчивость.
Чтобы систематизировать все возможности игры в «Резиночку», заинтересовать детей этой игрой, я решила организовать в нашем детском саду спортивный кружок «Прыг-скок команда» для детей старшего возраста, целью которого стало стимулирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, посредством обучения их прыжкам через резинку, используя различные комбинации упражнений.
Для реализации этой цели мы определили следующие задачи:
- формировать двигательные умения и навыки, необходимые при прыжках через резинку;
- развивать физические качества;
- удовлетворять естественную потребность в движении;
- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма
- через специально организованные, оптимальные для данного возраста нагрузки;
- продолжать формировать умение самостоятельно организовывать
- подвижные игры, выполнять известные упражнения, проявляя инициативу и творчество;
- формировать нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, умение играть в коллективе);
- вызывать радость от возможности продемонстрировать свои успехи перед сверстниками и поделиться с накопленными умениями и знаниями.
В целях эффективности реализации поставленных задач я разработала перспективный план кружка «Прыг-скок команда» по стимулированию двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, посредством обучения их прыжкам через резинку, используя различные комбинации упражнений (Приложение 1).
В основу плана положены следующие принципы:
- от простого к сложному, т.е. дети начинают знакомиться с простыми упражнениями, учатся их правильно выполнять, затем постепенно переходят к более сложным.
Структура занятия имеет классический вид.
Каждое занятие начинается с разминки, которую проводит профессор Скакалкин, он и предлагает детям отправиться в какое-либо путешествие. Мотивы к совершению путешествия могут быть разные: в одном случае дети получили загадочное письмо с острова «Чунга-чанга», из которого узнали, что мартышки, живущие на этом острове находятся в опасности, и им срочно необходима помощь; также участники «Прыг-скок команды» могут случайно найти Золотой ключик, который необходимо вернуть Буратино и его друзьям, чтобы они смогли попасть в волшебную страну Театра и т.д.
В процессе «путешествия» дети сначала выполняют ранее изученные прыжки через резинку, а затем вводится 1-2 новых упражнения. В конце занятия детям даётся 5-7минут на самостоятельную игру в «Резиночку», во время которой я оцениваю возможности детей, то, как они освоили то или иное упражнение, индивидуально помогаю детям при затруднении в выполнении прыжков или при создании спорных ситуаций.
Игра в «Резиночку» предполагает игру парами или от 3 и более человек. Одна пара держит резинку, а остальные по очереди прыгают. При такой ситуации детям приходится долго стоять, ждать своей очереди. Мы нашли выход из этого положения. Мы прикрепили к стене специальные крюки, за которые можно цеплять один край резинки, другой край резинки держит ребёнок. Таким образом, дети работают в парах. Один держит резинку, другой – прыгает, потом меняются. Такой подход позволяет всем детям активно двигаться в течение всего занятия, при этом у ребёнка есть время на отдых, и возможность оценить действия товарища, увидеть его ошибки, появляется стимул сделать упражнение лучше, дети учатся контролировать свои эмоции, желания, подчиняться правилам игры.
- календарно-тематическое планирование. Каждый календарный месяц представляет собой какое-либо увлекательное путешествие с профессором Скакалкиным: на остров «Чунга-чанга» или путешествие в сказку, или в гости к бабушке Загадушке, или на далёкую планету и т.д. Совершая своё путешествие, «Прыг-скок команда» учится не только выполнять различные прыжки через резинку, но и узнаёт много нового и интересного. Кроме того, часто к детям на занятия приходят любимые или ещё неизвестные герои, которые вместе с ними прыгают, играют, придумывают новые подвижные игры, собственным примером показывают детям, как это здорово вместе с друзьями прыгать, бегать, а особенно играть в «Резиночку».
Такое тематическое планирование работы с детьми, использование различных героев позволяет заинтересовать детей занятиями в кружке, создать положительную мотивацию для двигательной активности;
- принцип интеграции. Ведь «Резиночка» – это не только подвижная игра, в ней большое значение имеют и другие стороны:
- большую роль здесь играет графический аспект, который включает в себя построение геометрических форм с помощью резинок;
- другой аспект этой игры – театральный.
Здесь меняется поведение игроков, которые могут уподобляться предметам и их действиям. Играющий имитирует форму предмета. Например, когда выполняется упражнение «Точка-точка-запятая», игрок выполняет движения, которые действительно напоминают точку и запятую.
В процессе игры игроки проходят и театрализованные коны: Лисички, Мячики, Смешилки, Помидорчики. В некоторых из них особое поведение распространяется и на движения, и на перерывы между ними, а в некоторых только на перерывы.
В Лисичках в промежутке между движениями, находясь вне резинок, играющие выполняют бег трусцой. Они шаркают ногами, как лисички, поэтому и назвали этот кон лисичками. Во время Мячиков, прыгают на двух ногах, как мячики (тоже в перерывах между движениями). Когда играют Рыбы, играющим запрещается говорить весь кон. Помидорчики, играют, надув щёки, другая же пара должна их рассмешить.
В Смешилках пара, которая играет, не должна смеяться, а вторая же наоборот старается рассмешить. Если нарушается хоть одно из вышесказанных условий, то играющий пропадает.
- ещё одна сторона игры – словотворчество. В игре «Резиночка» очень богатая терминология. В процессе образования терминов происходит изменение слов, образование новых: Перелётики, Вертушки, Смешилки.
- игра в «Резиночку» способствует и развитию речевых навыков детей. Каждое движение имеет своё название, например, Сюрприз, Бананы, Буратино и т.д. Эти названия произносятся по слогам во время исполнения движения.
