Дорогие друзья, мы рады представить вам Семкову Галину Васильевну, воспитателя МБДОУ № 10 "Солнышко" города Нерюнгри, Республики Саха (Якутия). Галина Васильевна награждена почетными грамотами, считает своим главным достижением качественную подготовку детей к обучению в школе и адаптации в социуме и мечтает о том, что ее воспитанники займут достойное место в обществе, став взрослыми людьми. Также Галина Васильевна очень интересуется чтением художественной литературы, рукоделием и новинками педагогической науки. Очень важно, чтобы у дошкольников была хорошо развита эмпатия - "сопереживание", постижение эмоционального состояния. Сегодня Галина Васильевна с удовольствием делится с нами своим профессиональным опытом по развитию эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности. Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны:
"Моя работа о воспитании духовных, душевных, отзывчивых и добрых маленьких личностей. Относитесь к маленьким детям, как полноценным людям и тогда они вырастут достойными гражданами своей страны."
Познавательного чтения...
Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности
«Радость – чувство редкое, и его легко разделить.
Зачем лишать себя лишней порции счастья?..»
В современном мире люди зачастую стали безразличны и душевно слепы друг к другу. Они не способны принимать чью-либо позицию, не способны переживать, а это ведёт к чёрствости и бессердечию. Я считаю, что истоки этого кроются в раннем детстве, ведь «воспитание начинается с колыбели» (В.А.Жуковский).
Имея долголетний опыт работы с детьми, могу сказать, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей. Агрессия становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Нередко наблюдаю случаи, когда малыши, не задумываясь, могут обидеть сверстника, беззащитное маленькое животное, старших. Не проявляют сочувствия и жалости, видя слёзы самых близких ему людей. Многого ещё не зная и не умея, дети нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.
Я решила начать работу со своими воспитанниками, направленную на развитие сочувствия и сопереживания, так как считаю её очень актуальной, важной и значимой.
Способность понимать мир переживаний другого человека в современной психологии называется эмпатией.
Эмпатия (греч. «emratheia»), означает «сопереживание»; это постижение эмоционального состояния, проникновение - вчувствование в переживания другого человека, умение улавливать его внутреннее состояние, видеть мир глазами с его точки зрения.
С помощью сопереживания мы можем не просто видеть, что человек напуган, но и чувствовать это вместе с ним.
Для развития эмпатии характерно воспитание высокой нравственной культуры. Важно, чтобы ребёнок в своих повседневных духовных отношениях был связан с близкими людьми и сверстниками узами добрых желаний, ведь понимание чувств (понимание чувств другого, сопереживание) заложено в нём изначально. Считаю, что в жизни человека очень важно понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности.
Прежде чем начать работу по данной теме, я наметила следующие этапы:
- Изучение и обобщение методической литературы
- Оценка уровня эмпатии у воспитанников моей группы. Это повседневные наблюдения за общением детей в свободной игровой деятельности. Беседы с родителями о поведении детей дома, во дворе; опросы, анкетирование. Создание и обыгрывание вместе с детьми конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них. Попытки выражения детьми своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
- Подготовка наглядного и практического и игрового материала (написание конспектов, подбор игр и игровых упражнений, иллюстраций, подбор мультфильмов, художественной литературы для чтения детям).
- Составление перспективного плана работы по развитию эмпатии через игровую деятельность (использование сказочных сюжетов, иллюстраций).
- Создание условий для развития творческой активности детей в игре.
- Осуществление целенаправленного подбора средств (создание ситуации для применения полученных знаний), направленных на развитие эмпатии;
- Сравнение результатов уровня эмпатических способностей.
Для воспитания высокой нравственной культуры важно, чтобы ребёнок в своих повседневных духовных отношениях был эмоционально связан с близкими людьми и сверстниками, так как невоспитанность и невежество ведут к чёрствости, бессердечию и равнодушию. Равнодушный человек, так же как и грубый, хамоватый, душевно слеп и поэтому не способен принять чью- либо позицию, не способен сопереживать.
Повседневные наблюдения за взаимоотношениями воспитанников подтолкнули разнообразить мою работу. В отношениях между детьми часто возникали споры, они не могли договориться, не проявляли сочувствия и уважительного отношения к своему партнёру по игре, не умели уладить конфликты, не делились игрушками.
Я решила попробовать изменить ситуацию: последовательно и настойчиво добивалась, чтобы в условиях игрового и реального общения со сверстниками дети применяли социальные нормы поведения. Ведь игровое сотрудничество требовало от детей согласованности действий, умения договариваться, проявлять симпатию и сочувствие.
Перед собой я поставила такие цели и задачи:
- Развивать у детей умение общаться в процессе игры, проявляя сочувствие и уважительное отношение к партнёру.
