Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
8 минут 7799 1808

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

SafinaДорогие друзья, мы рады представить вам Сафину Ирину Рафисовну, воспитателя МБДОУ № 48 "Детский сад присмотра и оздоровления «Золотая рыбка»" города Норильска, Красноярского края. Сегодня Ирина Рафисовна с радостью делится с нами статьей "Нетрадиционные приемы и средства развития творческих способностей дошкольников".

Краткий комментарий к статье от Ирины Рафисовны:

"Мой педагогический стаж составляет 21 год. После окончания Башкирского государственного педагогического института начала работать в детском саду "Золотая рыбка" города Норильска. Работу свою полюбила сразу. По характеру я человек общительный, коммуникабельный, добродушный. Интересы мои разнообразны: люблю спорт, живопись, театр. В работе показаны пути решения проблемы неготовности детской руки к письму и к школе в целом. Целевая аудитория на которую направлена моя разработка - педагоги дошкольного и начального школьного образования."

Увлекательного чтения...


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев…» Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Я обратилась к творческой деятельности детей не случайно, ведь для детей создавать что-то новое так же необходимо, как дышать, это гарантия того, что ребёнок усвоит новые знания, умения, навыки и сможет их использовать при обучении в школе. С помощью разнообразных техник и материалов ребенок учится отражать свои впечатления от окружающей действительности, воплощать образы воображения в реальные формы.

Вспомните, какое значение придаёт ребёнок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). По мнению взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребёнка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Работа с крупой, с опилками, с карандашными стружками, с макаронами, флористическим материалом развивают у детей не только эмоциональную чувствительность, но и логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения детей. При такой работе происходит интенсивный массаж рук и кончиков пальцев, что способствует развитию мелкой моторики.

Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Я организовала в своей группе (у меня был старший возраст) кружок «Мастерилкины друзья», цель которого заключалась в развитии творческих способностей детей через использование нетрадиционных изобразительных техник. Элементы этой деятельности можно также использовать как часть непосредственно образовательной деятельности.

В организации такой работы я придерживаюсь следующей последовательности:

  1. Работа начинается с проблемной ситуации, требующей разрешения.
  2. Игры, направленные на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, массажи. Массаж выполняем с тем материалом, из которого будем создавать «рисунок»: макароны, бусы, верёвочка, пуговицы и т.д.
  3. Работа над «рисунком».

«Рисунки» из бросового материала можно каждый раз выполнять в разных вариациях, выкладывая их на картоне (приклеивая, например, верёвочку и раскрашивая рисунок), на ковролине, на бархатной бумаге.

Процесс создания рисунка можно разделить на следующие этапы:

Беседа – подготовка к работе.

Перенос образца на картон.

Наклеивание исходного материала на картон.

Раскрашивание получившегося рисунка.

4. Выставка работ.

Картины, коллажи, рамки для фотографий – все это мои воспитанники с большим удовольствием делают из различных подручных материалов. В основном дети выполняют работы на картоне или на бросовом материале (баночках, коробочках, бумажных тарелочках).

Сегодня я хочу рассказать о наиболее интересных, на мой взгляд, нетрадиционных изобразительных техниках, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В своей работе я использую такие нетрадиционные техники как «Флористика» и «Макаронопластика».

«Флористика» – это создание флористических композиций (букетов, картин, панно и пр.) из разнообразных природных материалов. В процессе творческой работы с природным материалом формируется основа эстетического отношения к природе. Искусство флористики доступно практически каждому. Важно научить детей ассоциативно воспринимать природный материал, видеть скрытые в нем художественные образы.

Я подготовила для вас небольшие памятки, из которых вы узнаете о том, как подготовить растения для композиций.

«Макаронопластика» - создание композиций с использованием макарон. Макароны - не только вкусная еда, но и прекрасный материал для творчества. Макаронные изделия имеют множество различных форм и даже цветов, хотя любые макароны можно покрасить краской-аэрозолем. Чем разнообразнее макароны, тем интереснее получаются работы.  Дети могут сначала выложить работу, а затем её раскрасить, или, сначала раскрашивают макаронные изделия в разные цвета, а потом из них выкладывают композицию.

Краска на макароны ложится легко и быстро. Высохшие бусы можно украсить разноцветными точками с блестками с помощью декор-клея, или цветными точками с помощью ватных палочек и густой гуаши. Готовые работы: бусы, аппликации и другие поделки можно при желании покрыть лаком. Готовые изделия, покрытые краской из баллона (такая краска ложится ровнее, особенно золотая или серебренная), не знакомых с подобным видом творчества людей, вводит в заблуждение. Достаточно трудно понять, из какого материала сделаны эти работы.

Не менее интересны работы из цветных опилок.

В основе создания работ из цветных опилок лежит посыпная техника. Она достаточно проста и интересна детям. Древесные опилки можно покрасить во все цвета радуги и сделать из них очень красивые панно или оформить стены групповой комнаты, приемной. Работы получаются красочными и выигрышно смотрятся в интерьере группы, что вселяет в детей уверенность в своих силах, демонстрирует значимость художественной деятельности, позволяет создать положительный настрой на создание новых работ.

Для изготовления композиции из опилок нужны, конечно, в первую очередь опилки, желательно светлые, а также краски: гуашь или темпера на поливиниловой основе или акварель. Смешивая их в разных пропорциях с белой водоэмульсионной краской и водой, вы получите по несколько оттенков любого цвета.

Чтоб покрасить опилки, понадобятся: резиновые перчатки, красящий раствор, таз и старые газеты.

Насыпаем опилки в таз, добавляем в них подготовленный краситель и хорошо перемешаем содержимое таза руками.

Работаем только в резиновых перчатках!

После покраски выкладываем опилки на бумаге тонким слоем до полного высыхания. Хранить крашеные опилки лучше всего в прозрачных пластиковых бутылках.

Литература:

  1. Дизайн и дети: Методические рекомендации // Автор-составитель    Л.А.Лялина. – М.: ТЦ Сфера. – 2006
  2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
  3. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Конспекты занятий в изостудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008
  4. Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М., 2003
  5. Никитина А.В. Рисование верёвочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. СПб: КАРО, 2006

 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2679 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677