Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА-ДОКЛАД
18 минут 6026 1759

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА-ДОКЛАД

PetuhovaNVДорогие друзья, мы рады представить вам Петухову Нину Васильевну, преподавателя Высшей квалификационной категории теоретических дисциплин МБОУ ДОД "ДМШ №20" города Осинники,  Кемеровской области. Нина Васильевна профессионально грамотный специалист и ответственный работник. За высокое профессиональное мастерство и за многолетний добросовестный труд многократно награждена почетными грамотами и благодарственными письмами. Сегодня Нина Васильевна с удовольствием предлагает вашему вниманию методическую разработку-доклад "Секрет Страдивари". Разработка будет интересна музыкальным руководителям и педагогам.

Краткий комментарий к методической разработке от Нины Васильевны: 

"Наша тема называется «Секрет Страдивари». Антонио Страдивари – кто он и почему до сегодняшнего дня его имя окружено ореолом величия, таинственности и даже мистики (это когда мы верим во что-либо сверхъестественное, необъяснимое)? И поскольку прозвучало слово «секрет», - это означает, что сегодня вы сможете узнать то, что знают немногие."

Познавательного чтения...


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА-ДОКЛАД

на тему: «Секрет Страдивари или как ремесло мастера можно превратить в настоящее искусство»

ВВЕДЕНИЕ

На первый взгляд, этот материал не входит в учебные программы. Однако он дает представление о талантливом современнике великих композиторов и исполнителей 17-18 вв., создавших великую итальянскую скрипичную школу. А это было бы невозможно без совершенных по форме и звуку струнно-смычковых инструментов.

Немаловажно и то, что лекция ведется в форме диалога со слушателями (зачастую, беспокойных школьников) и заставляет их быть в постоянном внимании в беседе и в прослушивании музыкальных произведений.

Благодаря художественной форме изложения, параллелям с современностью, ярким музыкальным примерам, слушатели откроют для себя неизвестные страницы музыкального барокко и, надеюсь, что у них укрепится или появится интерес к скрипичной музыке.

Т.В.Пустынных

СЕКРЕТ СТРАДИВАРИ

Наша тема называется «Секрет Страдивари». Антонио Страдивари – кто он и почему до сегодняшнего дня его имя окружено ореолом величия, таинственности и даже мистики (это когда мы верим во что-либо сверхъестественное, необъяснимое)? И поскольку прозвучало слово «секрет», - это означает, что сегодня вы сможете узнать то, что знают немногие. А сможет ли секрет открыться вам, - зависит от того, согласны ли вы не просто слушать, но и размышлять вместе со мной, отвечать на вопросы, представлять себя на месте тех людей, о которых пойдёт речь?

И так, перенесёмся на 300 с лишним лет назад, на 2 тыс. км на запад в солнечную Италию и окажемся в городке, который сегодня знают во всём мире, а тогда это был провинциальный городок на севере страны – Кремона. Именно здесь жили люди, создававшие музыкальные инструменты, и превратившие это ремесло в подлинно высокое искусство. И несколько веков мы восторгаемся их творениями, как произведениями великих художников, скульпторов, архитекторов, композиторов. И, значит, героем нашей встречи будет не выдающийся композитор или знаменитый исполнитель (к чему мы привыкли), а человек, который всю свою жизнь посвятил изготовлению скрипок, - Антонио Страдивари.

Музыкальные инструменты своим характером, поведением, судьбой удивительно похожи на людей, а значит они не похожих друг на друга. Одни – общительны, говорливы, громогласны, а другие – замкнуты, немногословны, одни – внешне блестящие, любят привлекать к себе внимание, а у других – негромкий голос, и они умеют ждать когда их услышат.

Каждый народ имеет свой национальный инструмент, который отражает характер, темперамент, сокровенные струны души этого народа: в Украине – бандура, в России – балалайка, волынка шотландская, арфа – в Ирландии (единственный инструмент, который существует в гербе страны), а народным инструментом Италии была и есть скрипка. Голос её несколько веков назад был довольно резким и не всегда певучим. Однако она звучала на народных праздниках, в придорожных кабачках, на улице; под музыку скрипки пели, танцевали, она могла заставить безудержно веселиться и страдать, плакать.

