Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Дидактическое пособие «Умная книжка»
13 минут 7981 2466

Дидактическое пособие «Умная книжка»

ChikovaДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Чиковой Галиной Анатольевной, воспитателем МОУ детский сад № 242 города Волгограда, Волгоградской области. Сегодня Галина Анатольевна с удовольствием предлагает вашему вниманию дидактическое пособие "Умная книжка". Статья будет интересна воспитателям и родителям.

Краткий комментарий к статье от Галины Анатольевны:

"Воспитатель, веду кружок «Умелые ручки», люблю детей, творческий человек. В своей статье хочу рассказать об авторском пособии «Умная книжка», которая способствует развитию познавательной активности детей."

Познавательного чтения...


Дидактическое пособие «Умная книжка»

СКАЧАТЬ ПОСОБИЕ С ФОТОГРАФИЯМИ

Здравствуйте, коллеги! Я, Чикова Галина Анатольевна, воспитатель детского сада комбинированного вида № 242 г. Волгограда. Я очень люблю своих воспитанников. Пытаюсь организовать для них разнообразную деятельность. Стараюсь создавать условия для самоутверждения, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, создавать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе. Дети обычно представляют настоящего педагога как творца их радости, способного придумать что-то новое, веселое и неожиданное, и как мудреца, все знающего и все умеющего. Поэтому мне часто приходиться придумывать все новые и новые формы и методы работы. Часто я своими руками создаю для них разнообразные дидактические игры и игрушки, которые помогают моим воспитанникам легче осваивать учебный материал. И с одним таким пособием «Умная книжка» я хочу познакомить и вас. «Умная книжка» обеспечивает успешное накопление новых знаний, способствует развитию познавательной активности. Я и мои воспитанники с удовольствием используем его, как в непосредственно - образовательной деятельности, так и в игровой. Вижу, как у моих воспитанников загораются глаза каждый раз, когда я приношу для них что новое и интересное. И поэтому с гордостью могу сказать, что мой труд не пропал даром, наши занятия для них привлекательны.

Я хочу пожелать всем моим коллегам, воспитателям, успешных занятий со своими воспитанниками, пусть они подарят им и вам много радостей совместного познания и поиска, удовлетворение от успехов и расширение кругозора. Наберитесь терпения и любви. Пусть вам сопутствует творческий педагогический накал, и ваши усилия принесут заметные плоды в развитии ваших подопечных.

1. Название игры: «Умная книжка».

2. Вид: познавательно-коммуникативный, настольно-печатная с предметами

3. Дидактическая и игровая задачи:

  1. способствует развитию внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления;
  2. способствует формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста;
  3. развивает коммуникативные навыки;
  4. навыки самостоятельного ведения игровой ситуации.

4.Дидактический материал:

  1. съемные плоскостные карточки «цветы» (9 шт.);
  2. плоскостные карточки «цифры» (от 1-9);
  3. плоскостные карточки «фрукты» (5 яблок, 5 груш, 5 вишен, 5 слив);
  4. плоскостные карточки «геометрических фигур» (прямоугольник, пятиугольник, восьмиугольник, шестиугольник, ромб, параллелеограм, четырехугольник, цилиндр, треугольник, овал, квадрат, круг);
  5. плоскостные карточки с изображением ситуаций, несущих в себе различные «эмоциональные реакции» человека;
  6. плоскостные карточки «эмоции» (гнев, радость, удивление, спокойствие и другие).

5. Варианты игры:

    Страница 1-2.
      • а) «Счет до10»;
      • б) «Путаница».
        Страница 3-4.
          • а) «Оденем куклу на прогулку»;
          • б) «Ателье»;
          • в) «Из каких частей состоит одежда»;
          • г) «Найди лишнее».
            Страница 5-6.
              • а) «Какой фигуры не стало»;
              • б) «У кого какая фигура»;
              • в) «Будь внимателен».
                Страница 7-8.
                  • а) «Собери урожай»;
                  • б) «Вкусный сок»;
                  • в) «Магазин»;
                  • г) «Найди одинаковые».
                    Страница 9-10.
                      • а) «Никогда не унывай»;

                      6. Ход игры:

                      Страница 1-2.

