Дорогие друзья, мы рады представить вам Сафину Ирину Рафисовну, воспитателя МБДОУ № 48 "Детский сад присмотра и оздоровления «Золотая рыбка»" города Норильска, Красноярского края. Сегодня Ирина Рафисовна с радостью делится с нами статьей "Нетрадиционные приемы и средства развития творческих способностей дошкольников".
Краткий комментарий к статье от Ирины Рафисовны:
"Мой педагогический стаж составляет 21 год. После окончания Башкирского государственного педагогического института начала работать в детском саду "Золотая рыбка" города Норильска. Работу свою полюбила сразу. По характеру я человек общительный, коммуникабельный, добродушный. Интересы мои разнообразны: люблю спорт, живопись, театр. В работе показаны пути решения проблемы неготовности детской руки к письму и к школе в целом. Целевая аудитория на которую направлена моя разработка - педагоги дошкольного и начального школьного образования."
Увлекательного чтения...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев…» Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
Я обратилась к творческой деятельности детей не случайно, ведь для детей создавать что-то новое так же необходимо, как дышать, это гарантия того, что ребёнок усвоит новые знания, умения, навыки и сможет их использовать при обучении в школе. С помощью разнообразных техник и материалов ребенок учится отражать свои впечатления от окружающей действительности, воплощать образы воображения в реальные формы.
Вспомните, какое значение придаёт ребёнок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). По мнению взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребёнка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Работа с крупой, с опилками, с карандашными стружками, с макаронами, флористическим материалом развивают у детей не только эмоциональную чувствительность, но и логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения детей. При такой работе происходит интенсивный массаж рук и кончиков пальцев, что способствует развитию мелкой моторики.
Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Я организовала в своей группе (у меня был старший возраст) кружок «Мастерилкины друзья», цель которого заключалась в развитии творческих способностей детей через использование нетрадиционных изобразительных техник. Элементы этой деятельности можно также использовать как часть непосредственно образовательной деятельности.
В организации такой работы я придерживаюсь следующей последовательности:
- Работа начинается с проблемной ситуации, требующей разрешения.
- Игры, направленные на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, массажи. Массаж выполняем с тем материалом, из которого будем создавать «рисунок»: макароны, бусы, верёвочка, пуговицы и т.д.
- Работа над «рисунком».
«Рисунки» из бросового материала можно каждый раз выполнять в разных вариациях, выкладывая их на картоне (приклеивая, например, верёвочку и раскрашивая рисунок), на ковролине, на бархатной бумаге.
Процесс создания рисунка можно разделить на следующие этапы:
Беседа – подготовка к работе.
Перенос образца на картон.
Наклеивание исходного материала на картон.
Раскрашивание получившегося рисунка.
4. Выставка работ.
Картины, коллажи, рамки для фотографий – все это мои воспитанники с большим удовольствием делают из различных подручных материалов. В основном дети выполняют работы на картоне или на бросовом материале (баночках, коробочках, бумажных тарелочках).
Сегодня я хочу рассказать о наиболее интересных, на мой взгляд, нетрадиционных изобразительных техниках, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В своей работе я использую такие нетрадиционные техники как «Флористика» и «Макаронопластика».
«Флористика» – это создание флористических композиций (букетов, картин, панно и пр.) из разнообразных природных материалов. В процессе творческой работы с природным материалом формируется основа эстетического отношения к природе. Искусство флористики доступно практически каждому. Важно научить детей ассоциативно воспринимать природный материал, видеть скрытые в нем художественные образы.
Я подготовила для вас небольшие памятки, из которых вы узнаете о том, как подготовить растения для композиций.
«Макаронопластика» - создание композиций с использованием макарон. Макароны - не только вкусная еда, но и прекрасный материал для творчества. Макаронные изделия имеют множество различных форм и даже цветов, хотя любые макароны можно покрасить краской-аэрозолем. Чем разнообразнее макароны, тем интереснее получаются работы. Дети могут сначала выложить работу, а затем её раскрасить, или, сначала раскрашивают макаронные изделия в разные цвета, а потом из них выкладывают композицию.
Краска на макароны ложится легко и быстро. Высохшие бусы можно украсить разноцветными точками с блестками с помощью декор-клея, или цветными точками с помощью ватных палочек и густой гуаши. Готовые работы: бусы, аппликации и другие поделки можно при желании покрыть лаком. Готовые изделия, покрытые краской из баллона (такая краска ложится ровнее, особенно золотая или серебренная), не знакомых с подобным видом творчества людей, вводит в заблуждение. Достаточно трудно понять, из какого материала сделаны эти работы.
Не менее интересны работы из цветных опилок.
В основе создания работ из цветных опилок лежит посыпная техника. Она достаточно проста и интересна детям. Древесные опилки можно покрасить во все цвета радуги и сделать из них очень красивые панно или оформить стены групповой комнаты, приемной. Работы получаются красочными и выигрышно смотрятся в интерьере группы, что вселяет в детей уверенность в своих силах, демонстрирует значимость художественной деятельности, позволяет создать положительный настрой на создание новых работ.
Для изготовления композиции из опилок нужны, конечно, в первую очередь опилки, желательно светлые, а также краски: гуашь или темпера на поливиниловой основе или акварель. Смешивая их в разных пропорциях с белой водоэмульсионной краской и водой, вы получите по несколько оттенков любого цвета.
Чтоб покрасить опилки, понадобятся: резиновые перчатки, красящий раствор, таз и старые газеты.
Насыпаем опилки в таз, добавляем в них подготовленный краситель и хорошо перемешаем содержимое таза руками.
Работаем только в резиновых перчатках!
После покраски выкладываем опилки на бумаге тонким слоем до полного высыхания. Хранить крашеные опилки лучше всего в прозрачных пластиковых бутылках.
Литература:
- Дизайн и дети: Методические рекомендации // Автор-составитель Л.А.Лялина. – М.: ТЦ Сфера. – 2006
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Конспекты занятий в изостудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008
- Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003
- Никитина А.В. Рисование верёвочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. СПб: КАРО, 2006