И сейчас, на примере прослушанных сочинений, мы узнаем, какие мелодии подвластны её высокому голосу.

- М.Скорик. Мелодия. Как бы вы охарактеризовали звук скрипки, её голос? Это певучая, берущая за душу мелодия. И, не случайно, именно об этом инструменте говорят: «Скрипка поет».

- Н.Паганини. Концерт В-dur ор.6 – в этом примере мы воспринимаем скрипку как виртуозный инструмент, которому подвластны быстрые, стремительные, зажигательные пассажи.

Этот небольшой, удобный для исполнения инструмент получил такую популярность в Италии, что появилась необходимость создавать скрипки.

И вот, в Кремоне, нач. с середины 16 века, открылись первые мастерские, а уже в 17 веке творили такие мастера как Никколо Амати (род начался от деда Андреа Амати), Джузеппе Гварнери (вошел в историю как Гварнери дель Джезу), Гаспаро Бертолотти. Но до классического совершенства этот инструмент довёл Антонио Страдивари.

Как же давно это было, мастера давно нет в живых, а инструменты, рождённые его руками, умом и сердцем живут до сегодняшнего дня. И кто только не изучал их: физики, математики, музыковеды, исполнители. Известны факты, когда скрипки Страдивари разламывали, просчитывая размеры деталей, сдирали лак, чтобы узнать его состав и, как они думали, узнать то, что знал Страдивари, и что помогало ему создавать свои бессмертные инструменты. Можно ли было таким варварским способом узнать секрет мастера?.. Еще великий Моцарт в маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» говорит: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

А сейчас представим себе, что мы находимся не в концертном зале, а в мастерской Страдивари. Посредине – длинный верстак, на котором детали будущих инструментов, на стенах – длинные доски с крюками, на которых висят незаконченные скрипки, виолончели, ждущие своей очереди. Вдруг – стук в дверь. Раздраженный Страдивари кричит: «Войдите!». В дверях появляется толстый человек в почтительной (уважительной) позе. Увидев его, мастер вдруг срывается с места, хватает по пути лежащий на верстаке деревянный брусок и подскакивает к гостю: «Что вы мне такое принесли? Пощупайте, сеньор, пощупайте, ведь оно твердое, как железо, оно может только скрипеть. Вы скоро станете присылать мне дерево с пятнами и сучками». Пришедший молчит и ждет, а Страдивари продолжает: «Вы, вероятно, ошиблись адресом, вы хотели послать эту ёлку гробовщику, потому что это дерево поистине для гроба. Эта ёлка росла на болоте, а потом вы, наверное, поджаривали её на огне, как поджаривают каштаны».

Вы догадались, с кем так эмоционально разговаривает мастер? (поставщик дерева для будущих инструментов)

И тут толстяк достаёт еще образцы. Мастер тут же замолкает, садится за стол и начинает пристально рассматривать дерево. Он измеряет, пробует на ощупь расстояние и выпуклость годовых колец, следит глазами за тонкими линиями древесины, берёт лупу и рассматривает мелкий древесный рисунок. Потом о щёлкает дерево ногтем, твёрдым, как лопатка, ногтем мастерового, и сразу же быстро подносит к уху; строгает и опять подносит к уху, осторожно постукивая по краям. Он «слушает» дерево, точно добивается, чтобы оно «заговорило». Так вот сколь важным оказывается дерево, его вид для каждой части скрипки, распил под определённым углом и потому мастер предъявляет такие строгие требования к, на первый взгляд обыкновенному, деревянному бруску. Настоящие знатоки-заготовщики смотрели, на какое дерево больше садились птицы, спиливали только зимой, да так, чтобы оно не упало, а было осторожно опущено на землю. Затем выбирали особый кусок (у комля), а остальное шло на дрова. И такой вот кусок дерева должен был стать музыкальным инструментом неповторимой формы, со своим голосом и характером!

Еще в детстве Антонио мечтал стать учеником известного мастера Никколо Амати. В то время Амати было около 60 лет, на его скрипках играли в Италии и за её пределами. Но брать учеников он уже не хотел, потому что понимал – это каждодневный кропотливый труд и не каждый способен пройти этот путь.