                      • а) Название: «Счет до 10»

                      Возраст: для детей 5-6 лет

                      Цель: Закрепление умения соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10.

                      Ход игры: 1) Ребенок располагает предметы («цветы») на странице 1, а на странице 2 выбирает нужное число, соответствующее количеству предметов; 2) на страницу 2 ребенок выбирает какое-либо число, а на странице 1 в соответствии с выбранным числом выкладывает необходимое количество предметов.

                      • б) Название: «Путаница»

                      Возраст: для детей 5-6 лет

                      Цель: Закрепление знаний цифр от 1-9; формирование представления о порядковом счете в пределах 10; развитие зрительного внимания и памяти.

                      Ход игры: Педагог раскладывает цифры на странице 2, ребенок запоминает их расположение. После этого ребенку предлагается закрыть глаза, в это время педагогом меняется месторасположение цифр. Задача ребенка найти «перепутанные цифры».

                      Страница 3-4.
                      • а) Название: «Оденем куклу на прогулку»

                      Возраст: для детей 5-6 лет

                      Цель: формирование обобщающих понятий «Одежда», «Обувь»; закрепление знаний о сезонных изменениях в природе; закрепление знаний о сезонной одежде, обуви.

                      Ход игры: Педагог называет определенное время года и его характерные признаки, задача ребенка выбрать из различной одежды, обуви, соответствующую времени года и его погодным условиям. Выбранную одежду ребенок крепит на силуэт куклы.

                      • б) Название: «Опиши куклу»

                      Возраст: для детей 5-6 лет

                      Цель: развитие умения составлять описательный рассказ; активизирование в речи ребенка существительные, прилагательные, соответствующие характерным признакам сезонной одежды.

                      Ход игры: Педагог предлагает ребенку «одеть куклу» по заранее выбранному времени года и детализировано описать ее.

                      • в) Название: «Из каких частей состоит одежда»

                      Возраст: для детей 5-7 лет

                      Цель: закрепление знаний о различных деталях сезонной одежды, обуви; развитие умения составлять короткий описательный рассказ.

                      Ход игры: Педагог предлагает ребенку выбрать ту или иную картинку с изображением сезонной одежды, обуви. Задача ребенка рассмотреть картинку и как можно более подробно выделить ее характерные детали, части (Например: кофта: рукава, воротник, пуговицы и т.д.).

                      • г) Название: ««Найди лишнее»

                      Возраст: для детей 5-7 лет

                      Цель: Развитие мыслительных процессов (обобщение, классификация, исключение) и речи ребенка.

                      Ход игры: Ребенок выполняет задание в соответствие с инструкцией педагога: 1) «Разложи картинки по группам – обувь, одежда, головные уборы. Назови их одним словом»; 2) «Исключи картинку неподходящую группе остальных предметов».

                      Страница 5-6.
                      • а) Название: «Какой фигуры не стало»

                      Возраст: для детей 5-7 лет

                      Цель: Закрепление понятия о геометрических фигурах; развитие когнитивных процессов.

                      Ход игры: Педагог раскладывает в определенной последовательности геометрические фигуры и просит ребенка назвать их по порядку и запомнить. Затем педагог просит ребенка закрыть глаза, в это время убирает или меняет местами одну их предложенных фигур. Задача ребенка восполнить недостающий ряд определенной фигурой.

                      • б) Название: «У кого какая фигура»

                      Возраст: для детей 5-7 лет

                      Цель: закрепление понятия о геометрических фигурах; закрепление представлений детей о признаках предметов (цвет, форма, величина).

                      Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать одну из геометрических фигур и описать ее по выделенным признакам (цвет, форма, величина).

                      • в) Название: «Будь внимателен»

                      Возраст: для детей 5-7 лет

                      Цель: закрепление понятия о геометрических фигурах их пространственном расположении, понимании и употреблении в речи пространственных предлогов.