Упражнения нередко сопровождаются стихами. Движения с речевым сопровождением воспитывают чувство красоты, умение прислушиваться к каждому слову, активизируют внимание.
Движения с проговариванием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.
- в процессе игры «Резиночка» дети овладевают навыками общения со сверстниками, умением контролировать свои эмоции. В эту игру часто играют парами, что способствует формированию ответственного отношение к общему делу, формированию чувства взаимопомощи, взаимоподдержки напарника, ведь не зря же в игре есть игрок – «палочка-выручалочка», который выполняет упражнение за игрока, который ошибся. Кроме того, перед началом игры участники обговаривают правила игры: уже существующие или придумывают новые. В течение игры участники строго следят за соблюдением правил. Всё это способствует развитию самоконтроля и самооценки при выполнении двигательного задания.
- оздоровительная направленность занятий. Вся наша работа по стимулированию двигательной активности детей направлена прежде всего на оздоровление детского организма. Поэтому, чтобы более эффективно решать задачи в этом направлении, я использую на занятиях различные оздоровительные технологии: дошкольники закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, дыхательных упражнений, выполняют упражнения на релаксацию, пальчиковую гимнастику и, вместе с тем развивают свои двигательные качества.
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Как известно, в игре «Резиночка» существует несколько конов (когда резинка поднимается всё выше), мы считаем, что основная задача детей-дошкольников – познакомиться с разнообразием упражнений, прыжков через резинку, освоить их, научиться правильно их выполнять, а уж дальше дети по мере взросления смогут освоить и более сложное выполнение упражнений – прыжки через резинку, поднятую до середины икры ноги, до колен и т.д. Нужно дать детям возможность получить радость от правильно выполненных упражнений, а чтобы это произошло, упражнения должны быть под силу нашим дошкольникам;
- тесное сотрудничество с родителями. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое отношение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи.
Поэтому, мы решили и родителей взять в нашу «Прыг-скок команду». Оказалось, им тоже было интересно вспомнить своё детство, свои любимые игры и, конечно, игру в «Резиночку». Родители стали активными участниками нашей «Команды»: они помогают нам собираться в путешествия (готовят атрибуты к спортивным досугам, которые проходят в конце каждого месяца), приходят к нам на занятия, чтобы рассказать о том, как они играли в «Резиночку», в другие игры, когда были детьми. Для такого общения мы организуем «Мамину пятиминутку». Родители помогают детям пополнять нашу «Прыг-скок копилку», в которой мы собираем разные новые прыжки, которым учат наших детей мамы, вспоминая своё детство.
Некоторые дети мне часто рассказывают, как дома они вместе с мамой прыгают в «Резиночку», а иногда к ним присоединяются и папы. Тогда у меня возникла идея, организовать встречу любителей прыжков в «Резиночку» под названием «Весна, весна на улице, весенние деньки». Ведь именно весной, как только появлялись первые проталины, мы выходили во двор, собирали всех своих друзей и устраивали целые дворовые чемпионаты по прыжкам в «Резиночку».
Наша встреча любителей прыжков в «Резиночку» проходила в марте, конечно, проталин на улице ещё не найти, поэтому мы организовали площадку для прыжков в спортивном зале. Прыгали все: и дети, и родители, и воспитатели. Нарядный зал, весёлая музыка, а ещё, наши весенние гости, солнечные зайчики, сделали нашу встречу не забываемой, позволили всем участникам испытать массу положительных эмоций, и, конечно, укрепить своё здоровье.
Такое яркое, полное положительных эмоций общение взрослых и детей, мы провели и в замечательный праздник День защиты детей. В своём детском саду мы организовали Фестиваль дворовых игр «Раз, два, три, четыре, пять, выходи во двор играть». В нашем уютном дворике, который мы организовали в спортивном зале, собрались неразлучные друзья – взрослые и дети. Мы вспоминали наши любимые игры: «Классики», «Резиночка», игры с мячом «Я знаю 5 имён….», «Классики с мячом» и т.д., а ещё мы провели конкурс Считалок, где родители с удовольствием познакомили нас с любимыми считалками своего детства, а дети им рассказали свои, новые, современные.
Так и путешествует наша «Прыг-скок команда» по чудесным странам, островам, планетам, укрепляя своё здоровье, вооружившись поддержкой родителей, собственным терпением и желанием в совершенстве овладеть двигательными навыками, необходимыми для игры в «Резиночку», прихватив с собой немного спортивного азарта, творчества и воображения.
Об эффективном воздействии развивающих возможностей игры в «Резиночку» говорит и проведённое мною диагностическое обследование детей - участников «Прыг-скок команды». Если в начале года при обследовании скоростно-силовых качеств детей, посещающих кружок, только 43% имели средний уровень, 57% - низкий уровень, то по итогам 2009-2010 учебного года из 16 детей старшего дошкольного возраста, посещающих кружок: «Прыг – скок – команда», 57% детей имеют высокий уровень скоростно-силовых качеств, 43% - средний уровень, отсутствуют дети с низким уровнем. Данные результаты свидетельствуют о положительном воздействии обучения прыжкам через резинку, об эффективности форм и методов работы, выбранном в данном направлении.
Игровые упражнения с резинкой создают атмосферу радости, делают комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач более эффективным. Кроме того, прыгать через резинку – это просто весело!
Список литературы:
- Железняк Н.Ч., Желобкович Е.Ф. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием нестандартного оборудования. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 1999
- Степаненкова Э.Я. теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. 4.Пособие для студентов Высшее Педагогических Учебных Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
- Шебеко В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду: обучение и творчество: Ст. дошк. возраст: пособие для педагогов доу – Минск: Университетское изд-во, 2001