Восьмилетний Антонио, играя с ребятами на улице, часто видел, как проезжала карета, в которой находился Амати. Мальчик останавливался и смотрел до тех пор, пока карета не исчезала за поворотом. Но однажды, отбросив страх, он подскочил к карете, дернул на себя дверь и увидел недовольное лицо мастера:

- Возьмите меня в ученики!

- Это очень тяжелая работа

- Возьмите меня к себе в мастерскую

- Я не буду платить тебе деньги (Амати думал, что он хотел заработать как можно больше). Ты будешь получать только одежду и пищу (в надежде, что ребенок не согласится)

- Я согласен.

И тогда Амати недоуменно воскликнул: «Зачем тебе это?!»

И как вы думаете, что же ответил мальчик?

- Я хочу узнать секрет звука.

На следующий день Антонио стал учеником Амати, трудился в его мастерской без устали больше десяти лет. Есть скрипка, на этикетке которой сохранилась надпись «сделано в возрасте тринадцати лет в мастерской Никколо Амати». И только в двадцать три года Страдивари создал первую именную скрипку, открыв свою мастерскую. И дальнейший долгий путь будет непростым для него – это будет путь поиска, проб, неудач, открытий…

Можно задаться вопросом, а появилась бы великая школа итальянских скрипачей-виртуозов и композиторов в лице Арканджелло Корелли, Томазо Альбинони, Антонио Вивальди, если бы скрипка не стала столь совершенной в руках Страдивари? Вопрос риторический. И это значит, что если бы не было великих мастеров, то мир лишился бы огромного количества замечательной музыки. Так, гениальный итальянский скрипач и композитор Антонио Вивальди создал свои концерты благодаря инструментам Страдивари, он знал его скрипки, играл на инструменте мастера и, как талантливый исполнитель, мог творить чудеса.

- А.Вивальди. Концерт «Зима» из цикла «Времена года». Как трепетно и взволнованно звучит солирующая скрипка!

… Однажды в мастерскую Страдивари зашел богатый человек (это было видно по его внешнему виду). И попросил продать скрипку, указав на одну из них. Но мастер отказал ему. Как вы думаете почему?.. Оказывается, эта скрипка входила в состав струнного квартета (2 скрипки, альт, виолончель), и это значит, что скрипка создавалась для ансамблевого исполнения. В этом случае важно, чтобы все инструменты звучали как одно целое: гармонично и стройно. И этот факт говорит о том, что Страдивари делал также альты и виолончели, хотя и в значительно меньшем количестве.

- К.Сен-Санс. «Лебедь» из «зоологической» фантазии «Карнавал животных».

Каждый инструмент Страдивари имел неповторимый голос. В поисках этого он много работал над формой скрипки, меняя её размеры, делая более выпуклой или плоской деки, выполняя срезы под разным углом, удлиняя или укорачивая головку. Эта была долгая, кропотливая работа в течение не месяцев, не лет, а десятилетий. И все эти годы Страдивари искал, пробовал, изобретал необходимый состав лака. Зачем он нужен? (обязателен показ инструмента).

  1. Он делает инструмент красивым. Созданные в «золотой период» скрипки необычайно нарядны. В зависимости от освещения инструмент приобретает разные оттенки: от нежно-золотисто-оранжевого до яркого темно-красного.
  2. Он делает звук инструмента более качественным и неповторимым по тембру.
  3. Благодаря лаку, инструменты живут уже несколько столетий.

Почему каждый инструмент Страдивари уникален по голосу, тембру, силе звука, не повторяя друг друга? Откуда приходили эти голоса. Ведь делая скрипку, Страдивари как будто слышал, как она будет звучать. Образцом для инструментов стал голос человека. Италия – страна bel cаnto, - давала необозримый простор для творчества. И потому, одни скрипки имели высокий, легкий, полетный звук, другие предназначались для камерного ансамбля, голоса третьих – при всей их певучести обладали силой и мощью. Именно он создал скрипки, которые обладают, как мы сегодня говорим, стереофоническим эффектом (охватывают весь объем зала).