                      Ход игры: Педагог предлагает детям различные задания: «Положи квадрат в центре листа», «Положи треугольник в верхний правый угол», «Положи над квадратом треугольник» и т.д.

                      Страница 7-8.

                      • а) Название: «Собери урожай»

                      Возраст: для детей 5-7 лет

                      Цель: закрепление обобщающего понятия «Фрукты»; активизация в речи ребенка прилагательных; образование существительных с прилагательными в различных падежах.

                      Ход игры: Педагог располагает изображение фруктов на «дереве» и просит ребенка назвать фрукты, дерево в зависимости от находящихся на нем плодов.

                      • б) Название: «Вкусный сок»

                      Возраст: для детей 5-7 лет

                      Цель: закрепление обобщающего понятия «Фрукты»; активизировать процесс словообразования, однокоренных существительных и прилагательных.

                      Ход игры: Педагог предлагает ребенку расположить картинку с изображением того или иного фрукта по различным «баночкам». Затем педагог задает ребенку вопрос: «У тебя какие фрукты в этой банке? Какое из него получается варенье / сок / пюре / компот».

                      • в) Название: «Магазин»

                      Возраст: для детей 5-7 лет

                      Цель: закрепление обобщающего понятия «Фрукты»; закрепление количественного счета в пределах 10; закрепление понятия «больше», «меньше»; развитие умения сравнивать количество предметов; введение в речь ребенка прилагательных и существительных в различных падежах, образование числительных.

                      Ход игры: Ребенок выбирает из «мешочка» какие-либо фрукты, затем размещает их определенное количество на «деревьях». После чего определяет, сравнивает их количественное соотношение.

                      • г) Название: «Найди одинаковые»

                      Возраст: для детей 4-5 лет

                      Цель: закрепление названия «Фруктов»; развитие умения определять их по группам; развитие умения находить отличительные признаки.

                      Ход игры: Педагог размещает по одному из фруктов на каждом «дереве», называет фрукт и дерево. Затем просит ребенка аналогично разместить оставшиеся фрукты на «деревьях», назвать их отличительные признаки (цвет, форма, величина).

                      Страница 9-10.

                      • а) Название: «Никогда не унывай»

                      Возраст: для детей 6-7 лет

                      Цель: ознакомление детей с различными эмоциями, с ситуациями вызывающие различные эмоциональные состояния человека; развитие умения составлять описательный рассказ по сюжетной картинке в соответствие с той или иной эмоцией.

                      Ход игры: Педагогом предлагается ребенку взять из конверта (на странице 9) ту или иную эмоцию, назвать ее. Затем закрепить ее на силуэт лица («мальчик» или «девочка»). В соответствие с выбранной эмоцией ребенку предлагается выбрать из предложенных серий сюжетных картинок ту, которая соответствует данной эмоции. Составить описательный рассказ по ней.

                      7. Методические рекомендации:

                      1. используется как в самостоятельной, индивидуальной деятельности ребенка, в совместной деятельности педагога с ребенком;
                      2. страницы книги могут разбираться и могут использоваться педагогом в качестве наглядного пособия в НОД;
                      3. дидактическая игра может быть модифицирована в зависимости от поставленных целей (Например: страница 8 – «фрукты» может скрепляться со страницей 2 – «цифры», таким образом делается подсчет фруктов в соответствие с выбранным числом и т.д.).

                      Список литературы:

                      • Дум, Э., Альтхауз Д. Цвет. Форма. Количество / Э. Дум, Д. Альтхауз: Просвещение.-М., 2005. 80 стр.
                      • Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко: Просвещение.- М.,1988. 178 стр.
                      • Катаева А. А., Стреблева Е. А. Дидактические игры и упражнения / А. А. Катаева, Е. А. Стреблева: Просвещение.-М.,1991. 68 стр.

                      Может быть интересно

                      Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

                      Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

                      14 минут 2315 36

                      Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

                      Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
                      10 минут 6591 677