Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Чиковой Галиной Анатольевной, воспитателем МОУ детский сад № 242 города Волгограда, Волгоградской области. Сегодня Галина Анатольевна с удовольствием предлагает вашему вниманию дидактическое пособие "Умная книжка". Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Галины Анатольевны:
"Воспитатель, веду кружок «Умелые ручки», люблю детей, творческий человек. В своей статье хочу рассказать об авторском пособии «Умная книжка», которая способствует развитию познавательной активности детей."
Познавательного чтения...
Дидактическое пособие «Умная книжка»
СКАЧАТЬ ПОСОБИЕ С ФОТОГРАФИЯМИ
Здравствуйте, коллеги! Я, Чикова Галина Анатольевна, воспитатель детского сада комбинированного вида № 242 г. Волгограда. Я очень люблю своих воспитанников. Пытаюсь организовать для них разнообразную деятельность. Стараюсь создавать условия для самоутверждения, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, создавать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе. Дети обычно представляют настоящего педагога как творца их радости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное, и как мудреца, все знающего и все умеющего. Поэтому мне часто приходиться придумывать все новые и новые формы и методы работы. Часто я своими руками создаю для них разнообразные дидактические игры и игрушки, которые помогают моим воспитанникам легче осваивать учебный материал. И с одним таким пособием «Умная книжка» я хочу познакомить и вас. «Умная книжка» обеспечивает успешное накопление новых знаний, способствует развитию познавательной активности. Я и мои воспитанники с удовольствием используем его, как в непосредственно - образовательной деятельности, так и в игровой. Вижу, как у моих воспитанников загораются глаза каждый раз, когда я приношу для них что новое и интересное. И поэтому с гордостью могу сказать, что мой труд не пропал даром, наши занятия для них привлекательны.
Я хочу пожелать всем моим коллегам, воспитателям, успешных занятий со своими воспитанниками, пусть они подарят им и вам много радостей совместного познания и поиска, удовлетворение от успехов и расширение кругозора. Наберитесь терпения и любви. Пусть вам сопутствует творческий педагогический накал, и ваши усилия принесут заметные плоды в развитии ваших подопечных.
1. Название игры: «Умная книжка».
2. Вид: познавательно-коммуникативный, настольно-печатная с предметами
3. Дидактическая и игровая задачи:
- способствует развитию внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления;
- способствует формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
- развивает коммуникативные навыки;
- навыки самостоятельного ведения игровой ситуации.
4.Дидактический материал:
- съемные плоскостные карточки «цветы» (9 шт.);
- плоскостные карточки «цифры» (от 1-9);
- плоскостные карточки «фрукты» (5 яблок, 5 груш, 5 вишен, 5 слив);
- плоскостные карточки «геометрических фигур» (прямоугольник, пятиугольник, восьмиугольник, шестиугольник, ромб, параллелеограм, четырехугольник, цилиндр, треугольник, овал, квадрат, круг);
- плоскостные карточки с изображением ситуаций, несущих в себе различные «эмоциональные реакции» человека;
- плоскостные карточки «эмоции» (гнев, радость, удивление, спокойствие и другие).
5. Варианты игры:
- а) «Счет до10»;
- б) «Путаница».
- а) «Оденем куклу на прогулку»;
- б) «Ателье»;
- в) «Из каких частей состоит одежда»;
- г) «Найди лишнее».
- а) «Какой фигуры не стало»;
- б) «У кого какая фигура»;
- в) «Будь внимателен».
- а) «Собери урожай»;
- б) «Вкусный сок»;
- в) «Магазин»;
- г) «Найди одинаковые».
- а) «Никогда не унывай»;
6. Ход игры:
Страница 1-2.
- а) Название: «Счет до 10»
Возраст: для детей 5-6 лет
Цель: Закрепление умения соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10.
Ход игры: 1) Ребенок располагает предметы («цветы») на странице 1, а на странице 2 выбирает нужное число, соответствующее количеству предметов; 2) на страницу 2 ребенок выбирает какое-либо число, а на странице 1 в соответствии с выбранным числом выкладывает необходимое количество предметов.
- б) Название: «Путаница»
Возраст: для детей 5-6 лет
Цель: Закрепление знаний цифр от 1-9; формирование представления о порядковом счете в пределах 10; развитие зрительного внимания и памяти.
Ход игры: Педагог раскладывает цифры на странице 2, ребенок запоминает их расположение. После этого ребенку предлагается закрыть глаза, в это время педагогом меняется месторасположение цифр. Задача ребенка найти «перепутанные цифры».
Страница 3-4.
- а) Название: «Оденем куклу на прогулку»
Возраст: для детей 5-6 лет
Цель: формирование обобщающих понятий «Одежда», «Обувь»; закрепление знаний о сезонных изменениях в природе; закрепление знаний о сезонной одежде, обуви.
Ход игры: Педагог называет определенное время года и его характерные признаки, задача ребенка выбрать из различной одежды, обуви, соответствующую времени года и его погодным условиям. Выбранную одежду ребенок крепит на силуэт куклы.
- б) Название: «Опиши куклу»
Возраст: для детей 5-6 лет
Цель: развитие умения составлять описательный рассказ; активизирование в речи ребенка существительные, прилагательные, соответствующие характерным признакам сезонной одежды.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку «одеть куклу» по заранее выбранному времени года и детализировано описать ее.
