Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
13 минут 6918 2048

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

GordienkoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Гордиенко Татьяной Валентиновной, воспитателем МБДОУ № 48 "Детский сад присмотра и оздоровления «Золотая рыбка»" города Норильска, Красноярского края. Сегодня Татьяна Валентиновна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Теоретическое обоснование изучения фонематической системы языка у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье:

"Мой стаж работы в образовании составляет 6 лет. В свободное от работы время занимаюсь рукоделием, посещаю различные общественные мероприятия. Мне всегда хочется дать и детям как можно больше тепла, любви и знаний. Люблю вместе с детьми выполнять творческие задания, но особенно стараюсь уделить внимание их речевому развитию. Из года в год совершенствую свое мастерство, посещая разнообразные курсы повышения квалификации, изучаю различную литературу, направленную на речевое и интеллектуальное развитие детей. Хочется, чтобы наши дети выросли крепкими, здоровыми и уверенными в себе гражданами, занимающими достойное место в обществе."

Познавательного чтения...


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Дошкольный возраст это период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью, а также активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка. В дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия. Это дает возможность различать звуковысотные, тембровые, ритмические, фонематические признаки звуков. И от того насколько правильно ребенок умеет различать эти признаки, и будет зависеть произносительная сторона его речи.

Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связано с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата (Л.В.Нейман, М.Р.Богомильский). Сформированность речевого слуха открывает перед ребенком возможность четко произносить звуки и различать их, правильно строить предложения, широко познавать окружающий мир, получить объем знаний, необходимый для успешного обучения в школе.

Вопросами фонетико – фонематического недоразвития речи у дошкольников и спецификой его проявления занимались Г.А.Каше, Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Т.Б.Филичева, Л.Г.Парамонова, Р.В.Лопатина и др. В своих исследованиях они указывали на связь между нарушениями фонематических процессов и нарушениями звукопроизношения и отмечали несомненную связь между развитием фонематических функций и развитием речи в целом, в формировании процессов чтения и письма.

Формирование речевого слуха у детей начинается при восприятии речи окружающих и собственном проговаривании. С раннего возраста нормально развивающийся ребенок, слыша звуки окружающего мира, наблюдая за артикуляцией взрослых, пытается им подражать. При этом ребенок постоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка. Одна и та же фонема звучит по-разному при произнесении её ребенком и взрослым; мужчиной и женщиной; при громком и тихом тембре голоса и т. д.

И.П.Павлов неоднократно подчеркивал, что слово является таким же раздражителем, как и всякий другой. С самых первых моментов овладения языком оно предстоит перед ребёнком, прежде всего, своей материальной, звуковой стороной. Именно с ней ребёнок, прежде всего, имеет дело, когда учится понимать первые слова, а тем более – когда учится их произносить.

При правильных условиях воспитания и обучения дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. Ребенок начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонетическими признаками, он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

Наличия первичного фонематического слуха вполне достаточно для повседневного общения, т.к. он обеспечивает понимание слов и их значений, но его не достаточно для овладения чтением и письмом. В возрасте 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического развития, они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Все это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом и является необходимым условием для усвоения письма и чтения.

Однако, различные авторы, занимающиеся изучением речевого развития большого количества дошкольников, показывают, что в возрасте 5-6 лет имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и ее восприятия, и их готовность к обучению во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков речи.

Неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена в частности тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка.

А.Н.Гвоздевым, В.И.Бельтюковым, Н.Х.Швачкиным, Г.М.Ляминой было доказано, что необходимо целенаправленное формирование более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить звуковой анализ структуры слова. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием.

Восприятие речи представляет собой сложный и многомерный психический процесс, который происходит по тем же общим закономерностям, что и любой другой вид восприятия. Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении. Таким образом, восприятие речи осуществляется на двух ступенях — собственно восприятия и понимания речевого высказывания.

Понимание речи включает в себя и активное употребление речи. Л.С.Выготский считал, что смысловая сторона речи и понимание идут в своем развитии от целого к части, от предложения к слову, а внешняя сторона речи, ее продуцирование — от слова к предложению.

Одним из ключевых моментов в процессе речевого восприятия является фонемный анализ слова. Фонематический анализ – умственное действие по анализу звуковой структуры слова. Под фонемным анализом мы понимаем: во-первых, выяснение порядка следования фонем в слове; во-вторых, установление различительной функции; в-третьих, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку. Фонемный анализ должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка, без которой невозможно сформировать действие воссоздания звуковой формы слова, то есть невозможно научить читать.

Фонемный анализ, в отличие от фонематического восприятия, предполагает отделение звуковой оболочки слова от значения, выделение в ней далее неразложимых единиц и порядка их следования, сопоставление звуковых форм слов и выяснение их сходства и различия, соотнесение различий в значениях слов с различиями в их фонемном составе. Только на основе фонемного анализа может быть сформировано знание о фонемном составе языка, системе фонем и тех основных противопоставлениях, которые характерны для данного языка.

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В.К.Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычисление первого и последнего звука в слове, а также определение места (начало, середина, конец). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам. Это форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Нарушение фонематического анализа у детей может быть обусловлено:

  • нарушением слухопроизносительной дифференциации, проявляющейся в том, что в процессе анализа структуры слова происходят замены акустически и артикуляционно близких звуков;
  • трудностями переноса действия фонематического анализа в умственный план на основе фонематического представления. Это проявляется в сложности фонематического анализа, если слово не было произнесено вслух;
  • неумением расчленить слог при анализе – вместо звука называется слог;
  • невозможностью определить временную последовательность звуков в слове.

Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявления дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различных уровнях фонематического восприятия.

Нечеткое восприятие и отсутствие слухового контроля способствуют стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов. Для детей с недостаточностью слухового восприятия речи автоматизация и закрепление правильного произношения представляют большие трудности. Умея правильно произнести данный звук, они не вводят его в речь, не замечают своих ошибок и продолжают говорить со старой речевой установкой.

Иногда дети с ФФН с трудом произносят слова со сложной слоговой структурой и со стечением согласных звуков (это относится к малознакомым и трудным словам).

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различия звуков, при фонетико–фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая задержка в формировании грамматического строя речи, отставание лексико-грамматического развития.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу слова — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п..

Фонетико-фонематическое недоразвитие проявляются в следующем: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков, при этом остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно; при сформированной артикуляции наблюдается неразличение звуков из разных фонетических групп, грубо нарушается звуковой анализ слова; нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи; неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:

  1. пропуск букв, слогов, предлогов;
  2. замена и перестановка букв, слогов;
  3. «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
  4. недочитывание окончаний слов;
  5. искажение слов;
  6. добавление лишних букв, слогов и даже слов;
  7. «угадывание» слов.

Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.

С целью проведения профилактики нарушения письма и чтения в будущем, необходимо проводить систематическую логопедическую работу по развитию фонематического анализа и синтеза слова у детей с нарушениями речевого развития с учетом сложности форм фонематического анализа и синтеза, характера выделяемых звуков и особенности звуковой структуры слова.

Только в случае специального обучения с логопедом, дети с нарушенными фонематическими процессами к моменту поступления в школу хорошо подготавливаются к усвоению общеобразовательной программы, овладевают способностью различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознано контролируют звучание собственной и чужой речи, умеют последовательно выделять звуки из состава слова, определять их количество, а также сливать звуки в слова. 

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 3089 46

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6924 677