Санкт-Петербургский центр
дополнительного профессионального образования
Образовательный проект Razvitum

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством валеологического образования
15 минут 7954 2392

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством валеологического образования

KORNIICHUKДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Корнийчук Раисой Сергеевной, воспитателем первой квалификационной категории МБДОУ № 48 "Детский сад присмотра и оздоровления «Золотая рыбка»" города Норильска, Красноярского края. Реализуя основные направления своей деятельности, Раиса Сергеевна особое внимание в своей работе уделяет созданию условий для полноценного физического развития, укреплению здоровья и снижению заболеваемости детей, удовлетворяет их потребности в разнообразной двигательной активности. Сегодня Раиса Сергеевна с радостью делится с нами своей статьей, в которой мы узнаем, как приобщить детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством валелогического образования - включения их в различные виды деятельности. Статья будет интересна воспитателям и заинтересованным родителям.

Краткий комментарий к статье от Раисы Сергеевны:   

"Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста, поэтому, очевидно, что дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем."

Увлекательного чтения...


Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством валеологического образования

Сейчас уже ни для кого не секрет, что главным фактором, влияющим на здоровье человека, является его образ жизни. Актуальным становится утверждение Н.М.Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем.

Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста, поэтому, очевидно, что дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.

В нашем детском саду оздоровление и валеологическое воспитание детей является приоритетным направлением. Чтобы систематизировать нашу работу в данном направлении, сделать её более эффективной и насыщенной, мы разработали перспективный комплексно-тематический план по приобщению детей среднего дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни посредством валеологического образования, цель которого воспитание у детей культуры здоровья посредством включения их в различные виды деятельности.

Таким образом, перед родителями и педагогами стоят важные задачи по воспитанию валеологической культуры у детей.

  • формировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью, как ведущей ценности, интерес к здоровому образу жизни;
  • способствовать накоплению знаний ребенком о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
  • способствовать валеологической компетентности ребенка, чтобы ребенок мог самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях.

Разработанный нами перспективный план включает в себя 9 тем (новый месяц – новая тема). Каждый месяц мы планируем в своей учебно-воспитательной работе неделю Здоровья, где и знакомим детей с тематическим материалом, в соответствие с разработанным планом. В течение месяца этот материал закрепляется в различных видах детской деятельности.

Содержание нашей работы по валеологическому воспитанию детей заключается в следующем:

  1. Диагностика «Здравствуй, Неболейка!»
  2. «Знакомься – твое тело»
  3. «Мои глазки хороши»
  4. «Ушки на макушке»
  5. «Умный нос»
  6. «Чтоб смеялся роток и кусался зубок»
  7. «Ручки – хлопотушки, ножки – топотушки»
  8. «Здоровая кожа – здоровые дети»
  9. Фестиваль оздоровительных идей «Вот и стали ты и я, Неболейкины друзья»

Наш главный герой - это Неболейка, с ним дети знакомятся уже в сентябре. Неболейка предлагает детям дидактические игры, позволяющие диагностировать их знания по валеологии.

Затем, дети знакомятся с различными частями тела человека, с их назначением и, обязательно, с профилактическими мероприятиями, учатся беречь свои органы, части тела.

В конце учебного года в детском саду проходит фестиваль Оздоровительных идей, в рамках которого каждая группа готовит оздоровительный досуг, соответствующий возрастным особенностям детей. В игровой форме, с песнями, танцами и музыкой, дети демонстрируют навыки овладения различными видами оздоровительных технологий, обобщают свои знания по культуре Здоровья.

Надо отметить, что важную роль в работе по данному направлению мы отводим тесному взаимодействию с родителями наших воспитанников, а так же со специалистами детского сада. В связи с этим мы определили различные формы работы со всеми участниками процесса по осуществлению валеологического воспитания в детском саду.

В рамках реализации перспективного плана, были разработаны конспекты занятий по валеологической культуре, которые позволяют не только приобщать детей к здоровому образу жизни, но и расширять их кругозор, развивать воображение, логическое мышление и т.д. При проведении этих занятий широко используются:

а) мультимедийные продукты (презентации), которые способствуют активизации внимания детей, делают предлагаемую информацию более наглядной, яркой, что позволяет детям лучше воспринимать изучаемый материал.

