Дорогие друзья, мы рады представить вам Германову Валентину Ивановну, воспитателя высшей категории МБ ДОУ детский сад № 208 города Красноярска, Красноярского края. Все мы знаем, какую важную роль в нашей жизни играет здоровье. Сегодня Валентина Ивановна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе", в которой делится с нами своим профессиональным опытом по формированию и укреплению здоровья дошкольников. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Валентины Ивановны:
"В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья является особо актуальной как в рамках государственной политики, так и непосредственно в жизни отдельно взятого города, учреждения, человека. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной."
Увлекательного чтения...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья является особо актуальной как в рамках государственной политики, так и непосредственно в жизни отдельно взятого города, учреждения, человека. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей
В процессе своей профессиональной деятельности придерживаюсь принципа: «Здоровье – главная жизненная ценность». В соответствии с данным принципом, определила для себя приоритетное направление в работе – сохранение и укрепление здоровья детей, которое реализую на протяжении многих лет.
Цель моей деятельности в рамках приоритетного направления – укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребёнка, формирование у детей культуры здоровья и потребности в занятиях физической культурой, внедрение инновационных оздоровительных технологий в образовательную практику.
Работу по достижению поставленной цели осуществляю в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Законом РФ «Об образовании;
- Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Конвенцией о правах ребёнка;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ;
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
- Уставом ДОУ;
- Образовательной программой МБДОУ;
- Программой «Развивающая педагогика оздоровления»
В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова.
Особое внимание в процессе работы по реализации данного направления уделяю подбору и изучению специальной литературы по данной тематике, информационным подборкам из сети Интернет. Отобранный мной материал был изучен, систематизирован и адаптирован с учётом специфики и условий работы МБДОУ. Данный материал пополнила фонетической подборкой, специальным оборудованием, что значительно обогатило образовательно-оздоровительный процесс.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- создание здоровой и безопасной среды, с наличием современных оздоровительных средств;
- обеспечение здоровьесберегающих режимов дня;
- оптимизация учебной нагрузки на детей, использование здоровьесберегающих педагогических и психологических технологий;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- приобщение к здоровому образу жизни не только детей, но и родителей.
Систему работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста реализую через следующие направления деятельности:
- соблюдение режимных моментов: здоровьесберегающие режимы – двигательный, питьевой, санитарно – гигиенический, питания, закаливания, учебный, игровой;
- создание здоровьесберегающей предметно – пространственной среды группы: специальное оборудование: сухой душ, мягкие модули, фитболы, коррекционные дорожки, ручные массажеры, ионизатор воздуха, аромалампа, бактерицидная лампа, уголок самостоятельной двигательной активности детей;
- организация профилактической работы: психогимнастика, витаминопрофилактика, ароматерапия, самомассаж, релаксационная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика в постели после сна, дыхательная гимнастика, фитонцидные добавки, босохождение, умывание холодной водой;
- проведение физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия, физкультминутки, физкультурные досуги, спортивные праздники, подвижные, спортивные игры.
Построение связей сотрудничества и взаимодействия между субъектами образовательного процесса – специалистами МБДОУ, социально – родительской общественностью:
- с медицинским работником (использование результатов медицинского обследования для планирования физкультурно-оздоровительной работы, подбор закаливающих процедур в сочетании с выполнением физических упражнений (босохождение, воздушные ванны, занятия на свежем воздухе), медицинский анализ занятия);
- с инструктором по физической культуре (совместное комплексное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МБДОУ: игровой стретчинг, детская йога, программа «Развивающая педагогика оздоровления» авт. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.);
- с музыкальным руководителем (совместное проведение танцевально – игровой гимнастики, праздников, развлечений);
- с педагогом-психологом (подбор психогимнастики, релаксационных игры – тренингов, консультативная помощь);
- с воспитателями (представление инновационной практики, подготовка к мероприятиям);
- с родителями (организация проектной деятельности: «Создание здоровьесберегающей среды группы МБДОУ», совместная организация и проведение мероприятий).
В каждом виде деятельности использую современные технологии развивающего обучения: здоровьесберегающие, игровые, информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные (упражнения, игры). Дозировка и темп зависит от возраста детей и настроения.
Образовательную деятельность строю на основе интеграции образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и комплексно-тематического планирования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Образовательные задачи решаю в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывно непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
В рамках реализации образовательной области «Безопасность» провожу мероприятия с детьми, направленные на формирование навыков безопасного поведения, потребности в двигательной активности и здоровом образе жизни.
Результаты данной работы:
При использовании здоровьесберегающих технологий, системы физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий в группе наблюдается снижение заболеваемости детей и наблюдается положительная динамика посещаемости: 2010-2011 учебный год – 74 %; 2011-2012 учебный год – 76 %; 2012 год – 80 %; сформированность культурно-гигиенических навыков детей в соответствии с возрастом; отсутствие случаев детского травматизма.
Овладение новыми подходами в направлении сохранения и укрепления здоровья детей позволило мне:
- создать единое образовательно-оздоровительное пространство группы для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
- сформировать сообщество из неравнодушных родителей и педагогов – сторонников активного здорового образа жизни;
- овладеть профессиональными и информационно-коммуникационными технологиями.
В работе широко использую цифровые технологии, информационные возможности сети Интернет для пополнения методического обеспечения группы, цифровое и мультимедийное оборудование для проведения занятий. Методические наработки, информационные материалы систематизировала и оформила на электронных носителях.
Результатом моей работы стало участие детей в районных мероприятиях: «Веселые старты», «Фитнесинка», соревнования по многоборью. На уровне МБДОУ учувствовали в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», «Путешествие в Африку», «Веселый КВН».
Кроме того в направлении здоровьесбережения сотрудничали с МБДОУ № 193 и № 16, МБОУ СОШ № 76.
Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития физических качеств и навыков детей имеет положительную динамику и соответствует возрастным особенностям детей.
Перспектива в продолжении дальнейшей работы по данной теме видится как:
- изучение и применение на практике новых методик;
- продолжение знакомства с опытом работы других педагогов;
- участие с детьми в городских, районных и всероссийских мероприятиях;
- обмен опытом с другими педагогами, с родителями воспитанников.