Дорогие друзья, сегодня мы рады познакомить вас с Беленковой Инной Николаевной, воспитателем детского дома "Родник" города Белово, Кемеровской области. Инна Николаевна опытный педагог и делает все возможное, чтобы ее воспитанники стали очень талантливыми и способными ребятами, помогает им во всем. Все мы знаем, что педагог должен уметь точно и безошибочно взаимодействовать с детьми. К сожалению, довольно часто возникает проблема, которая носит название "эмоциональное выгорание". В статье "Предупреждение эмоционального выгорания" мы узнаем, что такое "эмоциональное выгорание", и как можно справиться с этой проблемой. Статья будет интересна педагогам.
Краткий комментарий к статье от автора:
"Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%, а к 40 годам эмоционально сгорают все педагоги."
Профессионального чтения...
Предупреждение эмоционального выгорания
Для эффективной и плодотворной работы педагогов в детских учреждениях является умение педагога точно и безошибочно взаимодействовать с детьми и подростками. Это является основным фактором построения взаимоотношений между ребенком и взрослым. Часто возникающей проблемой педагогов, воспитателей, работающих в детских учреждениях, является так называемое «эмоциональное выгорание». Это чаще всего проявляется в потере интереса к детям — общение с воспитанниками вызывает у такого взрослого раздражение и скуку, а работа — отвращение. Эмоциональное выгорание довольно быстро выходит за пределы работы и распространяется на знакомых, друзей и даже членов семьи.
Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: воспитателей, учителей, психологов, врачей – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Происходит это по ряду причин.
Во-первых, потому, что у взрослых (педагогов, воспитателей, психологов) не сформированы способы профессионального общения — соответственно психологического или педагогического. Оно заменяется привычными бытовыми формами общения, в которых педалируется именно эмоциональная сторона. Известно, что эмоциональное выгорание часто возникает у людей, которые первоначально чрезвычайно эмоционально относились к своим профессиональным обязанностям, готовы были всего себя отдавать детям, «служить делу детской радости», «подарить всем детям свою любовь». Именно такое отношение к работе, к детям представляется воплощением нравственной позиции.
Однако это является не лучшим ни для взрослого, для которого это становится эмоциональным донорством, а в итоге приводит к эмоциональному выгоранию, ни для ребенка, который становится потребителем этой эмоциональности, постепенно приобретает так называемую «рентную установку», постоянно требуя внимания и любви. При этом ребенок не учится любить сам, не учится что-то давать в ответ.
Во-вторых, эмоциональность, о которой идет речь, не позволяет увидеть, ясно и трезво, реальную проблему ребенка и найти оптимальное ее решение.
И, наконец, в-третьих, это общение в итоге не приносит удовлетворения взрослому и не ведет к его личностному росту, в то время как психологически правильно выстроенное общение взрослого и ребенка должно приносить удовлетворение и вести к росту того и другого.
Если у взрослого нет ощущения, что от общения с ребенком он сам много получил, если у него есть только ощущение, что он растратился, «всего себя отдал», значит, общение было выстроено неправильно. Профессиональное отношение состоит не в том, чтобы любить детей, с которыми вы работаете, а в том, чтобы принимать их, принимать такими, какие они есть.
Цель: формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
- формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
- формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
- снятие эмоционального выгорания.
Ожидаемые результаты:
- правильно распределять свою нагрузку;
- регулировать свое эмоциональное состояние;
- использовать полученные знания для решения определенных проблем, с которыми сталкивается педагогов своей профессиональной деятельности или жизни.
Рекомендации по избеганию профессионального выгорания:
- Хорошее здоровье, т. е. сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни, общение с природой).
- Повышение самооценки и уверенности в себе, в своих способностях и возможностях.
- Использование успешного опыта своего и коллег для преодоления профессионального стресса.
- Развивать способность конструктивно меняться в напряженных условиях.
- Стараться быть мобильным, открытым, общительным, стараться опираться на собственные силы.
- Развивать способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Для развития основных качеств в борьбе с профессиональным выгоранием необходимо вести профилактическую работу – это использование методов и приемов по преодолению негативных эмоций и улучшения настроения (общение с приятными людьми, взаимопонимание, чтение книг, журналов). Выполнять специальные упражнения на напряжение и расслабление (антистрессовая релаксация). Проводить коллективные игровые занятия, на повышение положительных эмоций, используя двигательную активность, смех, юмор. Не забывать, как можно чаще хвалить себя и других, и освоить технику саморегуляции.
Техника саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Способы саморегуляции: активизация чувства юмора; размышление о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; рассматривание цветов в помещении, картин, фотографий, пейзажа за окном, приятных или дорогих вещей; вдыхание свежего воздуха; самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние.
Антистрессовая релаксация.
Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале вы почувствуете затруднение, но не нужно напрягаться. Считайте до 7 при выдохе и до 11при вдохе. Необходимость так долго растягивать дыхание требует полной концентрации внимания.
Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).
Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующий вопрос:
Это действительно так важно?
Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?
Будет ли это так важно для меня через две недели, через месяц?
Может ли что-то быть еще хуже?
Стоит ли из-за этого так сильно переживать?
Не следует считать выгорание чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить его возникновение. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие стрессы.
Успехов в управлении своим внутренним напряжением и умении управлять своими эмоциями с пользой для себя и окружающих!
Литература:
- Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
- Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
- Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.