Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Петренко Галиной Юрьевной, руководителем физического воспитания МКДОУ ЦРР – детский сад № 17 города Россоши, Воронежской области. Сегодня Галина Юрьевна с удовольствием предлагает вашему вниманию статью «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ». Статья будет интересна воспитателям и родителям.
Краткий комментарий к статье от Галины Юрьевны:
«Система использования здоровьесберегающих технологий в физкультурно - оздоровительной работе не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.»
Познавательного чтения…
Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ
ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно - оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Система использования здоровьесберегающих технологий в физкультурно - оздоровительной работе не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают исследования В.В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г. Алямовской, М.Л. Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры человека обусловлено, прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребенка.
Работа с детьми включает в себя следующие виды занятий:
- занимательная двигательная деятельность с целью формирования правильной осанки, коррекции зрения, обучения приемов самомассажа, выполнения дыхательных упражнений, развития эмоциональной сферы ребенка;
- психолого-педагогическая работа по освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», ориентированная на использование самостоятельно изготовленного нестандартного оборудования.
Детям мало только выполнять общеразвивающие упражнения, осваивать основные виды движений и играть в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому необходимо направлять усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, чтобы он не терялся, выполняя сложное упражнение, чтобы ему самому захотелось почувствовать радость от выполнения упражнения. Всему этому помогает интеграция таких образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка» (использование художественных произведений, музыкально-ритмической деятельности с целью развития представлений и воображения); «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных возможностях); «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности); «Труд» (накопление двигательного опыта, овладение навыками по уходу за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой).
В физкультурно - оздоровительной работе используются различные формы организации здоровьесберегающей работы.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, гимнастика для глаз В.Ф.Базарного, ходьба босиком, релаксация.
- Технологии обучения здоровому образу жизни:
физкультурные занятия, самомассаж «Маленькие волшебники», точечный массаж А.А.Уманскй.
- Закаливающие мероприятия:
обширное умывание, сухое обтирание, обливание стоп, контрастные ванночки для ног, полоскание рта и горла, «Рижский» метод закаливания.
Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнеров и взаимодействовать с ними.
Для повышения познавательной активности и усиления заинтересованности детей в процессе двигательной деятельности используется демонстрационный материал - карточки (рисунки, изображения детей, выполняющих разные физические упражнения). Дети самостоятельно выбирают физкультурное оборудование для выполнения упражнений по карточке; раскладывают карточки в последовательности выполнения упражнений; по основным видам движений (бег, прыжки, метание); по упражнениям для конкретных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног).
На этапе завершения и совершенствования усвоенных знаний, навыков и умений для подведения итогов проводятся беседы по вопросам, предложенным В.В. Заботиным: «Как называется это упражнение?»; «С какой целью мы выполняем упражнение?», «Какие упражнения для глаз вы знаете?» Через активное участие в образовательном процессе, дети лучше осознают связь состояния своего организма и их собственной заботы о нем.
Все это способствует повышению интереса, активности детей, более качественному выполнению упражнений. Эмоциональные переживания во время выполнения заданий благотворно влияют на функциональное состояние мозга, повышают тонус всех систем организма.
Систематически проводимые оздоровительные и корригирующие упражнения способствуют укреплению организма, предупреждают отклонения в физическом развитии, развивают умение заботиться о своем здоровье. Они интересны детям и дают высокий педагогический эффект.
Список литературы:
- Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: пособие для исследователей и практических работников/ Авт.-сост.: Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина.-М.: АРКТИ, 2003
- Щербак А.П. Физическое развитие детей 5-7 лет в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий и спортивных развлечений. Ярославль, Академия развития, 2009
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Авт.-сост. Н.И.Еременко, «Корифей», Волгоград, 2009
- Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
- Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. Москва, «Изд. Скрипторий», 2004