- в) Название: «Из каких частей состоит одежда»
Возраст: для детей 5-7 лет
Цель: закрепление знаний о различных деталях сезонной одежды, обуви; развитие умения составлять короткий описательный рассказ.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку выбрать ту или иную картинку с изображением сезонной одежды, обуви. Задача ребенка рассмотреть картинку и как можно более подробно выделить ее характерные детали, части (Например: кофта: рукава, воротник, пуговицы и т.д.).
- г) Название: ««Найди лишнее»
Возраст: для детей 5-7 лет
Цель: Развитие мыслительных процессов (обобщение, классификация, исключение) и речи ребенка.
Ход игры: Ребенок выполняет задание в соответствие с инструкцией педагога: 1) «Разложи картинки по группам – обувь, одежда, головные уборы. Назови их одним словом»; 2) «Исключи картинку неподходящую группе остальных предметов».
Страница 5-6.
- а) Название: «Какой фигуры не стало»
Возраст: для детей 5-7 лет
Цель: Закрепление понятия о геометрических фигурах; развитие когнитивных процессов.
Ход игры: Педагог раскладывает в определенной последовательности геометрические фигуры и просит ребенка назвать их по порядку и запомнить. Затем педагог просит ребенка закрыть глаза, в это время убирает или меняет местами одну их предложенных фигур. Задача ребенка восполнить недостающий ряд определенной фигурой.
- б) Название: «У кого какая фигура»
Возраст: для детей 5-7 лет
Цель: закрепление понятия о геометрических фигурах; закрепление представлений детей о признаках предметов (цвет, форма, величина).
Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать одну из геометрических фигур и описать ее по выделенным признакам (цвет, форма, величина).
- в) Название: «Будь внимателен»
Возраст: для детей 5-7 лет
Цель: закрепление понятия о геометрических фигурах их пространственном расположении, понимании и употреблении в речи пространственных предлогов.
Ход игры: Педагог предлагает детям различные задания: «Положи квадрат в центре листа», «Положи треугольник в верхний правый угол», «Положи над квадратом треугольник» и т.д.
Страница 7-8.
- а) Название: «Собери урожай»
Возраст: для детей 5-7 лет
Цель: закрепление обобщающего понятия «Фрукты»; активизация в речи ребенка прилагательных; образование существительных с прилагательными в различных падежах.
Ход игры: Педагог располагает изображение фруктов на «дереве» и просит ребенка назвать фрукты, дерево в зависимости от находящихся на нем плодов.
- б) Название: «Вкусный сок»
Возраст: для детей 5-7 лет
Цель: закрепление обобщающего понятия «Фрукты»; активизировать процесс словообразования, однокоренных существительных и прилагательных.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку расположить картинку с изображением того или иного фрукта по различным «баночкам». Затем педагог задает ребенку вопрос: «У тебя какие фрукты в этой банке? Какое из него получается варенье / сок / пюре / компот».
- в) Название: «Магазин»
Возраст: для детей 5-7 лет
Цель: закрепление обобщающего понятия «Фрукты»; закрепление количественного счета в пределах 10; закрепление понятия «больше», «меньше»; развитие умения сравнивать количество предметов; введение в речь ребенка прилагательных и существительных в различных падежах, образование числительных.
Ход игры: Ребенок выбирает из «мешочка» какие-либо фрукты, затем размещает их определенное количество на «деревьях». После чего определяет, сравнивает их количественное соотношение.
- г) Название: «Найди одинаковые»
Возраст: для детей 4-5 лет
Цель: закрепление названия «Фруктов»; развитие умения определять их по группам; развитие умения находить отличительные признаки.
Ход игры: Педагог размещает по одному из фруктов на каждом «дереве», называет фрукт и дерево. Затем просит ребенка аналогично разместить оставшиеся фрукты на «деревьях», назвать их отличительные признаки (цвет, форма, величина).
Страница 9-10.
- а) Название: «Никогда не унывай»
Возраст: для детей 6-7 лет
Цель: ознакомление детей с различными эмоциями, с ситуациями вызывающие различные эмоциональные состояния человека; развитие умения составлять описательный рассказ по сюжетной картинке в соответствие с той или иной эмоцией.
Ход игры: Педагогом предлагается ребенку взять из конверта (на странице 9) ту или иную эмоцию, назвать ее. Затем закрепить ее на силуэт лица («мальчик» или «девочка»). В соответствие с выбранной эмоцией ребенку предлагается выбрать из предложенных серий сюжетных картинок ту, которая соответствует данной эмоции. Составить описательный рассказ по ней.
7. Методические рекомендации:
- используется как в самостоятельной, индивидуальной деятельности ребенка, в совместной деятельности педагога с ребенком;
- страницы книги могут разбираться и могут использоваться педагогом в качестве наглядного пособия в НОД;
- дидактическая игра может быть модифицирована в зависимости от поставленных целей (Например: страница 8 – «фрукты» может скрепляться со страницей 2 – «цифры», таким образом делается подсчет фруктов в соответствие с выбранным числом и т.д.).
Список литературы:
- Дум, Э., Альтхауз Д. Цвет. Форма. Количество / Э. Дум, Д. Альтхауз: Просвещение.-М., 2005. 80 стр.
- Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко: Просвещение.- М.,1988. 178 стр.
- Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры и упражнения / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева: Просвещение.-М.,1991. 68 стр.