Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Предупреждение эмоционального выгорания
9 минут 6954 2172

Предупреждение эмоционального выгорания

SEMENOVAIДорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Беленковой Инной Николаевной, воспитателем детского дома "Родник" города Белово, Кемеровской области. Инна Николаевна опытный педагог и делает все возможное, чтобы ее воспитанники стали очень талантливыми и способными ребятами, помогает им во всем. Все мы знаем, что педагог должен уметь точно и безошибочно взаимодействовать с детьми. К сожалению, довольно часто возникает проблема, которая носит название "эмоциональное выгорание". В статье "Предупреждение эмоционального выгорания" мы узнаем, что такое "эмоциональное выгорание", и как можно справиться с этой проблемой. Статья будет интересна педагогам.

Краткий комментарий к статье от автора:

"Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%, а к 40 годам эмоционально сгорают все педагоги."

 Профессионального чтения...


Предупреждение эмоционального выгорания

Для эффективной и плодотворной работы педагогов в детских учреждениях является умение педагога точно и безошибочно взаимодействовать с детьми и подростками. Это является основным фактором построения взаимоотношений между ребенком и взрослым. Часто возникающей проблемой педагогов, воспитателей, работающих в детских учреждениях, является так называемое «эмоциональное выгорание». Это чаще всего проявляется в потере интереса к детям — обще­ние с воспитанниками вызывает у такого взрослого раздражение и ску­ку, а работа — отвращение. Эмоциональное выгорание довольно быстро выходит за пределы работы и распространяется на знакомых, друзей и даже членов семьи.

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного  или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: воспитателей, учителей, психологов, врачей – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Происходит это по ряду причин.

Во-первых, потому, что у взрослых (педагогов, воспитателей, психологов) не сформированы способы профессионального общения — соответственно психологического или педагогического. Оно заменя­ется привычными бытовыми формами общения, в которых педалирует­ся именно эмоциональная сторона. Известно, что эмоциональное выго­рание часто возникает у людей, которые первоначально чрезвычайно эмоционально относились к своим профессиональным обязанностям, готовы были всего себя отдавать детям, «служить делу детской радости», «подарить всем детям свою любовь». Именно такое отношение к рабо­те, к детям представляется воплощением нравственной позиции.

Однако это является не лучшим ни для взрослого, для которого это становится эмоциональным донорством, а в итоге приводит к эмоцио­нальному выгоранию, ни для ребенка, который становится потребите­лем этой эмоциональности, постепенно приобретает так называемую «рентную установку», постоянно требуя внимания и любви. При этом ребенок не учится любить сам, не учится что-то давать в ответ.

Во-вторых, эмоциональность, о которой идет речь, не позволяет увидеть, ясно и трезво, реальную проблему ребенка и найти опти­мальное ее решение.

И, наконец, в-третьих, это общение в итоге не приносит удовлетворения взрослому и не ведет к его личностному росту, в то время как психологически правильно выстроенное общение взрослого и ребенка должно приносить удовлетворение и вести к росту того и друго­го.

Если у взросло­го нет ощущения, что от общения с ребенком он сам много получил, если у него есть только ощущение, что он растратился, «всего себя от­дал», значит, общение было выстроено неправильно. Профессиональное отношение состоит не в том, чтобы любить детей, с которыми вы работаете, а в том, чтобы при­нимать их, принимать такими, какие они есть.

Цель: формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.

Задачи:

  • формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
  • снятие эмоционального выгорания.

Ожидаемые результаты:

  • правильно распределять свою нагрузку;
  • регулировать свое эмоциональное состояние;
  • использовать полученные знания для решения определенных проблем, с которыми сталкивается педагогов своей профессиональной деятельности или жизни.

Рекомендации по избеганию профессионального выгорания:

  1. Хорошее здоровье, т. е. сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни, общение с природой).
  2. Повышение самооценки и уверенности в себе, в своих способностях и возможностях.
  3. Использование успешного опыта своего и коллег для преодоления профессионального стресса.
  4. Развивать способность конструктивно меняться в напряженных условиях.
  5. Стараться быть мобильным, открытым, общительным, стараться опираться на собственные силы.
  6. Развивать способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Для развития основных качеств в борьбе с профессиональным выгоранием необходимо вести профилактическую работу – это использование методов и приемов по преодолению негативных эмоций и улучшения настроения (общение с приятными людьми, взаимопонимание, чтение книг, журналов). Выполнять специальные упражнения на напряжение и расслабление (антистрессовая релаксация). Проводить коллективные игровые занятия, на повышение положительных эмоций, используя двигательную активность, смех, юмор. Не забывать, как можно чаще хвалить себя и других, и освоить технику саморегуляции.

Техника саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы саморегуляции: активизация чувства юмора; размышление о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; рассматривание цветов в помещении, картин, фотографий, пейзажа за окном, приятных или дорогих вещей; вдыхание свежего воздуха; самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние.

Антистрессовая релаксация.

    1. Дыхание на счет 7-11.

      Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение, но не нужно напрягаться. Считайте до 7 при выдохе и до 11при вдохе. Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания.

        2. Вопросы самому себе.

          Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).

          Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующий вопрос:

          Это действительно так важно?

          Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?

          Будет ли это так важно для меня через две недели, через месяц?

          Может ли что-то быть еще хуже?

          Стоит ли из-за этого так сильно переживать?

          Не следует считать выгорание чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы.

          Успехов в управлении своим внутренним напряжением и умении управлять своими эмоциями с пользой для себя и окружающих!

          Литература:

          1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
          2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. -  СПб.: Питер, 2003.
          3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
          4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
          5. Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.

          Может быть интересно

          Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

          Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

          14 минут 2000 35

          Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

          Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
          10 минут 6534 677