Дорогие друзья, мы рады представить вам Бессуднову Марию Леонидовну, воспитателя МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Сегодня Мария Леонидовна с удовольствием делится с нами статьей "Методы и приемы социального воспитания в практике работы ДОУ". Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Марии Леонидовны:
"Как много должен знать и уметь современный воспитатель! Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми. А ещё ему необходим жизнерадостный и весёлый характер, звонкий смех и личное обаяние,умение найти «ключик» к каждому малышу, чтобы каждый день пребывания ребенка в ДОУ был настоящим праздником с атмосферой любви и взаимопонимания в которых раскрывается индивидуальность каждого воспитанника!"
Познавательного чтения...
Методы и приемы социального воспитания в практике работы ДОУ
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
(Оскар Уайльд)
Один ребёнок – солнышко,
Всё время ждать.
Ребёнка два – два берега,
Меж них сновать.
А что же несколько детей?
Созвездье звёзд,
Где каждый новый остальным –
Желанный гость.
(Л. Слуцкая)
Ребенка нужно не просто любить, этого мало.
Его нужно уважать и видеть в нем личность…
(доктор Барбара Л.Вулф)
Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой.
Какие качества требуются от педагога? Как правильно выбрать средства общения и способы проектировать пути согласия?
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой такой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, которое выступит в качестве наиболее благоприятного контекста, наиболее благоприятных условий для его развития.
Методы работы педагога могут быть групповыми и индивидуальными, но работая с группой, мы должны постоянно помнить, что в первую очередьимеем дело с личностью ребенка.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную «Я»–концепцию, которая определяется тремя факторами:
- Чувством собственной значимости;
- Уверенности в способности к какому- либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетентности;
- Убежденностью в импонировании другими людьми.
Достижение хорошего контакта с ребенком происходит через искреннее, заинтересованное к нему отношение как к личности, через его переживания, настроение.
Осознание человеком самого себя, своей самости есть самосознание личности. Поэтому задача педагога – помочь малышам найти позитивный образ «Я», который обусловит иную жизненную позицию, научит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, то есть:
- Умение ориентироваться в социальных ситуациях;
- Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
- Умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия;
- Умение поставить себя на место другого человека ( идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия);
- Умение предвидеть поведение других и свое собственное в процессе общения.
Определяющим профессиональную пригодность педагога, является гуманистическая направленность его личности. На практике она проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обострение чувства добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность принять других и прийти к ним на помощь
Опытный педагог, умеющий вычленять проблему ребенка, ставить цели работы с ним, является хорошим стратегом, так как он задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации которые способствуют накоплению позитивного социального опыта наших воспитанников.(Приложение №1)
Во всех случаях – создание заповеди « не навреди» и ощущение чувства меры и избытка педагогического воздействия на детей – является обязательным условием. Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманней, предвидя далекие последствия своего влияния на его психику и судьбу.
В практике нашего образовательного учреждения широко используются «Круги», или «работа на Монтессори – линии».
Как важно научить человека понимать себя, уважать себя, защищать себя с помощью слова. Овладение «терапией словом» - начать с самообучения активному слушанию и присоединению. Активно слушать – значит все внимание уделить ребенку: смотреть на него, внимать ему и чувствовать его, понимать его.
«Круг» - это и воспитание воли: дослушать до конца своего товарища представляет значительную сложность для детей. Поэтому участники «круга» совместно вырабатывают свои правила (таблица 1)
Методы социального воспитания, используемые в работе нашего ДОУ помогают нашим воспитанникам анализировать свои поступки, действия в отношениях своих сверстников и других людей и способствуют повышению самооценки ребенка.
Поэтому нам, педагогам, работающим с детьми,нужна прежде всегопсихологическая зрелость и уравновешенность, чтобы видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;понимать, т.е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом ребенка»;
Немаловажным является умение выбирать средства общения и способы проектировать пути согласия. А также житейские умения ( играть, сочинять, петь, рисовать, танцевать и обладать чувством юмора.
Основное лечебное средство – атмосфера, обстановка в группе и ДОУ, развивающая среда и личность воспитателя.
Личность воспитателя – главное условие, он выступает в роли «социального терапевта», ведь ему приходится корректировать, то есть «лечить» проблемы ребенка: ( его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты, повышать низкую самооценку ребенка и гасить конфликтные ситуации).
Не забывайте также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится…..(доктор Барбара Л.Вулф)
Следовательно, задача педагога – учиться вместе с ребенком наслаждаться общением и жизнью.
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.
- Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. –1991. -N 10..
- Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009
- Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ. 2002. 92 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 496 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: АСБГА. 1999. 198с.
- Теория и практика социальной работы: Методические материалы Отв. ред.Попов А.М., Холостова Е.И. М.: Ин-т соц. работы, 1997. 113 с.
- Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. - М.: Генезис, 2007. - 368 с.center.ru/li/content/25/15.04.2012г.
- Якимова М.Н. Педагогика М. Монтессори в современной системе непрерывного образования/Новокузнецк: ИПК, 2006,- 160 с.