Дорогие друзья, мы рады представить вам Волкову Наталью Владимировну, педагога дополнительного образования МБОУ ДОД "Центр детского творчества" города Калачинска, Омской области. Наталья Владимировна использует в своей педагогической практике технологии группового и индивидуального обучения, социальных практик, приемов музыкального импровизирования и экспериментального музицирования. Детский творческий коллектив имеет опыт концертных выступлений. Наталья Владимировна – неоднократный лауреат районных и областных конкурсов бардовской песни, награждена почетной грамотой. На сегодня актульна проблема творческой самореализации личности воспитанников в условиях учреждения дополнительного образования. Наталья Владимировна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по развитию индивидуальности воспитанников в вокально-инструментальном ансамбле. Статья будет интересна музыкальным руководителям и педагогам.
Краткий комментарий к статье от Натальи Владимировны:
"Все виды музыкальной деятельности служат средством формирования профессионально ценных качеств человека искусства: развитие слуха, мышления, воображения и других познавательных процессов, расширение необходимых умений навыков, развитие определённых черт личности (ответственности, терпеливости и пр.) и др."
Увлекательного чтения...
Развитие индивидуальности воспитанников в вокально-инструментальном ансамбле
Актуальность:
Проблема творческой самореализации личности воспитанников в условиях учреждения дополнительного образования приобретает доминирующее значение.
Определены следующие показатели творческой самореализации воспитанников в учебно-познавательной деятельности:
- познавательная самостоятельность;
- мотивация к творческой деятельности;
- творческая активность;
- развитие творческого потенциала;
- оценка готовности к творческой самореализации.
На основе этих показателей мною обозначены уровни творческой самореализации воспитанников в учебно-познавательной деятельности:
- Высокий уровень характеризуется высокой степенью проявления большинства показателей творческой самореализации, практически полной самостоятельности в обучении.
- Среднему уровню присущи в основном эвристический уровень овладения знаниями и способами действий и достаточно высокая самостоятельность в обучении.
О низком уровне творческой самореализации воспитанников свидетельствуют в основном алгоритмический уровень овладения знаниями и способами действий и лишь частичная самостоятельность обучающихся в обучении. Они достигают реализации заданной цели с использованием ранее освоенных способов деятельности. Анализ методической литературы по музыкальной педагогике выявил различные подходы к развитию индивидуальности воспитанников. Выделение того или иного ведущего качества индивидуальности связано с определенным историческим периодом, отражающим запросы общества к формированию личности ребенка, осуществляющегося посредством музыкального обучения. Обеспечение этого процесса и сегодня происходит благодаря различным формам, методам, приемам, которые мы, педагоги, применяем в учебной деятельности. Исходя из возможностей, способностей обучающихся, они позволяют достичь наиболее положительных результатов в развитии индивидуальности воспитанников.
Анализ методической литературы по музыкальной педагогике выявил различные подходы к развитию индивидуальности воспитанников. Выделение того или иного ведущего качества индивидуальности связано с определенным историческим периодом, отражающим запросы общества к формированию личности ребенка, осуществляющегося посредством музыкального обучения. Обеспечение этого процесса и сегодня происходит благодаря различным формам, методам, приемам, которые мы, педагоги, применяем в учебной деятельности. Исходя из возможностей, способностей обучающихся, они позволяют достичь наиболее положительных результатов в развитии индивидуальности воспитанников.
Цель: развитие индивидуальности посредством творческой самореализации воспитанников.
Задачи:
- изучение опыта ведущих педагогов дополнительного образования;
- самоанализ педагогической деятельности (корректировка индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, создания «Банка достижений»);
- систематизация материала.
Моя педагогическая деятельность строится на конкретных подходах:
- Индивидуальный подход: педагогический процесс проходит с учетом индивидуальных способностей воспитанников (темперамента, характера, склонностей, интересов и т.д.). В своей деятельности использую различные формы и методы с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому воспитаннику.
- Дифференцированный подход: определение конкретным детям задач в соответствии с их личностными характеристиками; постоянный анализ итогов работы; своевременное внесение корректив в методику работы с учетом особенностей каждого ребенка.
- Опора на положительное в личности и группе: изучение и знание лучших индивидуально-положительных и социально-психологических качеств детей; подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в силу воспитания; умелое использование положительного примера; побуждение детей к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию; терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволят им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в себе.
