Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Овчаренко Татьяна Григорьевна, заместитель директора, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "Центр детского творчества" города Калачинска, Омской области, с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Межведомственный социально-педагогический проект "Школа социального успеха "Шанс". Статья будет интересна педагогам и родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Григорьевны:
"Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Действительно, педагогика на современном этапе, провозглашает главной целью - развитие личности ребенка."
Межведомственный социально-педагогический проект «Школа социального успеха «Шанс»
Восточная мудрость гласит: «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека». Действительно, педагогика на современном этапе, провозглашает главной целью - развитие личности ребенка.
В педагогике и психологии господствует идея социальной обусловленности отрицательных явлений в психике личности, отнюдь не связанная с социальной природой. Наоборот, всякое проявление безнравственности, правонарушения и преступления есть следствие разрыва здоровых связей личности с обществом, искажений, отклонений в ее социальном развитии.
Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в учреждениях дополнительного образования и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации. На это и направлен проект «Школа социального успеха» для подростков, состоящих на разного вида учете. Проект успешно, на наш взгляд, реализуется второй год.
Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:
- профилактическое (профилактика употребления табака, алкоголя, наркотиков, игровой зависимости и асоциального поведения);
- социально-психологическое (социальная реабилитация детей, совершивших правонарушения и преступления, профилактика безнадзорности детей и преступности несовершеннолетних);
- консультационное - для педагогов, родителей и детей;
- физкультурно-оздоровительное (популяризация здорового образа жизни и мотивация подростков на физкультурно-спортивную деятельность);
- социализирующее - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе - попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий.
Работа с подростками проводится системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб - учебной и учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой, медицинской. Для реализации проекта привлечены специалисты (заместитель главы Калачинского муниципального района, помощник прокурора Калачинской межрайонной прокуратуры, инспектор ОДН Калачинского ГОВД, психологи, специалисты Комитета по делам молодежи, физической культуре и спорту, районный врач-нарколог, а также родители несовершеннолетних.
Сотрудничество с органами внутренних дел стало более эффективным. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участвуют в работе ШСУ, что дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в образовательных учреждениях.
Стратегия реализации проекта включает организацию и проведение тематических сессий. В предыдущем учебном году проведено 3 сессии. Программа сессий включает деловые, правовые игры, мастер-классы.
Диалоговые встречи:
- Урок чести (диалог с председателем районного общества воинов-афганцев);
- Урок власти (диалог с заместителем главы Калачинского муниципального района);
- Урок права (диалог с помощником прокурора Калачинской межрайонной прокуратуры);
- Урок здоровья.
В этом учебном году программа ШСУ носит деятельностный характер.
- Сентябрь- туристический слет «Золотая осень 2011» (ориентирование, пеший туризм);
- Ноябрь – уроки права, вдохновения и мастерства. Встреча с психологом ОДН и Анлреевой Л.А., поэтессой и композитором.
- Декабрь-январь- работа отрядов трудового десантирования, спортивные соревнования на приз еда Мороза;
- Март- социально-психологический тренинг на развитее толерантности, библейские беседы с настоятелем Храма Воскресения Христова.
Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется личности. Немаловажным направлением в деле восстановления социального статуса трудновоспитуемого подростка в коллективе сверстников стало вовлечение подростков в общественно значимую деятельность - работа отряда трудового десантирования по уборке территорий Храма, очистка приусадебных участков особой социальной категории граждан от снега в рамках проекта «Голос поколений, субботники, проведение общешкольных традиционных праздников (праздничные концерты, Новый год, День города, Масленица), участие в спортивных соревнованиях по футболу, теннису, волейболу и баскетболу, посещение экскурсий и музеев. Большую роль в приобщении подростков к общественной деятельности играют мероприятия военно-патриотического характера, в частности, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, смотры строя и песни.
Учитывая, что у большинства таких детей отсутствуют желание учиться, мотивация на учебу в целом и на самостоятельное выполнение какой-либо учебной деятельности, что сопровождается большими пробелами в знаниях, мы предлагаем посетить элективные курсы в Центре детского творчества. И уже с 7 ноября начились занятия в двух группах по английскому языку и информатике.
Большое значение в деле социализации трудных подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В рамках второй сессии будут проведены уроки мастерства по флористике, оригами, вязанию, макраме, фриволите (интерактивный арт-форум).
Очевидно, что для полного «социального выздоровления» необходимо не только планомерное, но и более длительное воздействие Школа социального успеха работает второй год, мы понимаем, что не можем повлиять на все социальные факторы, поставить множество педагогических и психологических «упреждающих» барьеров, но это тот случай, когда вода и камень точит. Пусть один из показателей результативности проекта не столь значителен – 18 подростков – воспитанники детских объединений, но и это результат и эта занятость, организованный досуг – реальный шанс для подростка исправить свои ошибки.