Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Деревяго Татьяной Николаевной, учителем-логопедом первой квалификационной категории МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 13" города Кировска. Татьяна Николаевна профессионал, опытный педагог, является членом городской ПМПК. Сегодня Татьяна Николаевна с радостью делится с нами конспектом непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку именно в этом возрасте дети быстро и хорошо все запоминают, а также наиболее восприимчивы к слову. Статья будет интересна воспитателям и заинтересованным родителям.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Николаевны:
"Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи поможет закрепить знания детей о речевых единицах, познакомит их с функциями слов, научит образовывать антонимы; поможет воспитать чувство ответственности."
Познавательного чтения...
Тема: Звук «Й»
Задачи:
1.Коррекционно - общеобразовательные:
- Закреплять знания детей о речевых единицах: звуке, слоге, слове, предложении.
- Знакомить детей с функциями слов, называющих предмет и признак предмета.
- Учить образовывать антонимы.
2. Коррекционно-развивающие:
- Развивать функции зрительно-слуховой модальности (зрительных и слуховых форм внимания, памяти, мышления и восприятия).
- Активизировать, обогащать словарь признаков детей.
- Развивать творческие способности навыков контроля и самоконтроля.
3. Коррекционно - воспитательные:
- Создавать ситуацию успеха, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, повышения речевой активности.
Ход занятия
Обращаюсь к детям с вопросами, ответив на которые, они садятся на свои места:
- Какой сегодня день недели? Какой он по счету? Какой сейчас месяц? Это месяц какого времени года? Назови последний месяц весны. Какой он по счету? и т.д.
2. Объявление темы.
Л-д: Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке «Й». Что мы узнали о нём на прошлом занятии?
Дети рассказывают о звуке, дают его характеристику ( согласный, звонкий, только мягкий), а один ребёнок подбирает или рисует на доске схему-модель.
- Звук в слове.
На мольберт выставляются картинки со звуком «Й».
- назвать картинки
- найдите картинки, в которых «Й» стоит в середине слова, а в нём два слога
- найдите картинки, в которых «Й» стоит в середине слова, а в нём три слога
- определите, сколько слогов в слове: РУКОМОЙНИК
- назовите, что общее в оставшихся словах ( чай, ручей, музей, улей).
Л-д: Мы назвали слова, в которых «Й» стоит в середине, в конце слова. А знаете ли вы слова, в которых «Й» стоит в начале слова?
Дети: йог, йод, йогурт.
- Дидактическая игра: «Образуй новое слово».
Вставьте «Й» в середину слова.
МАКИ – МАЙКИ КОКИ - КОЙКИ
СОКИ – СОЙКИ РЕКИ - РЕЙКИ
ЛАКИ –ЛАЙКИ БАКИ -БАЙКИ
ДОКИ – ДОЙКИ СТРОКИ – СТРОЙКИ
Л-д: Все слова, которые мы назвали, обозначали предметы, называли нам их. А есть слова, которые описывают нам предмет, рассказывают, какой он.
В гости приходит Пират (игрушка).
Л-д: Ребята, опишите нашего гостя, какой он?
Дети подбирают слова, отвечающие на вопрос: какой? (красный, овальный, пластмассовый, грозный, одноглазый, хмурый, и т.д.).
Л-д: Ребята, а какой звук мы слышим в конце этих слов? («Й»).
- Дидактическая игра: « Слова- неприятели». ( с мячом).
ТОНКИЙ - СЛАДКИЙ - КОРОТКИЙ –
УЗКИЙ - ЗДОРОВЫЙ - ВЕСЁЛЫЙ –
НИЗКИЙ - ТИХИЙ - НОВЫЙ –
БЫСТРЫЙ - ДОБРЫЙ - ОСТРЫЙ –
ГРЯЗНЫЙ - СТАРЫЙ - КИСЛЫЙ –
- Звук «Й» в связной речи.
- Составить предложение со словом, изображенным на картинке.
Дети составляют свои предложения.
- Дидактическая игра: «Самый внимательный».
Перемешивая их, снова раздаёт детям. Ребёнок должен вспомнить предложение, которое ему досталось.
- Сосчитать слова в предложении, которое оказалось самым коротким, самым длинным, самым интересным.
- Чтение, исправление «запутанных слов», анализ предложения:
шаМИ забил бушай ( Миша забил шайбу).
- Запись предложения в тетрадях.
- Индивидуальные задания в конвертах от Пирата: ребусы, анаграммы, изографы.
- Подведение итогов.