Кроме того, свои презентации мы предлагаем заинтересованным родителям в качестве материала для закрепления полученной информации в домашних условиях, что способствует сближению родителей и детей, созданию общности их интересов. Дело в том, что в каждой презентации есть рубрика «Неболейкины задачки» (например, решить кроссворд, нарисовать части тела, закрасить определенные части тела или дорисовать человека, его лицо, практические упражнения «Сделай так», «Задания для ручек и ножек», д/и «Что сначала, что потом», «Что хорошо, что плохо»). Такая форма работы способствует сближению родителей и детей, созданию общности их интересов, развитию интереса и тех и других к своему здоровью, к здоровому образу жизни.

б) «Минутки Безопасности и Здоровья», которые мы проводим на различных      занятиях.

Так, если мы, например, говорим о признаках зимы, то в «минутку Здоровья и Безопасности» мы вспоминаем правила безопасного поведения при сильном морозе; говорим об овощах и фруктах – вспоминаем о полезных продуктах, о пользе овощей и фруктов для здоровья человека; рисуем красивый платочек, говорим о том, как его можно использовать в гигиенических целях (вытирать нос или глаза, платочек обязательно должен быть чистым) и т.д.

Введение в ход занятий таких «Минуток Здоровья и Безопасности» позволило нам более полно охватить темы по ОБЖ и валеологии, ведь не секрет, что одних познавательных занятий, чтобы охватить содержание разных направлений, предлагаемых «Программой», не хватает, ведь есть ещё и экологическое воспитание, и нравственное, и с предметным окружением нужно знакомить. А на «Минутках Здоровья и Безопасности», мы ежедневно, ненавязчиво, учим детей заботиться о своем здоровье, соблюдать правила гигиены, вести здоровый образ жизни.

Вообще, «Минутки Здоровья» мы проводим несколько раз в течение дня. Они внесены у нас в циклограмму планирования учебно-воспитательной работы вне занятий. Это и самомассажи, и дыхательные упражнения, и упражнения на релаксацию, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, игры в сухом бассейне, таким образом, дети не только укрепляют своё здоровье, но и обретаю навыки поддержания и укрепления своего здоровья.

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни проводится в тесном контакте со специалистами: музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре, а также с воспитателем, ответственным за библиотеку детского сада.

На музыкальных занятиях дети знакомятся с элементами музыкальной валеологии – своеобразные дыхательные упражнения, выполняемые под музыку.

На основе произведения народного фольклора мы проводим и Оздоровительные досуги, где дети закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, дыхательных упражнений, обобщают знания о здоровом образе жизни, развивают двигательные навыки и вместе с тем приобщаются к народному творчеству, проявляют свои творческие способности.

Разнообразить нашу работу по ознакомлению воспитанников с культурой Здоровья помогает нам наша детсадовская библиотека. Дети с удовольствием принимают у себя в гостях нашего библиотекаря, который организует в группе выставку книг «Неболейкины книжки» по темам нашего плана, проводит с детьми беседы, игры, конкурсы, - всё это активизирует внимание детей, их интерес к предложенной теме.

Для пропаганды здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в детском саду создан «Театр Здоровья». Это театрализованные музыкальные постановки по валеологическим сказкам, которые дети сочиняют вместе со взрослыми и сами же участвуют в их постановке.

Большую роль в воспитании валеологического поведения детей играет созданная нами здоровьеформирующая развивающая среда.

Так появилась идея создания в группе уголка здоровья «Расти и не болей», где мы поместили:

  • «Тропу здоровья», где с помощью фотографий проиллюстрирована оздоровительная работа, проводимая в группе с детьми;
  • нетрадиционное оборудование - это коврики из пробок, коврики с использованием пуговиц, камешков, массажных мочалок, которые используются для профилактики плоскостопия. Для развития мелкой моторики подобрали коллекцию пуговиц, камушков, круп. Для оздоровления дыхательной системы изготовили султанчики, ленточки и др.;
  • «Советы врача», где содержится информация о детских болезнях и их профилактике. Это различные консультации, памятки, буклеты.

Очевидно, чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к здоровью следует формировать, прежде всего, у родителей. Лучшим способом организовать взаимодействие ДОУ с родителями является создание эффективной системы сотрудничества. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги".

Основная цель взаимодействия с родителями – создание условий для улучшения и сохранения здоровья детей и  родителей, реализуется через следующие задачи:

  1. Формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи.
  2. Обогащение опыта оздоровительной деятельности в семье, способствование накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

Для решения поставленных задач в работе с родителями мы используем различные формы сотрудничества:

- Выпуск газеты «Будь здоров, малыш!».

