Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Интеграция образовательных видов деятельности и приобщение к миру физической культуры в рамках ФГТ на занятиях курса студии социальной адаптации и развития творческих способностей детей дошкольного возраста
10 минут 7275 2414

Интеграция образовательных видов деятельности и приобщение к миру физической культуры в рамках ФГТ на занятиях курса студии социальной адаптации и развития творческих способностей детей дошкольного возраста

BondarenkoNVДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Бондаренко Натальей Валерьевной, педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД "Центр детского творчества" города Калачинска, Омской области. Наталья Владимировна использует в своей педагогической практике технологии игрового, развивающего обучения дошкольников. Реализует образовательный курс "Приобщение детей к миру физической культуры". Наталья Валерьевна убедилась на практике, что возможна взаимосвязь физической культуры с каждой из образовательных областей, и в своей статье "Интеграция образовательных видов деятельности и приобщение к миру физической культуры в рамках ФГТ на занятиях курса студии социальной адаптации и развития творческих способностей детей дошкольного возраста" с удовольствием рассказывает нам о наиболее успешных возможностях интеграции. Статья будет интересна педагогам и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий от Натальи Валерьевны:

"Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса. Инструментом в создании таких моделей выступает интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства."

Познавательного чтения...


Интеграция образовательных видов деятельности и приобщение к миру физической культуры в рамках ФГТ на занятиях курса студии социальной адаптации и развития творческих способностей детей дошкольного возраста  

В современной практике дошкольного образования методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана, и многие дошкольные учреждения используют ее. Центр детского творчества города Калачинска не исключение.

В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям - интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

Реализуя данные требования, мною была создана и реализована образовательная программа курса «Приобщение детей к миру физической культуры» в Студии социальной адаптации и творческого развития дошкольников, целью которой явилось создание устойчивой положительной мотивации детей дошкольного возраста к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование   у  них   необходимых  знаний, умений  и навыков  по физической культуре, через интеграцию организационных форм двигательной деятельности детей. Основные задачи:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенство.

На практике я убедилась, что возможна взаимосвязь физической культуры с каждой из образовательных областей, сейчас хочется рассказать о наиболее успешных возможностях интеграции. Я веду занятия по физической культуре у детей среднего и старшего дошкольного возраста и реализую возможности интеграции с образовательными областями «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Физическая культура и здоровье

Нет необходимости доказывать, что эти области неразрывно связаны друг с другом. Моя задача – сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье. Помогает мне в этой работе включение двигательного воображения, в частности, образно-ролевая игра. К примеру, выполнять точечный массаж – не самое интересное занятие для детей. А вот если его выполнить в стихотворной форме или принять образ какого-либо известного мультипликационного героя, то же самое занятие становится намного привлекательнее и пользы от него больше.
Образы медведя и лисы помогают в профилактике плоскостопия, змеи и бабочки – в профилактике нарушений осанки, образ ветра и трубача – при проведении дыхательной гимнастики. Если ребенок принимает, допустим, образ кошки, он автоматически преображается в движении. Не приходится объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи особенности, и вот малыш уже выгибает спину, ползает, урчит. Так же выполняем упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он в образе тающего мороженого – совсем другое дело! Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной. Такие занятия я провожу в сенсорной комнате (комната приобретена в рамках реализации проекта на грант губернатора Омской области).

Физическая культура и познание

Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивной сферы, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов. Так как я работаю преимущественно с дошкольниками 4-5 лет, то особое внимание уделяю развитию восприятия. Воздействуя на различные анализаторы, развиваем зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине), умении ориентироваться в пространстве. Развивая слуховое восприятие, я учу детей улавливать, различать звуки и действовать в соответствии с ними. Например, дети бегут в колонне, изображая ручеек. Если музыка играет тихо – ручеек замедляет скорость и наоборот.
В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия: «мягкий-твердый», «гладкий-шершавый», «тяжелый-легкий».

В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь и стандартное и нестандартное оборудование. Чтобы обучение происходило естественно и легко, на помощь приходит игра и воображение.
Для развития познавательной сферы часто использую задания в проблемной форме: игровое экспериментирование, двигательные импровизации, творческие задания.

Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания.

Физическая культура и социализация

Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражается окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре.
Грамотно организованная игровая деятельность оказывает влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.
Физическая культура и коммуникация.
Общение со взрослыми и сверстниками – это неотъемлемый компонент каждого вида детской деятельности. Бывает так, что дети, испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Этот важный момент я учитываю в работе. Особое внимание уделяю агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в коммуникации.         Стараюсь гибко подходить к распределению ролей в играх, учитывая типологические особенности нервной системы, применяю упражнения психопрофилактического характера. Образно-ролевая игра помогает мне. Допустим, сегодня мы изображаем трусливых мышек, и я хвалю тихих, застенчивых детей за то, как они артистично показывают мышек, вселяя в них уверенность в себе. Шумные, гиперактивные дети в этом упражнении учатся приемам самообладания. А завтра мы попробуем примерить образ рычащего тигра. Агрессивные дети таким социально приемлемым способом избавляются от излишней агрессивности, а застенчивые - учатся смелости. Двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, примерить разные роли, что повышает коммуникативную компетентность детей. 

Физическая культура и музыка

Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить и об обратной связи: развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха.   Ребенок посредством движения учится воспринимать музыку, передавать ее характер, пользоваться телесными средствами выразительности.
Двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости, свободе, координации движений.
На занятиях я использую разные формы работы с музыкой: двигательная импровизация под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением, музыкальное сопровождение отдельных этапов или всего занятия, логоритмические упражнения и т.д.

Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса.
Инструментом в создании таких моделей выступает интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

Может быть интересно

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 2122 668

Методические рекомендации по использованию музыкально - дидактической игры «Веселое музыкальное путешествие»

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Дрозд Ольгой Владимировной, музыкальным руководителем МБДОУ «ЦРР детский сад № 52» г. Владимира Владимирской области. Сегодня Ольга Владимировна делится своим профессиональным опытом по использованию музыкально – дидактической игры «Веселое - музыкальное путешествие». Это игра будет интересна детям, педагогам ДОУ и родителям. Краткий комментарий...
5 минут 1922 606