- Формировать наиболее устойчивые эмпатические способности - сочувствие, сопереживание, жалость, радость, сожаление, участие.
Для реализации поставленных целей и задач я использовала следующие методы и приёмы:
- Словесный, наглядный, игровой
- Рассказы, беседы, вопросы детям, ответы детей. Указание и объяснение, проигрывание проблемных ситуаций, игры-драматизации, просмотр и анализ мультипликационных фильмов.
Соблюдая принципы использования различных методов и приёмов работы, я особое внимание уделяла разъяснению, беседе, художественному слову, рассматриванию иллюстраций по сказкам и прочитанным произведениям, проигрыванию проблемных ситуаций. Это могли быть ситуации из реальной жизни, допустим конфликт, возникший в игре, или предложенный взрослым, но тоже близкий к реальным. Например: «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться», «Ты принёс в группу сладости, а у твоего друга сегодня нет этих вкусностей».
В совместной деятельности детей уделяла немало времени играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям. В играх обращала внимание детей на взаимодействие, а также на возможные причины тех или иных проявлений. Во время игры дети меняются ролями, а это даёт возможность встать на точку зрения другого, почувствовать его переживания. После игры дети могут изобразить позу, привычки своего товарища.
Предлагаю игры и упражнения, которые я использовала в своей работе. Они направлены на улучшение отношений внутри детской группы и на развитие эмпатии у детей:
- «Встаньте те, кто…»
- «Моё настроение»
- «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
- «Сижу, сижу на камушке»
- «Интонация»
- «Передай улыбку»
- «Эмоции героев».
Эти игры помогают испытывать не только положительные чувства друг к другу, но и формируют атмосферу сотрудничества.
Вот несколько советов, как способствовать развитию эмпатии у дошкольников?
- Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
- Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, которые возникли на моральной почве, с последующим их решением.
- Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, почему следует поступать так, а не иначе.
- Обсуждайте последствия неверного поведения, как для самого ребёнка, так и для окружающих.
- Создавайте проблемные ситуации и привлекайте детей к их разрешению.
- Используйте разные формы проявления внимания к детям.
- Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры.
- Помните, что улыбка и доброе слово являются поощрением.
В семье ребёнок получает первые уроки эмоционального отклика. Через взаимодействия с близким взрослым ребёнок учится понимать и строить отношения со сверстниками. Поэтому надо помнить, что работа, проводимая в саду по развитию эмпатии, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье, ведь родители – это авторитет для ребёнка и важно, чтобы они стали активными участниками педагогического процесса, а не пассивными наблюдателями. С целью углубления и расширения психолого-педагогической компетенции и обогащения знаний родителей я использовала следующие формы работы:
- Индивидуальные беседы.
- Консультации.
- Дискуссии.
- Ролевое разыгрывание ситуации.
- Родительские собрания (ролевое разыгрывание ситуаций вместе с детьми). Эта работа даёт возможность родителям оценить способности своих детей.
- Анкетирование.
- Приглашение в группу на День открытых дверей.
- Выставка игр и художественной литературы.
- Совместное проведение вечеров вместе с родителями (концерт, развлечение, театрализованная постановка).
- Родители для детей показывали кукольный спектакль, небольшие сценки, а дети давали оценку их мастерства.
Осуществляя свою работу, я соблюдаю принцип системности и взаимодействия с педагогом-психологом ДОУ.
Работа психолога направлена на непосредственное выражение позитивного отношения детей друг к другу, что предотвращает возникновение конфликтов между детьми, воспитанию уважительного отношения к сверстникам и взрослым, развитию эмоциональных чувств.
Работа, проведённая с детьми, показала следующие результаты сформированности эмпатических способностей (см. таблицу).
Вывод:
- Улучшился микроклимат группы.
- Проявления агрессии среди детей значительно понизились, появилась доброжелательность.
- Дети чаще организовывают совместные игры, у них преобладают положительные эмоции.
- Дети могут принять позицию сверстника.
- Дети разрешают несложные проблемные ситуации самостоятельно.
- Дети воспринимают, понимают и принимают чувства другого.
Работа, проведённая с детьми по развитию эмпатии на основе игровой деятельности, позволила сформировать у них наиболее устойчивые эмпатические способности, развить умение общаться в процессе игр, проявляя сочувствие и тактичное отношение к партнёру.
Моя работа продолжается. Тематика будущей работы будет расширяться и зависеть от индивидуальности каждого ребенка.
Литература:
- Е.О.Смирнова. Межличностные отношения дошкольников.
- Л.В.Чернецкая. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников.
- Л.М.Шипицина. Азбука общения.
- М.В.Корепанова, Е.В.Харламова. «Познаю себя».
- И.Ф.Мулько. Социально-нравственное воспитание.