Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
10 минут 7209 1669

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

rodit_v_statieДорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Сухановой Еленой Леонидовной, заведующей МБДОУ детский сад №12 города Иркутска, Иркутской области. Елена Леонидовна имеет стаж работы в педагогике 21 год, стаж административной работы 3 года. Сегодня Елена Леонидовна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Вовлечение родителей в систему воспитательной работы". Статья будет интересна педагогам ДОУ и родителям.

Краткий комментарий к Елене Леонидовне:

"Статья для родителей и педагогов о необходимости взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, для вовлечения родителей в систему работы ДОУ и развития семейного воспитания как такового."

Познавательного чтения...


ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором, содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение». Чем теснее будет связь семьи и ДОУ, тем полновеснее будет отдача от проводимых реформ.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

В наше время исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность и независимость, супруги всё более стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи, что, по мнению ряда учёных, создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей. Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной, выявили, проблемы, существующие в работе по взаимодействию детского сада с семьей, это такие как - нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан комплекс развития содержательных и организационных направлений взаимодействия детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были предложены методические разработки для работников дошкольных учреждений в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Сегодня перед нашим детским садом стоит задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от стереотипов и шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции только потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим наставником в жизни и другом. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.

Одна из проблем современного общества - это разрушение традиционных устоев семьи и как следствие возникновение кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:

  1. утратились традиционныеценности семейного воспитания –это и недопонимание смыслародительских обязанностей, отсутствие жертвенной родительской любви, нежелание применять усилия на установление духовной общности с детьми;
  2. не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
  3. родители проявляют неграмотность в вопросах воспитания, приоритетов развития в разные периоды детства;
  4. представители старшего поколения, вырастившие своих детей в советское время (в яслях, детских садах, в группах продленного дня и пионерских лагерях), не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек. Они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают собственного участия в воспитании внуков, неспособны помочь детям и внукам наставничеством и духовным участием.

И как следствием кризиса семьи - являются многочисленные проблемы детства:

  1. увеличился процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
  2. нарушены процессы формирования нравственной сферы;
  3. у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети предшкольного возраста не владеют навыками согласования своего поведения;
  4. у подрастающего поколения не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  5. в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, предпочитая углубляться в мир компьютерных игр.

Для того чтобы улучшить ситуацию, повернув общественность к семейному воспитанию, наш детский сад осуществляет работу не только по воспитанию детей, но и в становлении родителей как педагогов.Работу с родителями мы разделили на два блока: педагогическое просвещение родителей и привлечение родителей к деятельности ДОУ,т.е. организация совместных мероприятий.

Осуществляя сотрудничество с родителями мыпридерживались следующих принципов:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями:

-позитивный настрой на общение является той самой прочной основой, на которой строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями категоричный тон не уместен. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьѐй останется «моделью на бумаге», если воспитатель не отработает для себя конкретных форм доброжелательного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно икорректное взаимодействие с родителями, значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход:

-необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь и пригодится педагогическое и просто человеческое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку, в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество:

-современные мамы и папы в большинстве своем люди образованные, и конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительных результатов. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива учреждения разобраться в проблемах семьи и искреннее желание им помочь.

4. Готовимся серьезно:

-любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо планировать, тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или консультация могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность:

-детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, т.е. представлять собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы дошкольного учреждения с семьей.

В нашем учреждении проведение некоторых мероприятий стало традиционным, как например: «Праздничная неделя в честь дня рождения детского сада», «Экологическая акция – покормите птиц!», «Неделя внимательного пешехода», «Новогодние сюрпризы», и другие. Каждое мероприятие, в котором родители были участниками, являлось очень продуктивным. У нас появлялся не только конечный продукт. Будь то стенгазета на день рождения детского сада, корригирующие дорожки для закаливания (в ходе проведения недели здоровья), маски для театрализации (при проведении недели театра), новогодние самодельные игрушки для оформления сада и территории, и др., а самое главное - это были совместно пережитые положительные эмоции, которые сближают, объединяют, сплачивают родителей и детей.

Деятельность учреждения по направлению взаимодействия с родителями в рамках программы развития учреждения оценивается по средством опросников. По отзывам родителей, мы узнали, что они стали понимать и принимать важность своего участия в жизни ребёнка, у них появилось желание общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
  • Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  • Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.
  • Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2315 36

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6591 677