В нашей газете отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни подрастающего поколения. Через газету родители знакомятся с условиями, задачами и методами воспитания наших детей, с рекомендациями специалистов по интересующей проблеме.

- Не менее эффективной оказалась работа по ведению «Портфолио Неболейки». В  рамках этой работы родители совместно с детьми подбирают и оформляют материал по определённой теме: «Носики-курносики». «Ушки на макушке», «Мои глазки хороши» и т.д.

- С целью пропаганды здорового образа жизни и повышения компетентности   родителей в вопросах оздоровления детей, раз в месяц мы организуем «Семейную школу Здоровья». В этот день родители встречаются с врачом-фтизиатром, работающим в детском саду, с инструктором по физической культуре, с родителями: врачами-специалистами, с тренерами из детских спортивных школ, которые помогают определиться с выбором спортивной секции для ребёнка, с семьями воспитанников, которые могут поделиться опытом здорового образа жизни.

С участием детей каждому родителю подготавливается индивидуальное письменное приглашение с указанием дня, времени встречи, её темы.

- «Мамина (папина) пятиминутка» стала доброй традицией группы. Мы приглашаем на наши занятия родителей, папу или маму, можно и бабушку, которые знакомят детей с той или иной информацией из жизненного опыта или профессиональной деятельности. Через создания игровых ситуаций показывают и рассказывают детям,  как избежать опасных для здоровья ситуаций, оказать посильную помощь товарищу, укреплять свое здоровье.

Можно представить себе какую радость, чувство гордости испытывает ребёнок, чьи мама или папа делятся опытом с другими детьми.

- для активизации родителей, включения их педагогический процесс мы организуем   тематические выставки совместных работ: «Вкусные рецепты», «Волшебные очки»,   «Умелые ручки». Папы и мамы фантазируют вместе с детьми, рисуют, конструируют,    придумывают разнообразные сюжеты, всё это сближает их, укрепляет отношения   между родителями и детьми.

Благодаря такому сотрудничеству детского сада и семьи, мы отмечаем положительную динамику результативности валеологического образования не только детей, но и взрослых (и педагогов, и родителей), уже мы можем говорить и о формировании у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

В заключении я хочу еще раз, уважаемые коллеги, акцентировпать Ваше внимание на то, что воспитание валеологической культуры с раннего возраста – требование времени. «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» (В.Шенеберг). И наша задача – задача педагогов и родителей – научить наших детей покорить эту вершину.

Список литературы:
  1. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулин "Здоровый дошкольник 21 века"
  2. «Дошкольная педагогика», /май-июнь/ 2006 г.
  3. Журналы "Дошкольное воспитание" М.; №3.2000 г.
  4. "Здоровый малыш" (Программа оздоровления детей в ДОУ)
  5. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет», Москва, Творческий центр, 2005 г.
  6. Степанова О.А. "Игра и оздоровительная работа" М. 2003г., Т.Ф.М. 2000г.
  7. "Русское народное творчество" М. 2001г.
  8. Тарасова Т.А. «Я и мое здоровье» (Программа занятий, упражнений и дидактические игры), «Школьная пресса», М. 2008 г.
  9. Терпугова Е.А. «Валеологическое воспитание», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2007 г.
  10. Чупаева И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. "Здоровый ребенок - в здоровом социуме" "Илекса" Москва. 1999г.

Может быть интересно

Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Кочеткову Снежану Станиславовну, воспитателя  МДОУ ДС №22 , г Усть-Кута, Иркутской области. Сегодня Снежана станиславовна предлагает вашему вниманию статью на тему «Привлечение родителей к обучению детей самостоятельности в домашних условиях с помощью организации пространства по методике Монтессори». Данный материал будет интересен и педагогам, и родителям.

14 минут 2883 45

Непосредственно образовательная деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас»

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики "Мастера своего дела" Семкова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ "Солнышко" № 10 г. Нерюнгри РС (Якутия), предлагает вашему вниманию непосредственно образовательную деятельность по социально-нравственному воспитанию «Дружба живёт среди нас». Данный материал будет полезен педагогам ДОУ. Краткий комментарий к статье от Галины Васильевны: «Задачи: обобщить...
10 минут 6812 677