Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Методы и приемы социального воспитания в практике работы ДОУ
8 минут 8261 2728

Методы и приемы социального воспитания в практике работы ДОУ

BessudnovaДорогие друзья, мы рады представить вам Бессуднову Марию Леонидовну, воспитателя МБ ДОУ "Детский сад №37" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей города Новокузнецка, Кемеровской области. Сегодня Мария  Леонидовна с удовольствием делится с нами статьей "Методы и приемы социального воспитания в практике работы ДОУ". Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям. 

Краткий комментарий к статье от Марии Леонидовны:

"Как много должен знать и уметь современный воспитатель! Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми. А ещё ему необходим жизнерадостный и весёлый характер, звонкий смех и личное обаяние,умение найти «ключик» к каждому малышу, чтобы каждый день пребывания ребенка в ДОУ был настоящим праздником с атмосферой любви и взаимопонимания в которых раскрывается индивидуальность каждого воспитанника!"

Познавательного чтения...


Методы и приемы социального воспитания в практике работы ДОУ

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ПРИЛОЖЕНИЕМ 

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
(Оскар Уайльд)
 

Один ребёнок – солнышко,
Всё время ждать.
Ребёнка два – два берега,
Меж них сновать.
А что же несколько детей?
Созвездье звёзд,
Где каждый новый остальным –
Желанный гость.

(Л. Слуцкая)

Ребенка нужно не просто любить, этого мало.

Его нужно уважать и видеть в нем личность…

(доктор Барбара Л.Вулф)

Воспитатель в группе – самый главный человек для ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой.

Какие качества требуются от педагога? Как правильно выбрать средства общения и способы проектировать пути согласия?

Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой такой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, которое выступит в качестве наиболее благоприятного контекста, наиболее благоприятных условий для его развития.

Методы работы педагога могут быть групповыми и индивидуальными, но работая с группой, мы должны постоянно помнить, что в первую очередьимеем дело с личностью ребенка.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную «Я»–концепцию, которая определяется тремя факторами:

  • Чувством собственной значимости;
  • Уверенности в способности к какому- либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетентности;
  • Убежденностью в импонировании другими людьми.

Достижение хорошего контакта с ребенком происходит через искреннее, заинтересованное к нему отношение как к личности, через его переживания, настроение.

Осознание человеком самого себя, своей самости есть самосознание личности. Поэтому задача педагога – помочь малышам найти позитивный образ «Я», который обусловит иную жизненную позицию, научит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, то есть:

  • Умение ориентироваться в социальных ситуациях;
  • Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
  • Умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать их в процессе взаимодействия;
  • Умение поставить себя на место другого человека ( идентификация), ощущать его чувства, сопереживать ему (эмпатия);
  • Умение предвидеть поведение других и свое собственное в процессе общения.

Определяющим профессиональную пригодность педагога, является гуманистическая направленность его личности. На практике она проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обострение чувства добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность принять других и прийти к ним на помощь

Опытный педагог, умеющий вычленять проблему ребенка, ставить цели работы с ним, является хорошим стратегом, так как он задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации которые способствуют накоплению позитивного социального опыта наших воспитанников.(Приложение №1)

Во всех случаях – создание заповеди « не навреди» и ощущение чувства меры и избытка педагогического воздействия на детей – является обязательным условием. Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманней, предвидя далекие последствия своего влияния на его психику и судьбу.

В практике нашего образовательного учреждения широко используются «Круги», или «работа на Монтессори – линии».

Как важно научить человека понимать себя, уважать себя, защищать себя с помощью слова. Овладение «терапией словом» - начать с самообучения активному слушанию и присоединению. Активно слушать – значит все внимание уделить ребенку: смотреть на него, внимать ему и чувствовать его, понимать его.

«Круг» - это и воспитание воли: дослушать до конца своего товарища представляет значительную сложность для детей.   Поэтому участники «круга» совместно вырабатывают свои правила (таблица 1)

Методы социального воспитания, используемые в работе нашего ДОУ помогают нашим воспитанникам анализировать свои поступки, действия в отношениях своих сверстников и других людей и способствуют повышению самооценки ребенка.

Поэтому нам, педагогам, работающим с детьми,нужна прежде всегопсихологическая зрелость и уравновешенность, чтобы видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;понимать, т.е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом ребенка»;

Немаловажным является умение выбирать средства общения и способы проектировать пути согласия. А также житейские умения ( играть, сочинять, петь, рисовать, танцевать и обладать чувством юмора.

Основное лечебное средство – атмосфера, обстановка в группе и ДОУ, развивающая среда и личность воспитателя.

Личность воспитателя – главное условие, он выступает в роли «социального терапевта», ведь ему приходится корректировать, то есть «лечить» проблемы ребенка: ( его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты, повышать низкую самооценку ребенка и гасить конфликтные ситуации).

Не забывайте также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится…..(доктор Барбара Л.Вулф) 

Следовательно, задача педагога – учиться вместе с ребенком наслаждаться общением и жизнью.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.
  2. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. –1991. -N 10..
  3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2009
  4. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ. 2002. 92 с.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 496 с.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: АСБГА. 1999. 198с.
  7. Теория и практика социальной работы: Методические материалы Отв. ред.Попов А.М., Холостова Е.И. М.: Ин-т соц. работы, 1997. 113 с.
  8. Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. - М.: Генезис, 2007. - 368 с.center.ru/li/content/25/15.04.2012г.
  9. Якимова М.Н. Педагогика М. Монтессори в современной системе непрерывного образования/Новокузнецк: ИПК, 2006,- 160 с.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2347 670

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 2188 608