Дорогие друзья, сегодня участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Овчаренко Татьяна Григорьевна, заместитель директора, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "Центр детского творчества" города Калачинска, Омской области, с радостью делится с нами статьей "ПДД для дошкольников". Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Григорьевны:
"Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице начинаем проводить уже в дошкольном возрасте. При этом педагоги четко знают все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников."
Увлекательного чтения...
Студия социальной адаптации и творческого развития детей дошкольного возраста города Калачинска Омской области существует более 20 лет. Реализуются 10 образовательных курсов, среди которых курс – «Познаем мир». Ежегодно около 80 детей становятся воспитанниками Студии, поэтому теме безопасного движения отводится особое место в образовательной программе Студии, в деятельности Центра детского творчества. ЦДТ проводит большую работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Изучение правил дорожного движения, активная пропаганда «дорожной азбуки» среди воспитанников - таковы основные направления деятельности учреждения по данному вопросу. Этой работой занимаются опытные педагоги совместно ОГИБДД МО МВД России «Калачинское». Залогом успешности такой работы является использование разнообразных по содержанию и форме видов деятельности: работа д/о «Юные помощники ГАИ», «Юный водитель», проведение викторин, бесед, конкурсов, акций для детей. Для плодотворной работы по данному направлению в учреждении функционирует кабинет по ПДД, идет строительство тренировочной площадки «Автогородок».
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице начинаем проводить уже в дошкольном возрасте. При этом педагоги четко знают все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.
Инновационный подход к организации совместной деятельности с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
Блок «Обучение безопасному поведению на улице» является составной частью образовательных курсов Студии «Познаем мир», «Развитие речи», «Приобщение к миру художественной литературы». Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром изучается дорожная среда, а на занятиях по развитию речи – вопросы изучения слов, выражений по тематике дорожной безопасности.
Занятия для дошкольников проводятся в кабинете по ПДД. Воспитанники Студии – лауреаты конкурсов, проводимых сотрудниками ГИБДД: областной и районный конкурс театрального мастерства «Ее величество Дорожная азбука», творческий конкурс «Лучший рассказ по ПДД, сюжетно – ролевая игра «Путешествие по Доброй Дороге». Кроме этого, уже стало традицией организация встреч с инспекторами ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.
В образовательном процессе применяются следующие принципы:
- внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы Студии нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. В сентябре проводится цикл экскурсии в МЧС, Центр детского чтения, а пешеходные прогулки несут практическую значимость по изучению ПДД.
- принцип наглядности. Традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда дети самостоятельно в кабинете по ПДД имеют возможность расставить дорожные знаки, простроить безопасный путь от дома к Центру детского творчества. Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода педагог помогает ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия. В целом цикл занятий, проводимых в данном кабинете, направлен на развитие у дошкольников познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Основные из них:
- умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;
- умение различать величину транспорта;
- умение определять расстояние до приближающегося транспорта;
- знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;
- понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);
- понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;
- умение связно выражать свои мысли.
В кабинете при помощи стендового материала (макеты) педагог показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром.
Используются на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- самостоятельная работа в альбомах по рисованию;
- интерактивный опрос.
Таким образом, программа Студии имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.