Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи
7 минут 6629 2082

Взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи

SincovaДорогие друзья, мы рады представить вам Синцову Анжелу Аликуловну, старшего воспитателя БМКДОУ № 22 города Березовского, Свердловской области. Анжела Аликуловна окончила Уральский государственный педагогический университет "Управление дошкольным образованием". По характеру доброжелательная, общительная и не равнодушная к своей работе. Сегодня Анжела Аликуловна с удовольствием предлагает  вашему вниманию статью "Взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи". Статья будет интересна педагогам дошкольного образования.

Краткий комментарий к статье от Анжелы Аликуловны:

"Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней."

Познавательного чтения...


Взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов.

Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др.

Взаимодействие воспитателя и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
  • пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
  • информационно-педагогические материалы;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Дошкольное учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Но перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой, включающей «открытость внутрь» и «открытость наружу».[1]

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей. Другие родители включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Общаясь с родителями, педагог не скрывает, когда в чем-то сомневается, он просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, личности собеседника. Вместе с тем педагогический такт, как важнейшее профессиональное качество, позволяет педагогу вызывать родителей на доверительное общение.

Таким образом, взаимодействие воспитателей с родителями, это:

  • во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.
  • во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
  • в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.
  • в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

В этой связи взаимодействие ДОУ и семьи предстает в виде структурного взаимодействия, которое направлено на развитие и социализацию детей, т.к. в юном возрасте важно как общение со сверстниками в рамках воспитательного процесса в ДОУ, так и здоровое семейное общение.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2680 43

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6694 677