Развитие воспитанника осуществляю с опорой на его индивидуальные особенности: учитываю сильные и слабые стороны, потребности, способности. Работая в тесном контакте с воспитанником, стремлюсь развивать его музыкальный слух, мышление, исполнительную технику, творческую самостоятельность, активность. Это развитие происходит благодаря пониманию сущности предмета, т.е. исходя из музыки. Как писал Н. Копчевский, исследуя педагогическую деятельность И. С. Баха: «И. С. Бах говорил, что учиться надо на произведениях великих мастеров». Воспитанники, приступая к работе над музыкальными произведениями, должен иметь о них какое- то представление. Для этого при изучении нового произведения раскрываю перед воспитанниками его замысел, «вырисовываю» идеал исполнения, который ребёнку необходимо достичь путем самостоятельных решений, действий.
Развитие индивидуальности воспитанника является не только энциклопедичным, универсальным, но и ставится акцент на формирование «исполнительской индивидуальности». Это выражается, во-первых, в учебном процессе, сочетающем в себе различные виды музыкальной деятельности, во-вторых, в комплексном, гармоничном развитии воспитанника.
Воспитание у обучающихся музыкальной культуры зависит, в большей степени, от музыкальных способностей ребёнка. По этому поводу имеются немало высказываний известных педагогов-музыкантов. Так, советская пианистка, Е. Ф. Гнесина выделяла: высокоодарённых учеников; средней одарённости; а также хороших музыкантов, не обладающих чисто пианистическими возможностями. Советский пианист педагог Г. Г. Нейгауз целью работы со слабыми учениками считал: «…через музыку, путём «впрыскивания им бациллы искусства», протащить в область духовной культуры, помочь развитию и росту их лучших душевных качеств…».
Музыкальное образование, ориентированное на формирование «исполнительской индивидуальности» обучающегося, организую в детском объединении с учетом возрастных, психологических возможностей ребенка. Учебный процесс направлен на выявление активности ребёнка посредством привлечения его к различным видам музыкальной деятельности: подбор по слуху, читка нот, пение, сочинение, анализ музыкальных моментов и пр.
Все виды музыкальной деятельности служат средством формирования профессионально ценных качеств человека искусства: развитие слуха, мышления, воображения и других познавательных процессов, расширение необходимых умений навыков, развитие определённых черт личности (ответственности, терпеливости и пр.) и др.
Наиболее важным моментом развития воспитанника считаю такую форму практической деятельности, как концертное выступление, через которую ярко проявляется его «исполнительская индивидуальность». Так советский пианист и композитор С. Е. Фейнберг отмечал: «В характере интерпретации нотных временных координат с большей силой проявляется индивидуальность исполнителя, его личное отношение к произведению, темперамент и взволнованность игры». Исполнительская деятельность даёт представление о понимании ребёнком содержания музыкального произведения, мере его «включенности» в сочинение, об умении воссоздать идею сочинения в звуковом воплощении.
В методической литературе по музыкальной педагогике встречается такое словосочетание, как «музыкальная индивидуальность». Его появление связано с педагогической деятельностью В. Н. Шацкой, которая в своей работе «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» стремилась выявить средства, способы её развития. В. Н. Шацкую интересовал вопрос: «Создают ли методы нашей работы условия, побуждающие ребёнка к самостоятельным проявлениям в музыке, которые способствуют росту его музыкальной индивидуальности в различной деятельности?» Под музыкальной индивидуальностью ребёнка она понимала уровень его музыкальной культуры. Музыкальная культура выражается в потребности ребёнка в музыкальных впечатлениях, предпочтениях, в его стремлении к музыкальному творчеству и т. д.
Процесс формирования музыкальной индивидуальности воспитанника не однозначен. В. Н. Шацкая задумывалась о том как развить вкус и восприимчивость детей к музыке? Каковы условия и обстановка (игра, работа, прогулка и пр.), вызывающие самостоятельную музыкальную деятельность детей? Не подавляет ли социальная среда самобытность детского творчества? Организуя учебный процесс, использую на занятиях различные виды деятельности: специальное слушание музыки, беседы о музыке, обмен впечатлениями, и пр., применяю разнообразные формы развития музыкальной индивидуальности обучающихся: самостоятельную работу, концертные выступления детей, моменты, встречи с приглашёнными музыкантами и т. д.
Разработаны индивидуальные познавательные маршруты развития воспитанника, профиля его интересов с целью обеспечения положительной динамики творческой самореализации воспитанников в учебно-познавательной деятельности.
«Банк достижений» - удобная форма накопления, систематизации и представления информации о достижениях детей. В его создании и накоплении дети принимают самое активное участие. Это очень гибкая форма, которая позволяет «по горячим следам» фиксировать достижение. «Банк» является хорошей рекламой детского объединения и позволяет отслеживать из года в год стабильность достижений.