- Ф.Шуберт. «Ave, Maria» - символ человеческой чистоты и любви.

Страдивари прожил долгую жизнь, он умер в возрасте 93 лет, из них 85 лет он отдал скрипке. К сожалению, два его сына лишь в незначительной степени приблизились к достижениям отца, но не смогли продолжить начатое им дело.

Страдивари, кажется, при жизни получил все, о чем мог мечтать человек, - славу, богатство, громкое имя, на его инструментах играли короли Испании, Англии, Польши, главы многочисленных городов-государств Италии тех лет, знатные вельможи, знаменитые исполнители. Но до последних дней жизни он работал, не покладая рук, не почивая на лаврах (после смерти осталось много незаконченных инструментов…). Он создал около 2,5 тыс. инструментов. До наших дней сохранились 732, из которых 19 – альтов, 63 – виолончели, а остальное количество, более 600 – скрипки.

Страдивари ничто не останавливало: ни тяжелая работа, длившаяся с раннего утра и до позднего вечера, ни временные неудачи, ни отказ от радостей жизни, которые есть у обычного человека, да и сыновьям не хватило отцовского внимания и любви.

Вся его работоспособность, ум, руки, сердце, а если сказать одним словом – талант, были отданы одному – созданию совершенного творения, какими стали его скрипки, и в этом и заключается секрет Страдивари!

Примечания

1. Мастера Кремонской школы использовали для нижней деки, обечаек и головки скрипки клен, а верхнюю деку делали из ели или пихты. На виолончелях и контрабасах нижние деки выполняли из груши и платана.

2. Городок Кремона находится между Венецией и Миланом. Антонио Вивальди родился, жил и творил в Венеции.

3. К первой части концерта «Зима» А.Вивальди предпослал стихи:

«Морозной гладью стелиться дорога.

И человек иззябшими ногами

Притоптывая чуть, стуча зубами,

Бежит, чтобы согреться хоть немного»

4. Ни одно создание творца не станет произведением искусства, если не будет восхищать людей своей красотой. Внешний облик скрипок Страдивари совершенен как и сам звук его инструментов.

На первой странице портрет Антонио Страдивари работы Ф.Джальдизи, в жанре миниатюры-медальона. 1691г.

Список литературы.

1. В.Стахов. Скрипка и её мастера в наши дни. – Л.1978-58с.

2. Е.Тынянова. Мастер Антонио Страдивари. – М.1985-31с.

3. С.Понятовский. Альт. – М. 1974-100с.

4. С.Понятовский. История альтового искусства. – М. 1984-224с.

5. А.Кленов. Секрет Страдивари. – М. 1977-62с.

6. В.Григорьев. Никколо Паганини. Жизнь и творчество. – М. 1987-144с.

7. Г.Фрид. Музыка. Общение. Судьбы. – М. 1987-238с.

Рекомендуемый репертуар для темы.

  1. М.Скорик. Мелодия.
  2. М.Дремлюга. Лирическая песня.
  3. В.Гомоляка. 10 пьес (Элегия, Карпатская мелодия, Гуцулка…)
  4. А.Вивальди. Концерты из цикла «Времена года» (а также концерты для скрипки с оркестром на выбор преподавателя).
  5. Н.Паганини. Каприсы для скрипки solo.

«Вечное движение».

Концерт для скрипки с оркестром B-dur ор. 6. Рондо

  1. И.С.Бах – Ш.Гуно. Ave Maria.
  2. Ф.Шуберт. Ave Maria.
  3. А.Рубенштейн. Мелодия F-dur (Переложение для скрипки и струнного ансамбля).
  4. К.Крейслер. Мелодия «Муки любви».

«Прелюдия и Allegro в стиле Пуньяни».

  1. Ф.Шуберт. Музыкальный момент F-moll (переложение для скрипки и фортепиано).
  2. П.Чайковский. Пьесы из цикла «Детский альбом» (Старинная французская песенка, Неаполитанская песня, Игра в лошадки, Сладкая греза и др.). Переложения для скрипки и фортепиано.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2132 35

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6541 677