Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
11 минут 6994 1618

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

GERMANOVAДорогие друзья, мы рады представить вам Германову Валентину Ивановну, воспитателя высшей категории МБ ДОУ детский сад № 208 города Красноярска, Красноярского края. Все мы знаем, какую важную роль в нашей жизни играет здоровье. Сегодня Валентина Ивановна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе", в которой делится с нами своим профессиональным опытом по формированию и укреплению здоровья дошкольников. Статья будет интересна воспитателям ДОУ и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Валентины Ивановны:

"В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья является особо актуальной как в рамках государственной политики, так и непосредственно в жизни отдельно взятого города, учреждения, человека. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной."

Увлекательного чтения...


Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ С ФОТОГРАФИЯМИ

 

 

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья является особо актуальной как в рамках государственной политики, так и непосредственно в жизни отдельно взятого города, учреждения, человека. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.

Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей

В процессе своей профессиональной деятельности придерживаюсь принципа: «Здоровье – главная жизненная ценность». В соответствии с данным принципом, определила для себя приоритетное направление в работе – сохранение и укрепление здоровья детей, которое реализую на протяжении многих лет.

Цель моей деятельности в рамках приоритетного направления – укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребёнка, формирование у детей культуры здоровья и потребности в занятиях физической культурой, внедрение инновационных оздоровительных технологий в образовательную практику.

Работу по достижению поставленной цели осуществляю в соответствии с нормативно – правовыми документами:

  • Законом РФ «Об образовании;
  • Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Конвенцией о правах ребёнка;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ;
  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
  • Уставом ДОУ;
  • Образовательной программой МБДОУ;
  • Программой «Развивающая педагогика оздоровления»

В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова.

Особое внимание в процессе работы по реализации данного направления уделяю подбору и изучению специальной литературы по данной тематике, информационным подборкам из сети Интернет. Отобранный мной материал был изучен, систематизирован и адаптирован с учётом специфики и условий работы МБДОУ. Данный материал пополнила фонетической подборкой, специальным оборудованием, что значительно обогатило образовательно-оздоровительный процесс.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. охрана и укрепление здоровья детей;
  2. создание здоровой и безопасной среды, с наличием современных оздоровительных средств;
  3. обеспечение здоровьесберегающих режимов дня;
  4. оптимизация учебной нагрузки на детей, использование здоровьесберегающих педагогических и психологических технологий;
  5. формирование осознанного отношения к своему здоровью;
  6. формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  7. приобщение к здоровому образу жизни не только детей, но и родителей.

Систему работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста реализую через следующие направления деятельности:

  • соблюдение режимных моментов: здоровьесберегающие режимы – двигательный, питьевой, санитарно – гигиенический, питания, закаливания, учебный, игровой;
  • создание здоровьесберегающей предметно – пространственной среды группы: специальное оборудование: сухой душ, мягкие модули, фитболы, коррекционные дорожки, ручные массажеры, ионизатор воздуха, аромалампа, бактерицидная лампа, уголок самостоятельной двигательной активности детей;
  • организация профилактической работы: психогимнастика, витаминопрофилактика, ароматерапия, самомассаж, релаксационная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика в постели после сна, дыхательная гимнастика, фитонцидные добавки, босохождение, умывание холодной водой;
  • проведение физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные занятия, физкультминутки, физкультурные досуги, спортивные праздники, подвижные, спортивные игры.

Построение связей сотрудничества и взаимодействия между субъектами образовательного процесса – специалистами МБДОУ, социально – родительской общественностью:

    • с медицинским работником (использование результатов медицинского обследования для планирования физкультурно-оздоровительной работы, подбор закаливающих процедур в сочетании с выполнением физических упражнений (босохождение, воздушные ванны, занятия на свежем воздухе), медицинский анализ занятия);
    • с инструктором по физической культуре (совместное комплексное внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МБДОУ: игровой стретчинг, детская йога, программа «Развивающая педагогика оздоровления» авт. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.);
    • с музыкальным руководителем (совместное проведение танцевально – игровой гимнастики, праздников, развлечений);
    • с педагогом-психологом (подбор психогимнастики, релаксационных игры – тренингов, консультативная помощь);
    • с воспитателями (представление инновационной практики, подготовка к мероприятиям);
    • с родителями (организация проектной деятельности: «Создание здоровьесберегающей среды группы МБДОУ», совместная организация и проведение мероприятий).

    В каждом виде деятельности использую современные технологии развивающего обучения: здоровьесберегающие, игровые, информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные (упражнения, игры). Дозировка и темп зависит от возраста детей и настроения.

    Образовательную деятельность строю на основе интеграции образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и комплексно-тематического планирования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

    Образовательные задачи решаю в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывно непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

    В рамках реализации образовательной области «Безопасность» провожу мероприятия с детьми, направленные на формирование навыков безопасного поведения, потребности в двигательной активности и здоровом образе жизни.

    Результаты данной работы:

    При использовании здоровьесберегающих технологий, системы физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий в группе наблюдается снижение заболеваемости детей и наблюдается положительная динамика посещаемости: 2010-2011 учебный год – 74 %; 2011-2012 учебный год – 76 %; 2012 год – 80 %; сформированность культурно-гигиенических навыков детей в соответствии с возрастом; отсутствие случаев детского травматизма.

    Овладение новыми подходами в направлении сохранения и укрепления здоровья детей позволило мне:

    • создать единое образовательно-оздоровительное пространство группы для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
    • сформировать сообщество из неравнодушных родителей и педагогов – сторонников активного здорового образа жизни;
    • овладеть профессиональными и информационно-коммуникационными технологиями.

    В работе широко использую цифровые технологии, информационные возможности сети Интернет для пополнения методического обеспечения группы, цифровое и мультимедийное оборудование для проведения занятий. Методические наработки, информационные материалы систематизировала и оформила на электронных носителях.

    Результатом моей работы стало участие детей в районных мероприятиях: «Веселые старты», «Фитнесинка», соревнования по многоборью. На уровне МБДОУ учувствовали в соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», «Путешествие в Африку», «Веселый КВН».

    Кроме того в направлении здоровьесбережения сотрудничали с МБДОУ № 193 и № 16, МБОУ СОШ № 76.

    Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития физических качеств и навыков детей имеет положительную динамику и соответствует возрастным особенностям детей.

    Перспектива в продолжении дальнейшей работы по данной теме видится как:

    • изучение и применение на практике новых методик;
    • продолжение знакомства с опытом работы других педагогов;
    • участие с детьми в городских, районных и всероссийских мероприятиях;
    • обмен опытом с другими педагогами, с родителями воспитанников.

    Может быть интересно

    Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

    Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

    14 минут 2000 35

    Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

    Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
    10 минут 6534 677